2.244. Марии Петровне Колычевой

Посылаю вам слово души моей во извещение сердца вашего о великой пользе слова Божия,— искренно прошу вас, не укло­няйтесь от него; оно ныне всего нужнее для вашего благополучия. Вам нужны терпение и си­лы к пренесению всякой скорби и болезни: все сие даруется словом Божиим. Вам нужно во время туги вашей облегчение; оно также дает­ся словом Божиим. И что сильнее слова Бо­жия? Им содержится вся тварь,— небо и земля. Кто так совершенно может исцелить болезни и немощи, как одно только слово Божие? Не мо­гу пожелать вам смрада мертвенности в поль­зование, но животворное слово, возбуждаю­щее мертвых, желаю вам иметь неотступно в памяти сердца вашего; оно приемлется и удер­живается верою. Уведомление ваше о себе мне принесло утешение, что Господь Бог хранит вас на опас­ном пути жизни вашей. Благодарение Господу, во всякое время назидающему нас святым Сво­им Промыслом в жизнь вечную. Мне приятно воспоминать сердцу вашему от души моей, что мы сопутствуем друг другу в прохождении на­шего времени в вечность. Что прошло, того уж нет; и то, что проходим, неприметно скрывает­ся от нас; что помышляем, о чем говорим, чего желаем и ищем — все сие подлежит праведно­му суду и истязанию, ежели не теперь, то по­сле... Господи! умом ли, или помышлением, сло­вом или делом согреших, прости ми. Господи! избави мя от всякого неведения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи! избави мя от всякого искушения. Ваши обстоятельства требуют частого повторения сих молитв спаси­тельных. Вы сами видите, сколь нужно всем нам слово Божие, чтобы в оном пребывать, где бы мы ни находились, и тем спастись от напаствующих, а более от прельщающих забавами, не подобающими истинным христианам, алчущим и жаждущим быть со Христом, егда приидет со славою судить живых и мертвых. Себя и вас поручаю молитвам Святой Православной Церкви и всех святых, прославленных Богом. Прошу смиренным поклоном покровительства Божией Матери, да сохранит нас до конца под Своим материнским покровом, и данный при святом крещении вам святой Ангел Хранитель да пребудет до самого исшествия души от тела, охраняя вас от всяких неприязней.

Июля 11-го. 1833 г.

2. 293. Екатерине Васильевне Даниловой

Слово, утешающее душу, одержимую многими скорбьми, чрез временную жизнь возводит в жизнь вечную, к наследованию небесных благ. Сие Слово есть жизнь души, воскресение мертвых и десница Вышнего; все что есть, сим Словом и пребывает; сие Слово—неизреченный свет, радость и бесконечное веселье! Слово Божие снисходит к смиренной душе и восставляет ее, шедшую в мрак уныния, просвещает ее и наставляет на истинный путь, которым может она войти в царство Божие, соблюдая все, что повелевает ей руководствующее ее слово спасения. Душа, повинующаяся Слову Божию, приемлет его, питается и одевается им, и пребывает в нем, и ра­дуется о нем.—Вся тем быша: небо и земля, видимая и не­видимая; и что бы ни было, все то одним Словом есть и со­держится... Каждый человек словесный подлежит суду сего Слова; оно объявило словесному человеческому роду, что каж­дый из человеков от словес своих или оправдается или осудится… „Савл, гонитель христиан, на дороге в Дамаск, как молниею поражен был словом!—Ослеп, просветился и стал ревнитель сего Слова, которое он всюду возвещавал и проповедовал." Сие слово есть воплощенный Бог Иисус Христос!—Сего послушайте и вам дастся Его обетование, уготован­ное всем любящим Его!...

Вы прочитали святого Ефрема Сирина; а читали ли вы когда святого Иоанна Златоуста?

Апр. 22-го, 1835 г.О супружестве2.81. К М.П. КолычевойОбращаюсь еще к Вел. Василию, нужно заметить и следующее: жена обязана терпеть, и ни по какой причине супружества не расторгать. Поклон Угоднику Божьему, примиряющему сердца супругов! — Говорит Христос: если же отпустит жену свою по словесам прелюбодейную, и оженится иною, прелюбодеяние творит, и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученицы Его: если так быть человеку с женою, лучше не жениться. Он же говорит им: не все понимают слова сего: но те, кому дано. — При этом я сознаюсь вам о себе. Когда помышления и страсти любви склоняли меня к женитьбе, я со слезами умолял Господа, будучи в церкви, да даст мне вместить сие слово — чтоб не жениться,— и получил; получил же в такое время, какое вам описывал.— Есть и ныне примеры женив­шихся не ради сладострастия, которые, не расторгая супружества, живут несмесно, в чистоте, по- монастырски, благоугождая Го­споду постом и молитвою, смиренномудрствующе о себе, ясно недостойные жизни этой, всячески сдерживающие себя ради Господа Иисуса Христа, в трудах и подвигах и во многих добродетелях: — и таковых есть царство небесное.— Видно и из опи­сания жизни Св. Вел. Василия, что в свое время, и он посещал дом супругов-девственников. По отношению к Церкви, су­пружество есть тайна духовная. О послушании и смиренномудрии2.89. К М.П. Колычевой