Мистика или духовность? Ереси против христианства.

Монархия и единство общества

Заключение

Спор «стяжателей» с «нестяжателями» как ключевой момент Российской истории

(историософские заметки)О времени и пространстве в историиО некоторых проблемах историиДуховный выбор РоссииЦентральный духовный узел Русской историиДуховный смысл поляризацииДуховные силы, действующие в историиРоль личности в историиОсновные характеристики поляризованных духовДиавол и разделенияО святоотеческом персонализмеРаскол в Церкви и поляризацияО характере Никоновской реформыИскажение идеи Третьего Рима у «иосифлян»«Иосифляне» и «заволжцы»«Иосифлянство» и его богословские тенденцииМимикрии «иосифлянства»Натуралистические идеи «иосифлян» в духовной школеВозрождение святоотеческойи национальной традицииОсновной вопрос XIX векаЛожные духовные типыПротивостояние духов в ХХ векеО гражданской войнеКосмизм, глобализм и социальная революцияО Церкви в ХХ векеИсторические уроки и наш выборЗаключениеЗначение культуры в жизни человечестваГлавная проблема культурной деятельностиКультурная деятельность как священнослужениеПричины распространенного ныне культуроборчестваТипология культуры и наше будущееПриложениеПротоиерей Георгий Флоровский. Вера и культура«Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой».(Определение Освященного Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни РПЦ, пункт 8).ВведениеХристианство и новая религиозная эпохаВ Римской империи, где и возникла христианская религия, она распространялась преимущественно среди горожан, то есть тех, кто имел больший по сравнению с сельскими жителями образовательный и интеллектуальный багаж. Сегодня мы наблюдаем ту же картину, – в деревне по воскресеньям храмы заполняют дачники, а в городских храмах вы почти не встретите рабочего. Стало быть, Православие все более и более становится достоянием тех, кто в силу своей интеллигентности тесно связан с культурной деятельностью. Сегодня и сам человек воспитывается и образовывается в культурных институтах и культурными средствами. Прежде культура всегда зиждилась на базовых ценностях культа, на основе которых выстраивалась и вся культурная жизнь. Но Церковь в течение долгого времени была отторгнута от идейного руководства этим культурным строительством – поле культуры быстро заросло сорняками. Восстановить руководящую связь Церкви с культурой возможно только через миссию Церкви по отношению к тем, кто осуществляет культурное строительство, через носителей и созидателей культуры.Семьдесят лет назад ситуация была иной, – культура была полем, на котором возрастали те, кто противоборствовал религии. В 1937 году известный русский религиозный философ Иван Ильин писал по поводу кризиса современной ему культуры: «Культура нашего времени все более обособляется от христианства; но не только от него – она вообще утрачивает религиозный дух и смысл, и дар. Она не перешла ни к какой «новой» религиозности, она не обратилась даже к поискам новой. Отделившись от христианства, она ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту» [1]. Но не прошло и двадцати лет, как тонкий наблюдатель, аналитик, знаток культуры протоиерей Георгий Флоровский подметил основную тенденцию его времени.