Священномученик Ириней Лионский

7. Из слов также Петра, которые он сказал в Кесарии сотнику Корнилию и бывшим у него язычникам, коим первым возвещено было Слово Божие, мы можем понять, что возвещали апостолы, какова была их проповедь, и какое имели они понятие о Боге. Этот Корнилий был, говорится, человек благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал: милостыни твои пришли на память пред Богом. Посему пошли к Симону, называемому Петром (Деян. 10:1–5). Петр же ввдел откровение, в котором небесный голос сказал ему: что Бог очистил, того не называй нечистым (Деян. 10:15), т. е. Бог, положивший в законе различие между чистым и нечистым, Он, Которого чтил и Корнилий, очистил язычников кровью Сына Своего. Петр пришед (к Корнилию) сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:34, 35), ясно показывая, что Бог, Которого прежде боялся Корнилий, о Котором слышал чрез закон и пророков, и ради Которого творил милостыню, есть, поистине, Бог. Но у него не доставало познания Сына. Поэтому, (Петр) присовокупил: вы знаете, что происходило по всей иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном, как Бог Духом Святым и силою показал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворяя и исцеляя всех угнетаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране иудейской и в Иерусалиме: Его наконец убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но нам, свидетелям, предъизбранным от Бога, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать народу и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получает именем Его отпущение грехов (Деян. 10:37–44). Посему Апостолы возвещали Сына Божия, Которого люди не знали, и Его пришествие тем, которые прежде были научены относительно Бога, но они не вводили другого Бога. Ибо если бы Петр знал что–либо такое, то он свободно проповедовал бы язычникам, что иной есть Бог иудейский, а другой Бог христианский, и что бы он ни сказал им, поверили бы все, пораженные видением Ангела. Из слов же Петра видно, что он сохранял Бога, прежде им известного, но свидетельствовал им, что Иисус Христос есть Сын Божий, Судия живых и мертвых, в Кого он и велел им креститься в отпущение грехов, и не это только, но и то он свидетельствовал, что Иисус есть Сам Сын Божий, Который, будучи также помазан Духом Святым, называется Иисусом Христом. И Он есть Тот же, Который родился от Марии, как говорит свидетельство Петра. Ужели же Петр не имел еще тогда совершенного «знания», которое после изобрели эти люди? У них выходит и Петр несовершен и прочие Апостолы несовершенны, и им следует ожить и сделаться учениками сих (еретиков), чтобы также сделаться совершенными. Но это конечно смешно. Эти люди оказываются учениками не Апостолов, но своего худого учения. Посему–то так различны мнения каждого из них, потому что он усвоил заблуждение, как к тому был способен. Но Церковь по всему миру, имея твердое начало от Апостолов, пребывает в одном и том же учении о Боге и Его Сыне.

8. Еще: кого возвещал Филипп евнуху царицы Эфиопской, возвращавшемуся из Иерусалима и читавшему пророка Исаию, когда он был с ним один на один? Не Того ли, о Ком сказал пророк: как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Род же Его кто изъяснить? ибо жизнь Его возьмется от земли (Деян. 8:26–32; Ис. 53:7, 8); и что Сей есть Иисус; и в Нем исполнилось Писание как сам евнух уверовал и тотчас требуя креститься сказал: верую, что Иисус есть Сын Божий (Деян. 8:37). Он и послан был в страны Эфиопские проповедовать то, чему сам уверовал, – что Един Бог, провозвещенный пророками, а Сын Его явился как человек, и как овца веден был на заклание, и прочее, что говорят о Нем пророки.

