Евергетин

Между тем другие братья заметили то, что делал брат: он перечитывал свою записку, причем делал это постоянно. Они часто смущались этим и по действию лукавого стали завидовать брату и озлобились на него. Наконец они пришли к авве и сказали ему:

— Этот брат — колдун, носит в поясе свои заговоры, и мы с ним рядом жить не будем. Отправляй из монастыря либо его, либо нас!

От игумена не укрылось, что это козни врага (а он видел смирение брата и его благочестие). Он и говорит им:

— Пойдите и молитесь, помолюсь и я, а через три дня я дам вам ответ.

А ночью, когда брат спал, авва подошел к нему, осторожно развязал пояс, прочел записку, завязал снова и ушел.

Через три дня братья пришли к авве узнать ответ. Авва позвал того брата и говорит:

— Ты почему соблазняешь братьев?

Брат тотчас повалился на землю и говорит:— Грешен, прости меня и помолись обо мне!— Что вы говорили об этом брате? — спросил авва у братьев.— Он колдун! — ответили те. — У него в поясе заговор!— Ну так доставайте сюда его ворожбу! — сказал авва.Братья бросились, чтобы развязать на брате пояс, но тот не давал им.— Режьте пояс! — сказал авва.Они разрезали и нашли в нем записку. Тут авва дал записку одному из диаконов и велел ему стать повыше и прочесть ее всем, дабы лукавый, который посеял клевету, был посрамлен еще больше.Диакон прочел то, что было в бумаге. И когда братья услышали последние слова: «Во Имя Иисуса Христа буду терпеть», — от стыда они не знали, куда деться.— Согрешили мы, — сказали они и положили авве поклон— Не мне бейте поклоны, — сказал авва, — а Богу и своему брату, которого вы оболгали. Пусть он прощает вас.Они так и сделали. Тогда авва сказал брату:— Помолимся Богу, чтобы Он простил им.И они помолились за братьев.2. Один старец сказал, что древние никогда не торопились покинуть место, где жили, за исключением трех случаев. Во–первых, если рядом есть сосед, который плохо к тебе относится и злопамятен — причем ты все сделал для его исцеления но тебе не удалось расположить его к себе. Во–вторых, если к тебе приходит много народу, много всего приносят для тебя и говорят о тебе слишком много хорошего. Или, в–третьих, если случайно впадешь в блуд, то есть если рядом живет много женщин.Если поменять место подвига по одной из этих трех причин — это будет иметь смысл. Но все это не относится к тем, кто живет в общежительных монастырях — лишь к тем, кто отшельник и безмолвствует.3. Отцы говорили: если на том месте, где ты живешь, с тобой случилось искушение, не оставляй своего места из–за этого искушения. А не то везде, где бы ты ни поселился, найдется что–нибудь, от чего ты убежишь. Но терпи, пока не закончится искушение, чтобы ты мог уйти без смущения. И не оставляй свое место в мирное время, чтобы твой уход не огорчил тех, кто там живет.4. Старец сказал: «Как не может плодоносить дерево, которое все время пересаживают, так не может достигнуть добродетели монах, который переходит с места на место».5. Один брат жил в общежитии, и его беспокоили помыслы уйти оттуда. Он рассказал это авве.— Иди, — сказал ему авва, — оставайся в своей келии и отдай свое тело стенам келии, словно под залог. Главное, никогда не покидай келию телом, а что до помысла — пусть его думает что хочет.6. Старец сказал: «Келия монаха — это пещь Вавилонская, в которой три отрока обрели Сына Божия. Это столп облачный, из которого Бог говорил с Моисеем».