36. — Пусть будет и так, как ты говоришь, возразил Трифон; положим, что о Христе предсказано, что Он имеет пострадать, что Он назван камнем, и после первого пришествия, в которое по предсказаниям должен явиться страждущим, придет со славою и потом будет Судией всех, вечным Царем и Священником; но докажи, тот ли он самый, о котором это предсказано. — По твоему желанию, Трифон, отвечал я, — доказательства, какие ты требуешь, я представлю в своем месте; а теперь позволь мне прежде привести пророчества, какие хочу, для доказательства, что Христос от Духа Святого называется Богом и Господом сил и иносказательно Иаковом; ваши же толкователи «неразумны», по слову Бога, утверждая, что это сказано не о Христе, но о Соломоне, когда он вносил скинию свидетельства в храм, построенный им. Вот псалом Давида: «Господня земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущие за ней. Он основал ее на морях и расположил ее на водах. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Невинный руками и чистый сердцем, тот, кто не употреблял души своей попусту и не клялся лживо ближнему своему; он получит благословение от Господа и милость от Бога Спасителя своего. Это род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иакова. Поднимите ворота ваши, князья, и поднимитесь вы, ворота вечные и взойдет Царь славы. Кто этот Царь славы? Господь сильный и могущественный в войне поднимите ворота ваши, князья, и поднимитесь вы, ворота вечные, и взойдет Царь славы. Кто этот Царь славы? Господь сил — Он есть Царь славы». Доказано уже, что не Соломон есть Господь сил, но наш Христос. Когда он воскрес из мертвых и восходил на небо, то поставленным от Бога на небесах князьям повелевается отворить врата небесные, чтобы взошел Тот, Который есть Царь славы и взошедши «сел по правую руку Отца до тех пор, пока Он положит врагов к подножию ног Его, как сказано в другом псалме. Так как князи небесные видели, что Он имеет вид, лишенный красоты, чести и славы, то, не зная Его, спрашивали: «кто этот Царь славы?» И им отвечал Дух Святой от лица Отца или Себя самого: «Господь сил, Он есть Царь славы». Всякий согласится, что ни о Соломоне, как ни был славен этот царь ни о скинии свидетельства никто из предстоявших при вратах храма иерусалимского не смел сказать: кто этот Царь славы?

37. И в псалме 46-м, продолжал я, так сказано о Христе: «взошел Бог при восклицании, Господь при звуке трубном. Пойте хвалу Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте. Ибо Бог есть Царь всей земли, пойте разумно. Бог воцарился над народами, Бог сидит на престоле святом Своем. Князи народов собрались с Богом Авраама, потому что сильные земли Божии очень возвысились». А в псалме 98-м Дух Святой укоряет вас и показывает, что Тот, кого вы не признаете Царем, есть Царь и Господь Самуила, Аарона, Моисея и всех прочих. Слова псалма следующие: «Господь воцарился, пусть гневаются народы; сидит Он на херувимах, пусть колеблется земля. Господь в Сионе велик и превознесен выше всех народов. Пусть они признают имя Твое великое, потому что оно страшно и свято, и честь царская любит суд. Ты приготовил справедливость, Ты совершил суд и правду в Иакове. Возвышайте Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию ног Его, потому что он свят. Моисей и Аарон в числе священников Его; и Самуил в числе призывающих имя Его, они призывали», говорит Писание, «Господа, и Он слушал их. Он говорил к ним в столпе облачном: они сохранили свидетельства Его и заповедь, которую дал им. Господь Бог наш, Ты слушал их; Боже, Ты милостив был к ним и мстил за все вымыслы их. Возвышайте Господа Бога нашего и покланяйтесь на горе Святой Его, потому что Свят Господь Бог наш».

38. — Хорошо нам было, господин, — возразил тогда Трифон, — когда мы слушались учителей, которые издали повеление, чтобы мы ни с кем из вас не разговаривали, и с тобою не вступали в рассуждение о таких предметах, потому что ты говоришь много нечестивого: ты стараешься убедить нас, что этот раз пятый был с Моисеем и Аароном и говорил им в столпе облачном, потом сделался человеком и был распят, восшел на небо, и опять придет на землю, и что должно покланяться Ему.