9. И сам Павел – после того, как Господь говорил ему с неба и показал, что он преследует своего Владыку, преследуя Его учеников, и послал к нему Ананию, чтобы ему прозреть и креститься, – проповедовал – говорится – в синагогах в Дамаске со всяким дерзновением об Иисусе, что Он есть Христос Сын Божий (Деян. 9:20). Это есть таинство, которое, как он говорит, было возвещено ему чрез откровение, именно, что пострадавши при Понтии Пилате есть Господь всего, Царь, Бог и Судия, получивший власть от Бога всего, потому что был послушен даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). И так как это справедливо, то он, благовествуя афинянам в Ареопаге, где за отсутствием иудеев свободно мог проповедовать истинного Бога, сказал им: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не объемлется38 руками человеческими, как бы имеющий в чем–либо нужду, Сам дая всему жизнь, дыхание и все. Он от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по лицу всей земли, предопределив времена сообразно с пределами обитания их39, дабы искали Божество, если каким–либо образом могут Его ощутить или найти, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ибо мы Им живем, движемся и существуем, как некоторые и из ваших сказали: мы Его и род. Итак, будучи род Божий, мы не должны думать, что Божество, подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства, или прихоти человека. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который Он будет праведно судить мир посредством Мужа Иисуса, в чем дал удостоверение, воскресив Его из мертвых (Деян. 17:24–32). В этом месте он возвещает им, в отсутствие иудеев, не только, что Бог есть Творец мира, но и что Он произвел единый род человеческий для обитания по всей земле, как и Моисей говорит: когда Всевышний разделил народы по рассеянии сынов Адама, то положил пределы народов по числу ангелов Божиих (Втор. 32:8); но народ, верующий в Бога, находится уже не под властью ангелов, но Господа. Ибо народ Иаков сделался уделом Господа, Израиль – частию наследства Его (Втор. 32:9). И еще, когда Павел с Варнавою был в Листре Ликийской40 и хромого от рождения именем Господа нашего Иисуса Христа сделал способным ходить, и когда толпа хотела за такое дивное дело почтить их, как богов, то он сказал им: «мы подобные вам человеки и благовествуем вам Бога, чтобы обратить вас от тех суетных идолов к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море и все, что в них, Который в прошедшие времена попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая вам дожди о неба и времена плодоносные, исполняя пищею и веселием сердца ваши (Деян. 14:15–17). А что с этими проповедями согласны все Послания его, я докажу это из самых Посланий в надлежащем месте, изъясняя Апостола. Если же для усиления доказательств привожу места из Писаний, и что в них сказано разнообразно, передаю кратко и сжато, то великодушно обрати на них внимание и не почитай сего за многословие, понимая, что доказательства, находящиеся в Писаниях, не могут иначе быть представлены, как из самых Писаний.

10. Далее, и Стефан, первый избранный Апостолами в диакона, первый также из всех людей пошедший по следам мученичества Господа, так как первый был убить за исповедание Христа, смело говорил народу и учил говоря: Бог славы явился отцу нашему Аврааму и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе; и переселил его в сию землю, в которой вы и ныне живете, и не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и семени его по нем. И сказал ему Бог, что семя его будет странствовать в чужой земле и будет в порабощении и притеснении лет четыреста; но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в рабстве, и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания; и так он (Авраам) родил Исаака (Деян. 7:2–8). И остальные его слова возвещают того же Бога, Который был с Иосифом и с патриархами, Который говорил и с Моисеем.

11. И что все учение Апостолов возвещало Одного и Того же Бога, Который переселил Авраама, дал ему обетование наследства, положил в надлежащее время завет обрезания, вызвал его из Египта, явно сохранив его чрез обрезание, – ибо Он дал его в знамение, чтобы они не были похожи на египтян, – (и Его возвещало) как Творца всего, как Отца Господа нашего Иисуса Христа, как Бога славы; это желающие могут узнать из самых речей и деяний Апостолов и увидеть, что Он Один есть Бог и выше Его нет другого (Бога). Если бы был выше Его другой Бог, то мы чрез сравнение, на основании превосходства, сказали бы, что Этот выше того. Ибо превосходство открывается из дел, как я и прежде сказал41; и так как они (еретики) не могут указать ни одного дела своего Отца, то Тот Один оказывается Богом. Если же Кто, зараженный страстью к состязаниям (1 Тим. 6:4), сказанное Апостолами о Боге, почитает за аллегорию, то пусть рассмотрит мои вышеприведенные слова, в которых я показал Единого Бога Творца и Создателя всего, и опроверг, и обличил их положения; и он найдет, что они согласны с учением Апостолов и утверждают то, чему сии учили и в чем были убеждены, – что Один Бог Творец всего; и когда он отвергнет из своей мысли столь великое заблуждение и хуление против Бога, то сам у себя найдет основание и узнает, что закон Моисея и благодать Нового Завета, оба сообразные с временами, дарованы для пользы человеческого рода Одним и Тем же Богом.

