В Чине св. Крещения, употребляющемся в Церкви и доныне, требуется от восприемников, чтобы они запрещаемого отреклись «от дьявола и всех дел его, и всея гордыни его». Возможность же существования бесноватых, как действительно одержимых злыми духами, Церковь признает тем, что имеет особый чин «о избавлении от духов нечистых». Это последование вместе с тем открывает нам и несомненную веру Церкви в силу имени Христа и данную Им пастырям Церкви «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» (Мф. 10,1).

Итак, все убеждает нас в бытии злых духов: и предания народов, и здравый разум, освещаемый светом Божественного Откровениями опыт св. подвижников и, наконец, верование Церкви. Поэтому, как говорит о. Иоанн Кронштадтский, «упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор истине, наперекор Божественному Откровению12; отрицающий злого духа человек уже поглощен дьяволом (1 Пет. 5, 8) и, сидя во тьме и сени смертной, не в состоянии зреть Солнце Правды.

1 Апологетика Рождественского. С. 7-106.

2 Иамирий-маг египетский, противодействовавший Моисею. 2 Тим. 3, 8.

3 Четьи-Минеи. Октября 2.14

4 Опытное доказательство этого можно видеть в житии Преподобного Пахомия Великого, Четьи-Минеи, Мая 15.

5 Четьи-Минеи. Января 17

6 Творения Иоанна Златоуста. Т. 2. С. 551. 187 Памятники древней христианской письменности. Т. 4. Приложение к Православному Обозрению. С. 143.8 Св. Иринея «Против ересей». Кн. 4.9 Тертуллиана творения. Т. 4. Гл. 1. 2710 См. Славянское Добротолюбие.11 Приложение к Православному Обозрению. С. 92-93.12 Сочинения Иоанна Кронштадтского. Т. 2.Глава IIПроисхождение злых духов, их первый грех и наказаниеТворение Богом мира невидимого. — Свойства Ангелов. — Падение некоторых из них по своей воле. — Время падения. — Первый грех злых духов. — Наказание за грех. — Вечность мучений злых духов. — доводы в пользу неизменности участи злых духов. По учению Православной Церкви, выраженному в пространном Катехизисе, «невидимое сотворено прежде видимого и Ангелы прежде человеков», то есть Ангелы сотворены прежде всего, когда, кроме Бога, ничего не существовало. Это видно из первых слов книги Бытия: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1,1).Так как видимое нами небо сотворено после (Быт. 1, 6, 8, 1417), то в этих словах под небом нужно разуметь духов, которые в Святом Писании представляются населяющими небо (Кол. 1,16) — вот почему Моисей не приписывает небу того нестроения, какое приписывает земле, которая бе невидидима и неустроена (Быт. 1,2). Об этом можно заключить из слов Бога к Иову: Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангелы Мои (Иов. 38, 7); отсюда видно, что Ангелы существовали уже в четвертый день творения.Создатель Ангелов сотворил их по образу Своему — бестелесными, по естеству их — подобными некоторому духу и огню невещественному1, о чем царепророк Давид говорит: Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4), описывая горячность любви Ангелов к Богу, быстрому их в служении Богу и людям, их стремление к горнему и то, что они не имеют вещества, подобного нашей плоти.