Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Из 4-й беседы Василия Великого повторяю: „Душа, желанием прилепившаяся к своему Творцу и Его красотою обыкшая услаждаться, величайшую сию радость и услаждение никогда не променяет на все различные плотские вожде­ления, а напротив, в чем другие находят скуку, от того умножается ее веселье. Таков был Апостол, который охотно желал быть в немощах, в скорбях, во изгнаниях, в бедах и теснотах; от чего ныне люди сетуют и жизни отчуждаются, о том он веселился". Это потому, что он ясно видел, как скоро все временное проходит, и пройдет, и настанет вечное, и будет радость неизреченная без конца. Всели в мя, Гос­поди, страх Твой в сердце мое: это корень благих дел; и сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления— и творити во всем волю Твою. Господи! покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей и от всякая иныя неподоб­ныя вещи.

Приятно поздравляю вас с радостью Ангельскою—с наступающим Великим постом. Ублажаются те, которые благовременно приготовляют себя к оному не с унынием, но с приятным вожделением.

Января 31-го дня, 1832 г.

2.297. Екатерине Васильевне Даниловой

Скажите мне, в каком разуме вы на­зываете жизнь тяжким бременем? Жизнь есть истинное познание чрез видимый мир невиди­мого Бога, научающее нас чрез постижимые вещи разуметь Его непостижимость и видеть Его преблагое снисхождение ради нашего спа­сения... Сердечное ощущение чистой радости и утешения есть дар небесный от Господа!

Благородное чувство любви состоит в том, чтобы любить ближнего, как себя, и куп­но радоваться о Господе!

Мая 12-го, 1835 года

3. 24. К Н.М.С.Книги ни от кого не скрыты; спа­сайтесь по ним, желающие спастись. Иисус Христос хощет всем спастися и в разум истины прийти. Спасение — премудрость! А начало премудрости страх Господень (Притч 1,7; Пс 110, 10). Кто не имеет страха Божия, тот не может разуметь и истины.Многие читают, как орехи перебира­ют,— один только шум делают, но не грызут. Слово, как орех: его надобно раскусить креп­ким и острым зубом — то есть здравым разумом, и видеть, есть ли ядрышко; ведь много есть пустых, гнилых; для этого надобно иметь глаза чистые,— то есть ум, который может ви­деть гнилые и пустые слова и отвергать их прочь! И все это — одна только наружность и виды, но еще до внутренней силы не дошли. На­добно вкусить то, что кажется хорошо и прият­но по видимости,— на это нужно иметь про­стой и здравый вкус, то есть простое сердце и беспристрастную мысль. Как ядрышко бывает по наружности хорошо и думается быть слад­ко, приятно, вкусно, но лишь только вкусишь, ан горько! — так и при чтении книг: сочинение кажется хорошо, слог приятен, слова мягки, содержание нарядно, объяснение красиво. Кажется, не расстался бы с таким утешением, даже чувства тают! Но лишь только опытным смыслом вкусишь — ан тут ересь, вся испещ­ренная священными словами и по видимости соглашенная с догматами.Вот в этом-то неискусный ум пленяется, любезная сестра моя, и набивает полную голо­ву подложною святостью, как неискусный про­стачок свой кошелек фальшивыми монетами: он тоже собирает вместо золота и серебра ядо­витую медь и непотребное олово. Яд в меду приметен ли? О нет — он прикрывается сладо­стью и прельщает вкус наш.О горе мне сластолюбцу! Много, много повреждаюсь чувственными утешениями!Уклонение к земным отлучает от небес­ных, а отвращение от оных и скорбное терпе­ние сближают с Царствием Божиим. И кто не ищет прежде всего Царствия Божия, тот ниче­го не найдет. Члены, покоящиеся в земных на­слаждениях, не могут быть членами Главы, увенчанной тернием. Здешняя наша жизнь ко­нечна и маловременна; но мы в забвении самих себя живем, как бессмертные!Представьте себе: вот теперь вы читаете сии строки, или действительно невидимая душа ваша беседует с моею душою, и так мы оставляем сердечный разговор о спасении; и ежели бы не изменилось сие, то и остались бы вечно в сем состоянии; подобно и последняя минута жиз­ни, в чем кого застанет, в том и представит на Страшный Суд! Спасайтесь о Господе! Любовь прощает множество грехов! Готовьте сердце ваше к приятию Христа! Да укрепит вас святой Ангел в смиренномудрии и кротости. Помяни­те и мою худость пред Господом!