Читавши многие душеспасительные книги, приятно вам скажу, что особенно из оных вычитал: ничто временное стоять не может, и что бы ни было, побеждается и уничтожается всякая злоба, всякая хитрость и всякое коварство; даже побеждается и самая смерть мучительная, а чем побеждается, — это вы уже знаете, нечего и сказывать.—Однако для себя запишу, что сим все побеждается: +! В сем кресте есть сила смирения, терпения и любви. Вы знаете, кому не приятно терпеть временные скорби, и кому они несносны: — тому, кто не верует, что оными все благочестивые сопровождаются в царствие Божие. — И самая горесть пременяется в сладость, когда сердце и мысль поглощаются словом Божиим и упояваются неизъяснимою любовью

Ах! что это за благо, которым вся душа пленяется? Благо, которого око не видит и ум не постигает, и о котором язык только что сие лепечет... О радость райская! О небесное души восхищение! О сладость всех сладостей сладчайшая, которою все горести услаждаются и все скорби даже и не воспоминаются к тому. Ах! Кто может из смертных описать существо любви бессмертныя?

2.216. Марии Петровне Колычевой

Очистим чувствия и узрим... Невинный Даниил Пророк, брошенный в ров, храним был лютейшими львами!

Так невинность покоряет львов

И делает послушными, как псов.

Пусть иные будут, как звери, как львы,

Но и те не могут противиться любви...Пламенеющий любовью к Богу святой Ге­расим имел при себе служащего льва, как видно из Четьи-Минеи. Одна святая дева, посвятившая себя Богу, от сквернителей, искавших осквер­нить ее чистоту, имела при дверях своих ужас­ного льва, который за любовь ее к Богу охранял ее от находящих... Чистотою и целомудрием че­ловек уподобляется Ангелу. Бог нас сотворил для соблюдения заповедей Его; блажени слыша­щии и хранящии слово Его (см.: Мф 11, 28).Апреля 26-го, 1831 года2.264. Марии Петровне КолычевойВсе сокровища земныеМне ничтожны без любви;Все достоинства мирскиеНизки, мертвы без любви.—Жизнь, свет радость мне—в любви!—Любви сей мрачный мир не знает,И тьму он светом называет...Умоляю вас и прошу: внимайте Слову Божию!Октября 13-го 1836 г.2.290. Екатерине Васильевне ДаниловойВы пишете: «Страх мертвит ду­шу». Но не так действует Божий страх: Божий страх просвещает душу. Неужели вы боитесь ветра и дождя, будучи в своей комнате?Что ж бы с вами было, когда бы вы были на море и покачивались в корабле? Без смерти смерть! Припомните, что страшливые Царст­вия Божия не наследуют. Вот такой-то и я бо­язливый, как вы. Но Господь оградил меня стенами.Что ж касается до страха Божия, то нам должно верить, что без него человек спастись не может. Человек, имеющий в себе страх Божий, всегда ищет творить угодное пред Богом. Страх Божий удерживает его от всяко­го страха и убеждает к соблюдению заповедей Божиих. Страхом Божиим покрытый человек вразумляется, умудряется и просвещается в вере, надежде и любви... Страх Божий есть дар, свыше ниспосылаемый просящим его... Смотрите: во всю вселенную слышно, как вопиет и умоляет о сем Господа святой Златоуст: «Господи, всели в мя корень благих — страх твой в сердце мое». Видите, что от страха Божия, как от корня, все блага происходят и им содержатся. Ангельские Силы, преисполненные божественною любовью, со страхом предстоят Господу славы! А когда верующие приступают к причастию Святых Таин, тогда вы слышите глас от святого алтаря, предупреждающий их: «Со страхом Божиим и верою приступите». И сим-то каждому дается побуждение опомниться и размыслить: с каким приготовлением и к чему он должен присту­пить, с кем примиряется и что в себя приемлет?Грешник кающийся, приступая к страш­ному Таинству, примиряется с Богом, прием­лет в себя истинное Тело и истинную Кровь Христову и весь, всеми чувствами, душевными и телесными, соединяется со Христом и Богом и соделывается из тьмы светом, светлейшим солнца, да приносит славу, благодарение, честь и поклонение Триипостасному Богу — Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков!..Есть и такие из приступающих, которые мнят о себе нечто быти; говорят, напротив: чего мне бояться, когда я приступаю с любо­вью?.. Но не самая ли любовь научает нас бла­гоговению и страху, чтобы не оскорбить чем любимого? Пожалуй, кто хочет, может возра­зить, что любовь изгоняет страх: также и это неоспоримо, что я желаю быть неразлучно с тем, кого люблю более всего. Сия любовь, конечно, изгоняет всякий страх враждебный и неприязненный, но не освобождает же она от святого страха, с которым Херувимы и Сера­фимы предстоят Престолу Божию. В Самой же превыспренней Любви, Которая именуется Бог, нет никакого страха,— но сей свет не­постижим! Сей свет освещает вся; сей свет радостотворит всего возлюбленного человека и отъемлет от него всякий страх... Такового милостивого воззрения Господь удостаивает человека токмо кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Его  (см.: Ис 66, 2)...Повторяю молитву: «Господи, страхом Твоим сердце мое да покроется смиренномудр­ствующее: да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре!»Теперь, прочитавши написанное, вы мо­жете быть уверены в том, что страх Божий не мертвит душу, но просвещает и приближает к Богу; и кто имеет в себе страх Божий, тот страшен и неприступен злобствующему духу, наносящему всякое страхование на тех, кото­рые не имеют в себе страха Божия.