Против иудеев

"Ваши пророки – наши пророки". Речь Патриарха Алексия II, произнесенная в Нью-Йорке на встрече с раввинами (13.11.1991)

Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога. отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него воспринял Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. "Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия". Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской православной церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад.

Главная мысль этой проповеди – теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных процессов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство.

В таком же духе обращался к евреям в начале нашего века и архиепископ Николай (Зиоров). "Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон – это наш закон, ваши пророки – это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда; общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской Церкви помочь нашему народу победить ало обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но свитом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество – демократическое, свободное, открытое, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога – Отца всех, Бога отцов ваших и наших.

На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: "Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что нам всем нужно – и вашему, и нашему народу, веем другим народам, ибо как Бог наш – един Отец всех людей, так и мир – шолом – от Него, един и неделим для всех чад ЕГО.

Московские новости. 26.1.1992

"Молим вас – прислушайтесь!" Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (18.2,1993)Ваше Святейшество! Забота о благе Отечества и благополучии Церкви, о сохранении церковного мира, нерушимости канонических законоположений и неповрежденное™ апостольского вероучения заставляет нас обратиться к Вам с этим письмом. В нынешнюю лютую годину смут мы сможем совместно противостоять сатанинским попыткам уничтожить Святую Русь, только объединившись вокруг наших исконных святынь, возгрев в душе святую ревность "по Бозе". Медлить в равнодушном ожидании дальше безнравственно и преступно) "Молчанием предается бог", – гласит святоотеческая мудрость. Да не будет сего! Да не окажемся мы, по маловерию и малодушию нашему, в числе предателей Господа и Спасителя своего!Ваше Святейшество, мы просим Вас разъяснить нам недоумения и избавить от соблазнов, возникающих в среде православного народа из-за странностей внутрицерковной и межконфессиональной политики, проводимой от Вашего имени. К сожалению, события дают повод предполагать, что определенные силы стремятся использовать Ваше имя в своих интересах, далеко не всегда совпадающих с интересами России и Русской Церкви. Вот лишь несколько примеров из недавнего прошлого.Во время Вашего официального визита в Соединенные Штаты в программу Ваших мероприятий была включена встреча с представителями иудейской общины Америки. На этой встрече с раввинами Вы произнесли речь, текст которой затем был передан раби Артуру Шнайдеру, представителю иудейской стороны. Эта речь широко комментировалась в зарубежной печати, а будучи опубликована в России "Еврейской газетой" и "Московскими новостями", вызвала в среде православных настоящий шок...Этой речью авторитету патриарха Московского и Всея Руси был нанесен страшный ущерб. Внутри Церкви образовалось целое течение "непоминающих" священников батюшек, формально остававшихся в юрисдикции Московского патриархата, но переставших за богослужением возносить Ваше имя. Фактически Церковь была поставлена на грань раскола, и лишь милость Божия да безграничное терпение и духовный разум нашего народа позволили избежать углубления кризиса...Как же согласуются с этим утверждения о том, что "полнота христианства обнимает собою иудейство", призывы к раввинам помочь Русской Православной Церкви бороться с "этническим шовинизмом", приглашения к "единению иудейства с христианством... на реальной почве духовного и естественного родства и положительных духовных интересов"?..."Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?" более полутора тысячелетий назад вопрошал Иоанн Златоуст. Этот величайший святой, учитель Церкви, благоговейно чтимый ныне всем православным миром, недвусмысленно предупреждал: "Когда узнаешь, что кто-нибудь иудействует, останови, объяви о нем, чтобы тебе и самому не подвергнуться вместе с ним осуждению". Как говорится, добавить нечего.