12. Ибо все худомыслящие, на основании законодательства Моисеева думая, что оно несходно и противно учению Евангельскому, не постарались о том, чтобы исследовать причины различия того и другого Завета. Оставленные отеческою любовию и наполненные сатаною, обратившись к учению Симона волхва, они отступили в своих мыслях от Того, Кто есть Бог, и возомнили, что они нашли нечто большее, чем Апостолы, измыслив другого Бога, и будто Апостолы, все еще придерживаясь иудейских мнений, проповедовали Евангелие, а они искреннее и мудрее Апостолов. Поэтому, Маркион и его последователи обратились к усечению Писаний, некоторых из них совсем не признавая42, а Евангелие Луки и Послания Павла сокращая и почитая то только подлинным, что они таким образом сократили. Но я, с помощью Божией, опровергну их в другом сочинении43 на основании того, что еще удержалось у них. Все же прочие, надменные ложным именем «знания», хотя признают Писания, но извращают толкование их, как я показал в первой книге. И последователи Маркиона прямо хулят Творца, приписывая Ему созданы зла, но имеют более сносное учение относительно Его начала, признавая двух по природе различных богов, одного доброго, а другого злого; а валентиниане, хотя употребляют благовидные имена и называют Творца (Димиурга) и Отцом, и Господом, и Богом, но содержат более богохульное учение или секту, утверждая, что Он произведен не каким–либо из эонов, находящихся внутри Плиромы, но тем недостатком, который изгнан из Плиромы. В это все их вовлекло незнание Писаний и домостроительства Божия. В последующем рассуждении я приведу и причину различия Заветов и с другой стороны – их единство и согласие.

13. Поелику же и Апостолы и их ученики учили так, как проповедует Церковь, и уча так были совершенны, потому что они и были призваны к совершенству, то Стефан, уча тому же, увидел, еще будучи на земле, славу Божию и Иисуса одесную Бога и сказал: Вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56). Он сказал это и был побит камнями и таким образом исполнил совершенное учение, во всем мученичестве своем подражая Учителю и молясь за тех, которые убивали его, словами: «Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Так были совершенны те, которые знали Одного и Того же Бога, от начала до конца присущего роду человеческому посредством разнообразных распоряжений, как говорит пророк Ocия: Я исполнил видения и был указан руками пророков (Ос. 12:10). Те, которые за Евангелие Христово предали души свои даже до смерти, каким образом они могли говорить людям сообразно с их укоренившимся мнением? Если бы они так поступали, то не страдали бы; но потому что они проповедовали противное людям, несогласным с истиною, они и пострадали. Итак, очевидно, что они не оставляли истину, но со всем дерзновением проповедовали иудеям и эллинам, – иудеям, что распятый ими Иисус есть Сын Божий, Судия живых и мертвых, и что Он получил от Отца вечное Царство во Израиле, как я показал, а эллинам возвещали Единого Бога, все сотворившего, и Его Сына Иисуса Христа.

