Архимандрит Амвросий Юрасов - О вере и спасении. Вопросы и ответы. - 2008

Два человека попали в реку - свалились с лодки. Как они могут спастись? Только тогда, когда сами умеют плавать. Или тогда, когда хотя бы один из двоих держится на плаву. Он уже заранее "спас" себя - научился плавать, теперь может оказать помощь и ближнему. Говорят: "Человек из мира ушел в монастырь спасать себя". И это действительно так: ушел для того, чтобы спасая себя, спасти других. Монастыри на Руси всегда были местом, куда притекал огромный поток народа; там шла молитва за Россию. Их молитвой Россия жила. Так что уйти в монастырь - это добровольно вознести себя на крест, на страдания.

60. Как понимать выражение "Блажен, кто положит душу свою за друга своя" (Ин. 15,13)?

Любой человек, встав на защиту ближнего, жертвуя своей жизнью, своим спокойствием, поступает по заповеди Христовой. На войне, в экстремальных ситуациях это наиболее ясно проявляется, но бывают и простые житейские случаи, когда человек защищает ближнего.

В 1965 году теперешнего митрополита Ювеналия посвятили в епископы. А я только поступил в семинарию. Инспектор меня вызывает и говорит: "Поедешь в Москву, будешь иподиаконом у Владыки Ювеналия". И я у него три года с книгой стоял... Как-то должен был он приехать служить. Послушание иподиакона - готовить облачение: погладить, посмотреть - все ли на месте. Пришлось гладить ему белый подризник; включил утюг и стал доставать из чемодана подризник, раскладывать его на столике. А утюг уже нагрелся. Люди обычно проверяют готовность утюга, я проверил, и он показался мне не очень горячим, положил на спинку подризника там, где крест. Хотел было провести утюгом, а он не идет. Что такое? Поднял, а там... желтое пятно от утюга! Другого подризника нет, что делать? Матушка-алтарница корочкой хлеба начала чистить пятно, но оно все равно осталось. Вышли владыку облачать, иподиакон держит все на подносе, и первым - подризник с "утюгом". Владыка крестится, целует крест подризника и надевает его. Сзади у него - печать от утюга, видна всему народу. Но он ни одного слова не сказал и даже вида не подал, что что-то не так. Когда служба закончилась, после "Отче наш" я подошел, говорю: "Владыка, простите, это я прижег подризник". Он отвечает: "Ничего, Александр! У меня есть еще подризник, другой, новый... Все бывает". Видите, как он себя повел? Как виден характер человека? Даже вида не подал, не возмутился; все спокойно, уравновешенно ... И таких людей, чтобы так вели себя в подобных ситуациях, очень мало. Другой бы стал шуметь, кричать. А он сохранил душевный мир. Даже если кто-то из священников вовремя не даст какой-то возглас, он в тот момент ничего не скажет. А, когда после "Отче наш" подходят под благословение, он спокойно, с любовью скажет: "Отец Борис, а Вы не тот возглас сказали". Тот ему: "Владыка, простите... "

61. Демон, который жил в человеке и был изгнан, ходит по пустынным местам и не находит себе покоя. И говорит: "Возвращусь в дом свой". Возвращается и видит, что дом не занят. Тогда берет еще семь демонов злых и приходит, заселяется в этого человека. Для последнего это заселение еще горше прежнего (Мф. 12, 43-45). Как это понять?

Человек принял крещение и стал продолжать прежнюю греховную жизнь, не стал ходить в церковь и молиться. Он при крещении принял в себя Духа Святаго, но потерял дарованную ему в этом Таинстве благодать, и Дух Святый уходит из него. Его душа становится пустой, безблагодатной. Злой дух, изгнанный при крещении, возвращается к прежнему обиталищу своему и видит, что оно не занято Духом Святым, и занимает его, да еще и приводит с собой других демонов...

У нас так и бывает. Огромный поток людей идет креститься, потому что сейчас все крестятся, для них это какой-то магический ритуал. Люди не знают, зачем крестятся. Прежде, чем креститься, человек должен изучить Священное Писание, постоянно ходить в церковь, поучаться христианской жизни. Что от него ждет Господь? Если человек принимает крещение, то он должен знать, что это второе рождение - рождение души. Господь прощает грехи (личные и первородный грех), дает Ангела Хранителя; этому человеку сообщаются благодатные дары Духа Святаго в Таинстве миропомазания. Человек вместе со Христом умирает и воскресает, когда его трижды погружают в воду... Потому он и после крещения должен быть со Христом, жить по Его заповедям. Иначе работать он будет диаволу, и душу его заселят демоны.

62. Господь сказал, что не надо думать о завтрашние дне, а надо жить как птицы (Мф. б,25-34). Но как в наше время заботиться о завтрашнем дне?Как понять Евангельские слова? Заботиться о пропитании и жизни надо, но нельзя, чтобы эти мысли были у нас на первом месте, чтобы мы только и думали о том, как сделать побольше запасов? Как я буду жить? Не нужно этим забивать голову, а, может, сегодня твою душу Господь заберет? И будут все твои заботы излишни. Наши заботы не должны заслонять самого главного - молитв, размышлений о Боге, о спасении души.63. Почему Иисус Христос крестился в 30 лет?Потому, что по закону никто не имел права быть жителем ранее 30. Христос не нарушил этого закона; только в 30 лет Он вышел на проповедь и принял крещение от руки Иоанна Крестителя.64. Почему Господь повелел никого на земле не называть отцом?В Священном Писании сказано: "Никого себе не называй отцом" (Мф.23,9), потому что один Отец - Господь, от Него пошла вся жизнь. Недаром мы Его в молитве называем "Отче наш". И многие протестанты, указывая на эти слова, говорят: "Написано, что нельзя называть отцом никого". Но в то же время Господь нас учит: "Чти отца и мать, и будешь долголетен на земле. Кто не чтит отца и мать, да злой смертию умрет" (Мф. 15,4). Апостол Павел пишет к коринфянам: "Вразумляю вас, как возлюбенных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1 Кор.4,15).Евангелие - это обоюдоострый меч; не так возьмешь - обрежешься. Так что при чтении Евангелия надо быть внимательным, сопоставлять все, что написано на эту тему в разных местах, а главное - просить Господа дара рассуждения и понимания.