Г.Е. Колыванов-Конспект лекций по -Священному Писанию Ветхого Завета-(для 4 курса Семинарии)-Учительные книги Ветхого

Подобным образом толкуется весь псалом. Рассмотрим экзегезис еще одного отрывка из псалма. Возьмем в качестве примера слова из стиха 10: «На Идумею простру сапог мой». Буквальный смысл таков: Царь Давид, ссылаясь на откровение Божие, выражает уверенность, что Идумея покорится Богу Израиля, будет, образно говоря, под Его сапогом. Преподобный Максим верен аллегорическому методу истолкования. «Идумея, - говорит он, - толкуется как «кроваво-красная глина». Под ней можно понимать и плоть Господа, в которой, словно в обуви, Он пришел к людям. Ибо иначе невозможно для твари постичь Творца, поскольку по природе Он беспределен и непостижим. Под Идумеей можно понимать и плоть каждого из нас. На нее простирается сапог, то есть подвижничество и воздержание, оберегающее душу от злых шипов и колючек диавола – так следует понимать сапог. Ибо без подвижничества и воздержания борец благочестия не в силах одолеть плотские страсти.

Под сапогом души можно также понимать и чувство, умерщвляемое посредством разума и созерцания. Через это чувство душа входит в общение с чувственными вещами и, невредимо преходя через век сей, посредством ощущения (словно посредством сапога) воспринимает логосы чувственных вещей, представляемые в своих образных и видимых различиях. Затем она сосредотачивается на познании и постижении единого, единственного и царствующего слова».

Псалом 114.

Псалом 114 является благодарственным. Некоторые толкователи полагают, что в нем содержится благодарение за возвращение еврейского народа из вавилонского плена. Псалом считается мессианским.

Ст. 3 - 4: «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! Избави душу мою». Это место рассматривается как пророчество о крестных страданиях Спасителя.

Притчи Соломона. Притча – это короткое, сжатое, не требующее доказательства выражение, иногда противопоставление или сравнение. Библейские притчи – поучения, практические советы, преподанные в таком виде, чтобы их было легко усвоить и запомнить. Книга представляет собой сборник, в который вошли несколько сборников притчей. В Септуагинте книга озаглавлена словом «Паремии». По объяснению Святителя Василия Великого словом «паремия» обозначается придорожная надпись, которая служит указателем пути. Слово это употреблено переводчиками потому что содержание книги служит руководством человеку на его жизненных путях. По древнееврейски книга Притчей называется по ее начальным словам: «Мишле Шеломох», то есть «Изречения Соломона». Соломон с юных лет имел сильное стремление к знаниям и мудрости. Он был чрезвычайно одаренным человеком. Его познания и мудрость поражали мир. Со всех сторон земли приходили послушать его. В Третьей книге Царств говорится, что «Соломон изрек три тысячи притчей (и песней его была тысяча и пять)» (3 Цар. 4, 32). Вероятно, часть этих притчей вошла в сборник «Мишле Шеломох». Всего в сборнике содержится около 900 изречений. К тому же не все они принадлежат авторству Соломона. Согласно иудейскому преданию, записанному в Талмуде, друзья царя Езекии издали Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней и книгу пророка Исайи. Вероятно, они не просто занимались переписыванием книг, но и редактировали их, собирали отдельные книги и изречения, составляя сборники. При внимательном рассмотрении текста книги Притчей Соломоновых можно сделать вывод, что она составлена из отдельных сборников. Как видно из заглавий этих сборников, в книгу вошли также изречения других авторов. Кроме того, внутри книги Притчей можно заметить различие языка и стиля. В книге Притчей можно насчитать семь частей. Некоторые части имеют характерные особенности. Первая часть (гл. 1,2 – 10) отличается наибольшим совершенством формы и высотой содержания. Она посвящена учению о Премудрости. Вторая часть (гл. 10 – 22, 16) насчитывает 375 притчей. Это число является суммой цифр, соответствующих цифровому значению букв имени Шеломо (Соломон).