— Знаю, отвечал я, — что, по свидетельству слова Божия, от вас сокрыта эта великая мудрость Творца всего и Всемогущего Бога. Поэтому из сострадания к вам я употребляю все усилия, чтобы вы познали это учение наше, которое так странно для вас; если же нет, по крайней мере я буду неповинен в день суда. Вы услышите еще другие учения, которые вам покажутся более странными; не смущайтесь, но с большею готовностью слушайте и исследуйте, пренебрегая предание ваших наставников, которых обличает Дух пророчественный в том, что они не могут понимать слова Божия, а более стараются учить своим учениям. В псалме 44-м подобным образом говорится о Христе: «сердце мое излило слово доброе: я говорю дела свои дарю. Язык мой трость писца, скоро пишущего. Ты прекраснее видом, нежели сыновья человеческие; благодать разлилась в устах Твоих, поэтому Бог благословил Тебя во век. Опояшься мечем Твоим на бедре Твоем, Сильный; украшением Твоим и красотою Твоею усиливайся и успевай, и царствуй для истины, кротости и правды: и десница Твоя чудно проведет Тебя. Стрелы Твои остры, Сильный, — народы пред Тобою падут, в сердце врагов царя. Престол Твой, Боже, в век века; жезл справедливости — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел неправду: за это помазал тебя Бог, Бог Твой, елеем радости более причастников Твоих. Одежды Твои благоухают миррою, алое и кассией, от домов из слоновой кости, которыми они Тебя увеселяли. Дочери царей в чести Твоей; по правую руку Твою предстала царица в позолоченной одежде, разноцветная. Послушай, дочь, и рассмотри и наклони ухо твое и забудь народ твой и дом отца твоего. И царь будет желать красоты твоей, потому что Он Сам Господь твой, и будут покланяться Ему. Дочь Тира будет с дарами; богатые из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дочери царской внутри, она украшена золотыми бахромками и разными цветами. Девы, подруги ее, приведут к Царю, ближние ее приведут к Тебе. Приведут они с радостью и весельем, приведут в храм царский. Вместо отцов Твоих, родились у Тебя сыновья; Ты поставишь их князьями по всей земле. Я буду вспоминать имя Твое от одного поколения до другого: потому люди будут прославлять Тебя во век и в век века».

39. Неудивительно, продолжал я, если вы ненавидите нас, которые понимаем эти изречения и укоряем вас за ваше всегда упорное предубеждение. Даже Илия, беседуя с Богом, так о вас говорит: «Господь! они убили пророков Твоих и разрушили Твои алтари; и я остался один, и они ищут души моей». Бог отвечает ему: «еще остаются у Меня семь тысяч человек, которые не преклонили колена Ваалу» (3 Цар. 19:10,18). Поэтому, как тогда Бог удержал Свой гнев ради тех семи тысяч, так и теперь Он не нанес и не наносит суда Своего, ибо знает, что некоторые ежедневно делаются учениками во имя Христа Его и оставляют путь заблуждения, и каждый из них получает дары по достоинству, просвещаясь чрез имя этого Христа. Один получает духа разума, другой — совета, третий — силы, иной врачевания, иной предведения, иной учения, а иной — страха Божия.

— Знай, — сказал мне на это Трифон, — что, говоря таким образом, ты находишься не в своем уме.

— Послушай, друг, — сказал я, я не сумасшедший и не вне себя. Было предсказано, что Христос после вознесения на небо освободит нас, как пленников, от заблуждения и даст нам дары. Вот эти слова: «Он взошел на высоту, пленил плен, дал дары человекам» (Пс. 67:18). Итак мы, получивши дары от Христа, восшедшего на высоту, доказываем из слов пророческих, что вы, мудрые в самих себе и знающие в своих собственных глазах, безумны и устами только почитаете Бог а и Христа Его; а мы, наставленные во всей истине, почитаем Его нашими делами, познанием и сердцем, даже до смерти. Впрочем вы, может быть, и потому не решаетесь признать Его Христом, как показывают писания, видимые события и дела, совершаемые именем Его, что боитесь преследования со стороны правителей, которые по действию лукавого и лживого духа, этого змия, не перестанут преследовать и убивать исповедующих имя Христово, до тех пор, пока Он придет опять, сокрушит их всех и воздаст каждому по достоинству.

