В. Иванов

По возвращении Рериха в Нью-Йорк из экспедиции ему была устроена торжественная встреча, причем в речах ораторов, сказанных по этому случаю, и в газетных статьях, по тому же поводу написанных, отмечалось, что Рерих является как бы символом всех наций, пророком идеи международного мира, идеи, проводимой всей его жизнью и всем творчеством.

«Я не знаю ни одного человека, — говорил мэр гор. Нью-Йорка, — который выполнил бы в этом направлении так много, который через бесконечные препятствия, стремясь к этой цели, принес бы столь возвышенные понятия о братстве, столь тонкое понимание между нациями на земле».

В речах, произнесенных многочисленными представителями науки и искусства различных стран, была отмечена выдающаяся роль Рериха, как носителя идеи мира, знания и красоты.

«Нет теперь ни иностранцев, ни союзных наций, — человечество представляет собой одно целое», — говорил один из многочисленных почетных гостей на открытии нового здания музея имени Рериха.

«Николай Рерих — один из учителей современной мысли, своею живописью, своими философскими и научными работами, примером такой полной и плодотворной деятельности создает движение взаимного согласия между нациями, основанное на международном сотрудничестве, которое с каждым днем все более и более претворяется в служение красоте и знанию», — так характеризует деятельность Рериха французский бюллетень, посвященный его юбилею.

Даже и при поверхностном отношении к этим льстивым речам и писаниям бросается в глаза, что здесь имеет место не обычное при различных чествованиях преувеличение заслуг и значения чествуемого, а нарочитая трескучая реклама, «делание имени», создание «знаменитости». Ведь, положа руку на сердце, вряд ли хоть один честный и объективный наблюдатель, даже и из масонско-либерального лагеря, сможет признать за Рерихом ту массу заслуг перед человечеством, которая ему приписывается. Ведь нелепо же утверждать, что мир, потрясенный не имеющей себе прецедента по размерам и значению революцией, мир, производящий переоценку ценностей в гигантском масштабе, мир, измученный и обескровленный, мог признать, что Рерих оказал хоть какую-нибудь услугу своими, сумбурными по форме и содержанию, писаниями, своими ничего не говорящими ни уму, ни сердцу картинами или, наконец, своим исключительным по никчемности, несерьезности и неискренности «пактом Рериха». Не только самое объективное, но и самое благожелательное отношение к творениям Рериха не дает оснований расценивать его так, как это делает масонская клика. Но даже и ей, мнящей себя всесильной, задача оказалась не по плечу. Кто помнит о Рерихе на другой день после газетного о нем шума? Кто почитает Рериха «одним из учителей современной мысли»? Никто, в том числе и сами масоны. И лишь в аспекте особого задания, возложенного на Рериха, аспекте, объясняющем и тот небывалый факт, что Рерих из среднего русского художника превратился в мировую величину, выиграв на потере Родины и ослаблении Русского влияния, лишь в этом аспекте становится понятной вся шумиха вокруг его имени, масонское многоглаголание и истерические выкрики. Черного белым не сделаешь, и столь лестно охарактеризованный Нью-йоркским мэром и «беспристрастной» печатью, Рерих найдет, и уже находит, должную оценку там, где мозг не одурманен чадом масонской пошлости и глаза не покрыты пеленой, сотканной масонской ложью.

Но пока Рерих — мыслитель, Рерих — писатель, Рерих — художник, знаменитый и всемирно известный Рерих работает, а хозяева его пожинают плоды этой работы.

Прикрываясь знаменем защиты от разрушения произведений искусств в годы военных бедствий, Рерих проповедует пакт всеобщего мира в масонском духе. Его картина «Великая Матерь Знамени Мира», а также и «Знамя Мира», долженствующее, по мысли Рериха, охранять произведения искусства от разрушений, не только написаны в масонском стиле и духе, но и украшены масонскими символами — три точки в круге. Отбрасывая толкование Рериха, как явно еретическое, что этот знак есть символ Святой Троицы, нетрудно усмотреть в двух других его толкованиях, что три точки в круге — символ всех стран мира, которые должны слиться в единении и единогласии. Вот эти толкования: Первое: «Предложенный флаг есть символ всего мира, не одной лишь страны, но всего цивилизованного мира. На предложенном знамени изображены на белом фоне в круге три соединенные аморантовые Сферы, как Символы Вечности и Единения». (Нью-Йорк Тайме, март 1930 г.) Второе: «Флаг — эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом. Флаг этого проекта имеет три шара в середине круга на белом фоне, как символ вечности и единогласия». (Спец. брошюра русского комитета пакта Рериха, г. Харбин, 1934 г.) Эти толкования есть ничто иное, как повторения избитой масонской мысли о «вечном мире» и «братском союзе всех народов». В проповеди своей идеи мира Рерих направляет острие своих рассуждений против антимасонских разоблачений, называя работу по разоблачению масонства разрушительной работой, «духовным убийством, более опасным и преступным, чем убийство физическое».