3. 273. К В.В.Г.

Вам нужно читать до утрени утренние молитвы и повторять благодарные молитвы за причащение Святых Тайн. По утрени и по выслушании ранней обедни прочитывать из Апостола и Евангелия по одной главе; псалмов — сколько можно; мо­литву «Господи и Владыко живота моего»; потом жития святых. После обеда рукоделие. По выслушании вечерни чтение псалмов, книги, рукоделие и молитвы на сон грядущим; покло­нов с молитвою Иисусовою, сколько можно.

«Послушание ради Христа исполнять радостью, не уклоняясь сердцем от внутренней молитвы. Оскорбления принимать без смущения, ради Самого Бога, беспрекословно; са­мим же нимало никого не оскорблять. Суеты знак есть — живучи развращенно, уповать на покаяние, которое ты принять имеешь, когда неизвестно тебе, доживешь ли до завтрашнего дня».

19 ноября 1828 года

3. 278. К В.В.Г.

Возлюбленная сестра о Господе! От преданного вам занятия ради нази­дания и спасения души вашей никак не могут вас отвлечь в посторонние разговоры — без ва­шего соизволения, поэтому и прошу вас искренним сердцем: не соизволяйте тем побуждениям, чрез которые отвлекают вас от мирного уединения и смущают ваше сердце; сознайтесь смиренно, что вы никому без Господа не можете соответствовать за распо­ложение к вам, и так можете от всех уклонять­ся ради Господа и за всех молиться, как и за себя...

Давно ожидаю еще выписки вашей из псалмов; когда я дождусь ее?.. Прошу вас, занимайтесь словом Божиим, питайтесь им. «Я нездорова, слаба, больна: простите!» — вот ответ взывающим вам на свои разговоры, и да укрепит вас Господь в благоугодном Ему деле!.. В церкви буди ваше стояние со страхом; ум да внимает слову Божию с должным благого­вением; очи и глава да будут преклонены... А когда, по выходе из церкви, будут приветст­вовать сестры, кланяйтесь им смиренно в мол­чании, ради Господа; ежели особенный после­дует вопрос, отвечайте скромно, одно краткое приличное слово — и бегите! бегите в свою ке­лью принести пред святыми иконами благода­рение Господу за все Его благости и за то, что сподобил быть в церкви избранных Его и по­слушать внимательно чтения и пения божест­венного в славу имени Его... И так далее: аще что творите, вся твори­те во славу Божию (см.: 1 Кор 10, 31). Нужно вам прекращать временно и письменные сношения с живущими по обычаям мирским: вы во граде иночествующих; ваш путь — Иисус Христос! Следуйте Ему, и спасет вас Господь.

Мая 17-го, 1829 года3. 282. К В.В.Г.Слава Богу за все!Всеми средствами и мерами, в небесных и земных, всяко вразумляя нас и благотворя нам изобилием в видимых благопотребных и невидимых вечных, Царь славы и Господь сил, Бог и человек Иисус Христос ради нашего спасения призывает нас к Себе, да упокоимся в Нем. До пришествия Христова возвещал о Нем Пророк Давид, говоря к Израильтянам „днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже отцы ваши в прогневании, во дни иску­шения в пустыни'': так, предупрежденные, слышали глас Гос­пода в Иерусалиме и во всей Иудеи, и ожесточались, и распяли Спасителя своего, избавившего их от работы Египетской: во своя прииде, и свои Его не прияша; и потому избранный Апостол Павел посылается во языки, или к язычникам, неведущим Бога Израилева, да познают Его, да прославится в них отвергнутый своими Господь Иисус Христос и прославися в нас верою и любовью: яко един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь.Поистине может назваться счастливым и блаженным только тот, кто Господа любит более всего. А любя Господа всем серд­цем, нельзя не любить и ближнего, как самого себя, нельзя и всех заповедей не творить, которые исполнять повелевает Сам Господь... Сокрушается сердце, и невольно проливаются слезы, гонимые чувством душевной болезни! — Ах! какой ответ дадим за нерадение о заповедях Господних, когда праздно и без дела говорим о поведении других, себя же не назидаем! Как и с чем явимся пред Господом, повелевшим быть готовым во всякое время? Или еще мало времени даровал Он нам на покаяние, исправление жизни и приготовление себя к вечности? Что же на свете важнее и превосходнее спасительного дела души? Ах! Не надобно никак сообщаться с теми, которые мечтают только о себе, много говорят о других и не хранят в сердце своем слова Божия: велик урок души, сме­шивающейся с любящими говорить пустое! Поэтому когда вы с кем-нибудь говорите и слушаете слово, обращенное к вам, то прежде рассудите сами в себе: благопотребное ли слово вам сказано, или пустое и непотребное? — День и ночь можно гово­рить с приобретением души, если разговор будет только о вечности, мучительной или радостной. Не достало бы слов и временной жизни на одно изъявление вечных мук: а о радости и блаженстве неизреченном разговор, какую горесть не усла­дит, какую скуку не прогонит, какую не прогонит мысль, наносящую уныние? Где нет разговора о вечности, там все временное: суета и услаждение и всякое негодование на участь жизни своей. Все те, которых прославляет и почитает свя­тая Церковь, размышляли и говорили о вечности. А напротив, дьяволу и миролюбцам, уклонившимся в суетное и ложное, раз­говор о ней противен. Они произволением своим отставили от себя милость Божию, которою пользуются кающиеся грешни­ки и спасающиеся в делании заповедей Господних...Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского.Поток лютых страстей же и бед, и мятежного обстояния, и болезней падения, и демонов козни и нечестивых, укроти Твоими молитвами, венценосче Георгие.