Путь прискорбный многими скорбями ведет в жизнь неизреченного утешения и радости. Кротким духом и смиренным сердцем побеждается злоба, и верующие, ободряемые надеждою будущих благ, за претерпение временных болезней и скорбей, еще и здесь приемлют великое утешение... Надобно понуждать себя всячески к благим делам по заповеди Господней, не осуждая никого и не желая ни от кого в здешнем мире вознаграждения, но единственно уповая на милость Божию, дабы удостоиться получить оное в будущем веке, там, где не будет конца. Прошу и еще прочитать от начала до конца книгу Св. Ефрема Сирина, и каждый раз, по прочтении 10-ти слов, кратко уведомлять меня о вашем душевном расположении.

Я нашел в записках моих касающееся меня слово: „отрекись сам себя и жизни своей: умри всем вещам прежде смерти твоей, как будто не живешь на сем свете, когда хочешь начать делать дело Божие".

7-го Декабря, 1830 г. 

3. 218. К А.Ф.А.

Как после бурных дней красная погода, так и после трудных подвигов приятно о Господе упокоение. Ум и волю и всякое разумение и мысль нужно удерживать уздою смирения и смиренномудренно себя пленять в послушание Христово. Блаженны плачущие ныне: блаженны алчущие и жаждущие ныне: блаженны чистые сердцем и нищие духом. Плакать, поститься, хранить сердце и не возноситься душой: это обязанность наследников блаженства. Чувственное услаждение лишает духовного, превосходного услаждения, которое подается свыше умертвляющим страсти в претерпении до конца. Спасайтесь милостью Божией! 

3. 281. К В.В.Г.

Напишите мне, каким порядком идут ваши занятия и как вы ныне с сестрой проводите дни ваши.О пище: какую вы обыкли употреблять? Умерьте употребление оной ради спасения, сколько можете, и воздерживайтесь до конца по взаимному согласию.Вас не будут принуждать к сладостям, ежели вы не будете оставлять ни на час свою келью; приносимое же в то же время можно от­носить в утешение другим сестрам; а с приходящими к вам, кто бы то ни был, можете гово­рить только об одном душеспасении и тотчас со смиренным поклоном просить их молитв и садиться за чтение.Что себе, то и вам говорю: всякую скуку, и скорбь, и мысленное обуревание терпите ради Господа и более всего берегитесь сообщаться с душами, Богу и миру угодить хотящими: не­сравненно лучше молчать, нежели хотя одно слово сказать в угодность миру против Бога. Ви­дите, как потребны скорби и теснота, чтобы ми­новать пространный путь!.. Бранное слово, с кротостью принятое вами, утверждает душу в подвиге, а ласковое расслабляет ее и лишает мужества. Не покой и не сладость чувств, но брани и горькой скорби здесь надлежит по­нести ищущим Царствия Божия внутри себя. Вы знаете, что по-мирски жить, как по воде плыть; но чтобы духом умерщвлять страсти, нужно противиться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское упокоение, любить произвольную нищету и жить духовно во всяком смирении ради Господа, как научает Евангелие. Хотя же сие и трудно, и горько по­кажется вначале, но конец благ: умерщвлени­ем чувств и горестью временною побеждают­ся смерть и горесть вечная и душа предается Господу; а потом воскреснет и тело и, соединив­шись с душою, пребудет в бесконечной радости, вечно с Господом своим и со всеми благоугодившими Ему. О сладость радости неизреченной! Слава Богу! Радуйтесь о Господе!О любви к Богу2.148. Марии Петровне КолычевойДруг мой о имени Христове.