Часть 3. Гл.21-24. Антиномия удовольствие - страдание.

Часть 4. Гл.25. Основания первородных зол.

Часть 5. Гл.26-29. Аллегорическое рассмотрение умопостигаемого рая. О силах неразумной части души (гл.27).

Часть 6. Гл.30-33. Рай - долина практической философии. Врата рая - это смирение и любовь (гл.31). Древо Жизни - это мистическое богословие, а Древо познания это естественное созерцание (гл.33).

Часть 7. Гл.34-48. Возделывание и хранение умопостигаемого рая. Богословие об особенностях божественной природы (гл.38-41). Богословие воплощения (гл.42-47).

Часть 8. Гл.49-59. Царство Небесное и Царство Божие. Лествица восхождения (гл.49-54). Дары Святого Духа (гл.56-57). Обожение (гл.58-59).

3.2. Письма, относящиеся к трактату "О Рае"

Письмо 1 - Никиты Стифата Никите Коронидскому, хартофилаксу и синкеллу.Письма 2 и 3 - ответ Никиты Коронидского Никите Стифату.Письмо 4 - его ответ Никите Коронидскому.4.1-4.2: Об ангелах.4.5-4.9: Соотношение души и тела.Письма с 5 по 8 - возражения Никиты Стифата софисту Григорию.5.2-5.4: Стяжание Духа.5.4-5.5: Необходимость следованию смыслу сказанного, а не букве.5.6-5.12: Положение ангелов.6.1-6 3: Использование термина "рай".6.4-6.11: Рай - Новый Иерусалим на Небесах.7.1-7.4: Христос и святые у престола Божия.7.5-7.7. Учительское достоинство и мера мирянина.8.1-8.4: Чиноначалие.8 5-8.7: Хранение чувств.4. Основные темы богословия преподобного Никиты Стифата4.1. ОбожениеВообще говоря, именно обожение является основной темой этого трактата. Обожение не как возвращение в первоначальное райское состояние, ибо цель человека - стать жилищем Святой Троицы. О том же писал преп. Максим Исповедник: "Благодаря обожению соделать его еще более превосходным, чем первое творение"23.Поэтому с самого начала трактата преп. Никита Стифат неоднократно предостерегает от увлечения видимым миром как образом чувственного рая. Из писем к софисту 6-е письмо целиком посвящено неразличению софистом первозданного рая от рая, который на Небесах. Туда, в этот рай, который на Небесах, вошел Христос в нашей человеческой плоти и нам, таким образом, открыл вход в него. В 58 Гл.трактата "О Рае" преп. Никита так описывает обоженного человека: "...он сам целиком стал божественным раем и жилищем нераздельной Троицы, имея в центре сердца своего насажденное Древо Жизни, Самого Бога, одаренный бессмертными плодами Бога и Святого Духа Его, он не поврежден от Древа познания добра и зла, я говорю, от этих своих собственных чувств, хорошо разделив лучшее от худшего, рожденный от одного цельного действия Святого и Божественного Духа".Сам термин "обожение", θέωσις, преп. Никита не использует, но употребляет словосочетание "соединение с Богом" (гл.25) - Θεου συνάφεια (сравни "соединение с огнем" - συναφή φλογός = "воспламенение"), а также термин "соединение" - ένωσις (гл.51). Чаще всего преп. Никита говорит о достижении человеком возраста Христова. Такое возрастание является целью человека, так как он предназначен для Бога, то есть обожение является изначальным заданием делания и хранения человека путем исполнения заповедей. Всех, достигших этого совершенного состояния, преп. Никита называет "служителями и святыми Его" (τους θεράποντας και αγίους αυτου) (письмо 5.12).В самом начале трактата преп. Никита призывает читателей стать "очевидцами истины" (гл.2). Причем это знание истины может быть только внутренним (ενδιάτος), пережитым. И тогда сам человек может являть истину посредством себя. "Божественные отцы, последовавшие к созерцанию Древа Жизни чистым и незамутненным взором, безошибочно сорвали от него плод богословия и, получив его, имели часть от него в боговдохновеннои жизни, и как верные слуги уделили и нам часть, чтоб питаться от него в жизнь вечную" (гл.46). Как особый дар от Древа Жизни подается вера, при посредстве которой познается Святая Троица и открывается таинство Боговоплощения (гл.33). С обретением этого знания связано для преп. Никиты и учительское достоинство святых. Такой человек "чисто богословствует Троицу, но сверх того, и воплощение (σάρκωσιν) Слова, и язык его становится, по божественному Давиду, тростью скорописца (Пс.44:2), вследствие чего и он один (μόνος), не скрывая, что все наслаждается при Боге, изливает благие речи от сердца в Церковь Христа, новое и древнее извлекая из уст; даже если бы и пожелал, он не может никак удержать уста свои с того времени от проповедования милосердия и истины Божией в великом собрании верных, и не скрыть правды Господа в сердце своем (Пс.39:10-11), так как он совершенно созвучен с Духом, подталкивающим его и побуждающим говорить" (гл.55).