Сектоведение

2. “Учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе”

В 1991 г. стремительно “оккультизировавшийся” журнал “Наука и религия” (№ 2–3) опубликовал беседу с несколькими ивановцами. Вот выдержки из нее:

Кор.: Здесь… рядом с именем П. К. Иванова прозвучало слово Бог. В телевизионной передаче… одна из ее участниц назвала П. К. Иванова Богом. Говорят о нем как о Богочеловеке… Система стройная (? — А. Д.) и вызывает доверие (— А. Д.). Но почему в ней появляется идея Бога?

A. Ю. Бронников, военный инженер (Москва): Во все времена люди чувствовали, что существует некое Высшее Начало жизни, которое поворачивает жизнь не так, как хотят люди, а так, как должно быть. И это высшее начало, назовем его также Эволюционным законом, люди обозначили словом “Бог”… И вот, когда эти абсолютные качества, высокие понятия воплощаются в одном человеке максимально, и это видно всем, люди говорят, что Бог пришел на Землю. Так было 2000 лет назад, когда на Земле родился Иисус Христос. Обстановка ныне на Земле изменилась, эволюционный момент другой, и нам мало того закона, который нес в своем учении Иисус Христос. <…>

B. Н. Козицкий, инженер (НИИ радиотехнической аппаратуры, Москва): <…> Богочеловек — это гармония сил и озарения плюс абсолютная богонравственность, готовность взять на себя все грехи мира. <…>

Кор.: Православное духовенство, насколько нам известно, пока (?! — А. Д.) с недоверием относится к тому поклонению и почитанию, которым окружают люди Иванова. Тем более, вряд ли одобряется признание в нем Бога, пришедшего на Землю…

Г. Ю. Франко, кандидат филологических наук (Академия педагогических наук СССР, г. Москва):…Нравственные ценности Учителя Иванова — не что иное, как этические идеалы христианства, среди которых главные — жертвенная любовь, смирение, кротость, покаяние.Н. М. Быкова, детский врач (Москва):…Победитель природы — это победитель всех суровых, стихийных качеств Природы. “Я победил злого врага в природе”. Враг для Учителя — это стихийные силы Природы, которые вызывают болезни и страдания человека. Это холод, голод, то “плохое и холодное”, от которого мы простужаемся и болеем. Учитель переболел всеми болезнями человечества и победил их а себе с помощью трех живых тел: воздуха, воды и земли. Он победил все эти стихийные силы и только потом повел народ за собой.Как видно, последователи Иванова худо-бедно слепили из бредово-болезненного потока сознания своего обожествленного “Учителя” некую законченную систему, которую можно охарактеризовать как постсоветскую, неоязыческую и весьма эклектичную. Во всяком случае, когда мы говорим об “ивановстве”, мы имеем в виду именно это; другого, “несектантского” ивановства, нет:Этой книгой мы начинаем издание рукописей Порфирия Корнеевича Иванова — Победителя Природы, Бога Земли. <…> Отец Бог завещал людям заповеди через своих пророков. Господь — Сын человеческий — открыл истину своего учения через апостолов и евангелистов. Учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе. Паршек[1216] сам изложил историю своей жизни и расстался с прежними законами людей. И здесь же, в своих тетрадях, он описал найденную и проверенную практикой новую и небывалую идею бессмертия в природе. <…> Он вернул нам утраченный Рай…[1217]