14. Это яснее видно из Послания Апостолов, которое они отправили не к иудеям и не к эллинам, но к уверовавшим во Христа из язычников. Ибо когда некоторые из иудеи пришли в Антиохию, в которой также прежде всех ученики Господа по вере во Христа стали называться христианами, и убеждали уверовавших в Господа обрезываться и исполнять прочие постановления закона, и Павел и Варнава по этому вопросу пришли в Иерусалим к прочим апостолам и вся Церковь собралась вместе, то Петр сказал им: Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней древних избрал из вас44, чтобы из уст моих язычники услышали Слово Евангелия и уверовали; и сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, очищая верою сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, чтобы возложить на выю учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы. Но мы веруем, что благодатию Господа нашего Иисуса Христа можем спастись, как и они (Деян. 15:7–11). После него Иаков сказал: Мужи братия! Симон изъяснил, как Бог решил взять из язычников народ во имя Свое. И таким образом45 согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую и то, что в ней разрушено, создам и воздвигну ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми призвано имя Мое, говорит Господь, творящий cиe (Ам. 11:11, 12)46. Ведомо Богу от вечности дело Его47. Поэтому я, с своей стороны, полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, но заповедать им воздерживаться им от сует идольских48, от блуда и от крови, и не делать другим того, чего не хотят себе (Деян. 15:14–20). И после того, как это было сказано и все согласились, они написали им так: Апостолы и пресвитеры (и) братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников приветствие. Поелику мы услышали, что некоторые вышедшие от нас смутили вас речами, сокрушая ваши души, говоря, что вы должны обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не повелевали; то мы собравшись согласно рассудили послать к вам избранных мужей с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, людьми, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам наше мнение словесно. Ибо угодно Духу Святому и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживайтесь от идоложертвенного и крови и блуда, и не делайте другим того, чего себе не хотите; от чего соблюдая себя, вы будете делать хорошо, ходя в Духе Святом (Деян. 15:23–29). Из всего этого очевидно, что они не учили о бытии другого Бога, но дали новый завет свободы тем, которые недавно уверовали в Бога чрез Духа Святого. И тем, что они исследовали, должно или нет обрезывать учеников, они ясно показали, что не имели понятия о другом Боге. 15. Они в этом случае не имели бы такого страха относительно первого Завета, чтобы даже не хотеть есть вместе с язычниками. Ибо и Петр, хотя был послан для наставления их и побужден к тому видением, однако с великим страхом говорил к ним так: Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сходиться с иноплеменником, но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым; посему я пришел беспрекословно (Деян. 10:28, 29), показывая сими словами, что он не отправился бы к ним, если бы не было ему повелено. Точно также он не дал бы им крещения так легко, если бы не слышал, что они пророчествуют, так как Дух Святый почил на них. И поэтому он сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые получили Духа Святого, как и мы (Деян. 10:47)? – внушая бывшим с ним и показывая, что если бы Дух Святый не почил на них, то кто–нибудь мог бы возбранить им крещение. И бывшие с Иаковом Апостолы дозволили язычникам действовать свободно, предоставляя нас Духу Божию. Сами же, зная того же Бога, держались прежних обычаев, так что и Петр, боясь подвергнуться упреку от них, хотя прежде ел с язычниками ради видения и Духа, на них почившего, однако отделился от них и не ел с ними, когда некоторые люди пришли от Иакова; то же самое делал, по словам Павла (Гал. 2:12:13), и Варнава. Таким образом, Апостолы, коих Господь сделал свидетелями всей деятельности (Своей) и всего учения, – ибо повсюду вместе с Ним оказываются Петр, Иаков и Иоанн, – благоговейно поступали в отношении к распоряжению закона Моисеева, показывая, что он произошел от одного и того же Бога. А сего они не сделали бы, как я уже сказал, если бы они были научены от Господа, что есть другой отец, кроме Того, Кто установил закон. Гл XIII. Опровержение мнения, будто Павел один только из Апостолов знал истину 1. Что касается тех, которые говорят, будто один только Павел познал истину, и ему (только) чрез откровение было открыто таинство, то их49 сам Павел обличит, когда он говорит, что Один и Тот же Бог содействовал Петру в апостольстве у обрезанных и ему у язычников (Гал. 2. 8). Петр, поэтому, был апостолом Того же Бога, Коего и Павел, и Кого Петр возвещал у обрезанных как Бога и Сына Божия, Того и Павел (проповедовал) среди язычников. Ибо Господь наш пришел спасти не одного только Павла, и Бог не так беден. чтобы иметь одного только апостола, который бы знал распоряжение Его Сына. И Павел говоря: как прекрасны ноги благовествующих благое, благовествующих мир (Рим. 10:15; Ис. 52:7), ясно показал, что не один, а многие благовествовали истину. И еще в послании к Коринфянам, перечислив тех, которые видели Бога по воскресении Его, присовокупил: итак, я ли, они ли, мы так проповедуем и вы так уверовали (1 Кор. 15:11), признавая, что одна и та же проповедь всех тех, которые видели Бога по воскресении из мертвых. 2. И Господь в ответ Филиппу, желавшему видеть Отца, сказал: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня Филипп? Видящий Меня видит и Отца: как же ты говоришь: покажи нам Отца? Ибо Я в Отце и Отец во Мне, и отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14:7–10). Посему говорить, будто не знали истины те, которым Господь дал свидетельство, что они в Нем и знают и видели Отца, а Отец есть истина, – свойственно людям лжесвидетельствующим и отчуждившимся от учения Христова. Ибо для чего посылал Господь двенадцать Апостолов к погибшим овцам дома Израилева, если они не знали истины? Каким образом и семьдесят (Апостолов) проповедовали, если они сами наперед не узнали истины проповеди? Или каким образом мог не знать (истины) Петр, коему Господь дал свидетельство, что не плоть и кровь открыли ему, но Отец Небесный (Mф. 16:17)? И как Павел (был) апостол не от человек, ни чрез человека, но чрез Иисуса Христа и Бога Отца (Гал. 1:1), (так и прочие Апостолы), ибо Сын приводил их к Отцу, а Отец открывал им Сына.