Мудрецы, когда о суетах пекутся, что делают они? Челом о стену бьются. Думающие быть мудрыми объюродились! Св. Вел. Ва­силий, к их пристыжению, их же доводами приводит их к познанию истинной высшей философии. Таким-то порядком он вводил для них некое подкрепление и от чуждых веры, на показание добрых дел. На странице 196-й я нашел глубокую философию (свою правду за ничто поставляю, и ищу оправдания от благодати Христовой; вменяю вся уметы быть, да единого Христа приобрету); прочитав сию страничку, размышляю: какое зло, сладострастие в человеческом роде! Когда оно коснется ехидны, ядовитейшей змеи, побеждает ее и вводит в прелюбодеяние с угрем! Лютая змея сладострастием уступает лютости своего яда. Так есть и люди злые, которые живут согласно ради сладострастия и угождения похоти плоти своей: враги креста Христова! Видев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, грядущих на крещение Его, говорит им: рождения ехиднины, кто сказал вам бежать от будущего гнева? сотворите же плод достойный покаяния (Мф. 3. ст. 7 и 8). Нравственно изъясняется злость именем ехидны; Сам Христос говорит: тем же сами свиде­тельствуете о себе, как сыновья, побившие пророков, и вы исполните меру отцов ваших. Змея, порождения ехиднины, как убежите от суда огня геенского? Сего ради и я пошлю к вам пророков и премудрых, и книжников. И от них убьете, и распнете и от них убьете на сонмищах ваших, и изгоните из града в град.

Блюдите, да никто же вас прельстит! За умножение беззакония иссякнет любовь многих. О, станем же любить и хранить заповеди Господни!

В пользу вашу припомните описание жизни узоразрешительницы Муч. Анастасии в Четьи-Минее: 1-й, 2-й и 3-й листы. Декабря 22-й день. …

2. 113. Марии Петровне Колычевой

Живой верой просвещенные души не подлежат изменению и суетности, когда хранят непорочно любовь свою о Господе: разве кто похочет уклониться, по своему изволению, к удовольствиям чувственным; таковой удобно может потонуть, погрязши в юродствующих помышлениях своих, обольщая себя разумением стихийного миpa, действующего лестно на организм плоти, пристрастившейся к дебелой чувственности, распаляемой наружными влияниями... Наша жизнь бессмертная—Иисус Христос, Сын Божий; в Нем вечная весна и лето, радость и веселие, и мы в Нем во всякое время можем найти себе пребывающие удовольствия, несравненно лучшие земных наслаждений. — Да и нужно при этом изречении изъяснить истину, что уклоняющиеся к земным наслаждениям неизбежно не только лишают себя тех небесных удовольствий, превышающих ум, но и самого понятая о них не удостаиваются... О друг мой! идем в след Христа, безропотно нося свой крест, да будем мы Его хотя непотребными рабами, а он нашим Господом, по благости и любви Его к нам. Всегда желаю говорить с тобою от искреннего сердца: впрочем, нужно употреблять и благо­временное молчание. Лучше молчать и проразумевать тайно, не­жели говорить и ошибаться явно, на смех другим. Кто же дерзнет похвалиться пред Господом, что уже стяжал и имеет чистое сердце, когда и самые небеса пред Его славою нечисты?

2.131. Марии Петровне Колычевой

Господи, даждь ми мысль благу: Господи, даждь ми память смертную и умиление.

Благая мысль не позволяет быть там, где не благоугождается Господь. Мудрость в дому плача, а в дому веселья безумство: это и прежде вы видели и знали. Где теперь Д. М. пребывает? Какая мысль занимает твое сердце? Я благодарен за сообщение искренности; прими же любезно от искреннего сердца искренний выговор за участвование в праздновании противу Пра­вославной Грекороссийской Церкви. Такое человекоугодие разлу­чает нас с Богом. Смиренное сознание и раскаяние обращают нас к нему, и даруют разум истинный познать нашу нерассмотрительность, самонадеянность и мнение своего сердца. Где свое мнение, там есть ли вера? Я радовался, когда вы возвра­тились в первый раз в свое уединение для собрания мыслей на благоугождение пред Богом. Вы и тогда чувствовали поте­рю времени, но не поболели сердцем и верою Христовою не оградили себя; и вот еще последовали на то же рассеяние ради угождения воле человеческой. Ах, Д. М., еще ли тебе нравятся соблазны мира, противящегося Христу? Еще ли для вас терпимы ласки ласкосердствующих в угождение плоти? Что же могло помрачить вас в надлежащем предсматривании того, от чего следует пагуба души, и от чего вечное спасение?... Прошу принять мирным сердцем в пользу души сие выражение моего преданного вам сердца о имени Христове.11-го Сент., 1827 г.2. 139. Марии Петровне КолычевойОпочивающий здесь во гробе Святитель Тихон, между про­чими его наставлениями, оставил нам следующее увещание:„Не смотри, что нынешний свет делает, но чему Христос учит и словом и делом, когда не хочешь вечно заблудиться и погибнуть. Поверь, что день от дня умаляются сынове Цар­ствия Божия, и умножаются неприязненнии: грех час от часу усиливается и соблазн более и более умножается. Помни, что Христос в Евангелии всем глаголет: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет живот­ный (Иоан. гл. 8). Отсюда без сомнения, заключается, что неот­менно во тьме ходят, хотя бы и мудрыми казались, все те которые не ходят в след Христа, т. е. не последуют Его смирению, любви, терпению и кротости. Слово бо Христово не есть ложно, но истинно, и как сказано, так и есть, яко Он Сам есть истина." Иоан. гл. 14.2.198. Марии Петровне КолычевойМертв бе, и оживе: сие сказано о блудном сыне в евангельской притче. Когда сердце мыслящее блуждает по внешним водам суетного мира, и принимает только одно чувственное, тогда подлинно душа мертва; уже не движется умною молитвою и не имеет желания к будущей вечной жизни.