— Теперь докажи нам, — сказал Трифон, — что тот, Который, по словам твоим, был распят и вознесся на небо, есть Христос Божий. Ты уже достаточно местами из писаний, которые привел прежде, доказал, что Христос должен также пострадать и что Он опять придет со славою и получит вечное царство над всеми народами, и Ему покорится всякая власть; но докажи нам: точно ли ваш Иисус есть тот самый.— Это, государи мои, для имеющих уши уже доказано даже из того, что вы сами признаете. Но чтобы вы не думали, что я затрудняюсь и не в состоянии представить требуемых доказательств, я исполню это в своем месте, как и обещал, а теперь обращусь к продолжению начатой мною речи.40. Итак таинство агнца, которого Бог повелел закалать, как пасху, было прообразом Христа, кровью Коего верующие, по вере своей веры в Него, помазывают дома свои, то есть самих себя; ибо тот образ, который Бог сотворил, именно Адам, был обиталищем дыхания Божия, как все вы можете понять. А что и эта заповедь об агнце была дана на время, я докажу так. Бог нигде не позволяет закалать пасхального агнца, как только на том месте, на котором «призвано имя Его» (Вт. 16): потому что Он знал, что после страдания Христа придут дни, когда место Иерусалима будет предано врагам вашим, и все вообще приношения прекратятся. Агнец, которого велено было изжарить всего, был символом страдания крестного, которым имел пострадать Христос. Ибо, когда жарят ягненка, то его располагают на подобие фигуры креста: один вертел проходит чрез него прямо от нижних оконечностей к голове, а другой поперек плечных лопаток, на котором держатся передние ноги ягненка. Подобным образом те два козла во время поста, по повелению одинаковые, из которых одного отпускали, а другого приносили в жертву, возвещали двоякое пришествие Христа: первое, —Вы также знаете, что и это приношение двух козлов, которых велено было приносить во время поста, не позволено нигде совершать, кроме Иерусалима.41. И приношение пшеничной муки, государи мои, продолжал я, —Посему-то Бог о жертвах, которые вы тогда приносили, говорит, как я прежде сказал, чрез Малахию, одного из двенадцати пророков: «нет расположения Моего к вам, говорит Господь, и не приму ваших жертв из рук ваших: потому что от восхода солнечного до запада имя Мое прославлено между народами, и на всяком месте фимиам и жертва чистая приносится имени Моему, ибо имя Мое велико между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» (Мал. 1:10-12). О жертвах же, которые мы — язычники приносим на всяком месте, то есть о хлебе Евхаристии и также о чаше Евхаристии, еще тогда Он предсказывает, присоединяя, что Его имя мы прославляем, а вы оскверняете. И заповедь об обрезании, повелевающая, чтобы младенцы обрезывались непременно в восьмой день, была прообразом истинного обрезания, которым мы обрезались от заблуждения и греха чрез Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в первый день недели; ибо первый день недели, будучи первым из всех дней, однако в счислении всех дней по их кругообороту называется восьмым, хотя и остается первым.42. Двенадцать звонцев, висевших, согласно с повелением, на длинной одежде первосвященника, были символом двенадцати апостолов, которые были укреплены силою вечного Священника Христа, и голос которых наполнил всю землю славою и благодатью Бога и Христа Его. Поэтому Давид говорит: «голос их прошел по всей земле, и слова их до пределов вселенной» (Пс. 18:4). Также Исаия, как бы от лица апостолов, которые говорят Христу, что люди веруют не проповеди их, а могуществу Его, пославшего их, так взывает: «Господи! кто поверил слуху нашему? И кому открылась мышца Господня? Мы проповедовали пред Ним, как отрок, как корень в земле жаждущей» (Ис. 53:1-2), и прочие слова пророчества которые приведены мною прежде. Слова, сказанные как бы от лица многих: «мы проповедовали пред Ним», с прибавкою: «как отрок» показывают, что злые сделаются слугами Его и будут повиноваться повелениям Его, и все станут как один отрок. Это можно видеть и на теле: хотя считается в нем много членов, однако они все вместе называются и суть единое тело; так и народ и церковь, состоящие из многих по числу людей, но образуя одно целое, обозначаются и называются одним именем. Так, государи мои, продолжал я, — перечисляя и все прочие постановления Моисеевы, я мог бы доказать, что они были прообразами, символами и возвещениями того, что имело случиться со Христом, тех людей, которых вера в Него была предузнана, равно как и действий, которые надлежало совершить Самому Христу. Но так как, по моему, достаточно и того, что я перечислил, то буду продолжать речь по порядку.