Огласительные поучения и завещание

ПОУЧЕНИЕ 22-Е.Об отсечении своей воли. К саккудионским братиям

Брат, чадо Софроний! Проходи свое служение не леностно, с прилежанием и тщательностию; об этом всегда необходимо писать к тебе и возбуждать твое усердие. Будь внимателен ко всем, и руководи свое братство. Наблюдай и рассматривай дела и жизнь каждого из них, как они живут и как ведут себя, дабы и нам и близким к вам было известно, что вы живете во славу Божию, по уставам и канонам, положенным нашими Святыми Отцами, по заповедям нашего смирения и по существующим правилам. Ибо в каком месте так живут, и все это соблюдается, там угождается Бог, там сияет свет, там является мир, там сатана не имеет места, оттуда далеко отбегают страсти; а где нет об этом старания, там все противное: вместо добра зло, вместо света тьма, вместо Христа диавол. Посему будь внимателен и бдителен посредством исповеди испытывай сердца братии, и находясь среди их как образец, наставляй их на всякое доброе дело. Под предлогом молитвы, безмолвия и чтения не оставляй дел монастырских, дабы не пришли оне в расстройство, в отношении телесных потребностей; и напротив чрез постоянное и всегдашнее упражнение и заботливость о делах, не попускай уму своему погружаться в них, и оставлять память Божию и видение: таково правило благочестия. Если ты будешь проводить такую жизнь, то всячески и братия будут подражать тебе, уподобляясь и в делах и в жизни. Ибо не для того мы сделались монахами, чтобы есть, пит и украшаться, или не в этом состоит наше спасение; и опять не для того мы приняли монашеский образ, чтобы не есть, не одеваться, и не трудиться, но для того, чтобы то и другое совершать в приличное время, как говорит Апостольское слово: вся благообразно и по чину да бывают, (1 Кор. 14, 40): ибо и сам Апостол говорит, что он никогда не ел даром хлеба, но необходимое для себя и для тех, которые с ним были, он добывал трудом святых рук своих (2 Сол. 3, 8. Деян. 20. 34). Так поступай и в сем пребывай. Не будь внимателен к тому, что требует исправления, дабы чрез мнимую благость малое не оставалось без обличения, и не привело братий к большему злу. Если кто тайно ест, накажи его; если кто имеет что-либо, как свое собственное, хотя бы самое малое, наложи на него епитимию. Не хочет трудиться? Пусть и не ест. Раздает что-либо, не имея на то власти, будет ли то пища или питье, или меняет сие на другое что? Накажи его. Клевещет или крадет? Выгони за ворота, как повелевают правила. А вы, чада и братия, слыша сие, не считайте это жестоким, и не думайте, что я говорю это но жестокосердию, но по любви отеческой и соболезнованию ради спасения ваших душ. В этом мы должны отдать отчет; и великое осуждение падет на главу нашу, если мы не будем вам говорить сего, если не будем утверждать вас и поучать; ибо и доброго отца обязанность не оставлять чад своих без наказания, но малыми угрозами и укоризнами руководит их к наслаждению вечной жизни. Илий, по свидетельству Писания подвергся, как отец, порицанию и ненависти, за то, что не вразумлял угрозами и не наказывал, как должно, сынов своих, нарушителей закона. За эту одну вину он и погиб вместе с своими сыновьями. Посему мужественно стойте в подвижничестве вашем, каждый в своем служении, во всяком добром деле, чтобы к другим добродетелям вашим присовокупились и телесные ваши труды. Благодать же Господа нашего Иисуса Христа да будет всегда с вами, братия мои честнейшие. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 23-Е.О любви от всей души

Братия, отцы и чада мои возлюбленные! Поистине вы знаете, что я не днем только или ночью или в какой-либо положенный час, но всегда прошу и молю Бога, дабы Он, но молитве отца моего и отца вашего, во всем сохранил вас от вреда и преткновения. Об этом моя скорбь, это мой труд и мое попечение, даже более — это жизнь и смерть моя, это богатство и слава моя, радость и печаль моя. Ни о чем ином я не забочусь, чада мои, и ничего иного не желаю, как только приобресть вас, и привести к совершенству, и представить вас Богу живому, как жертву чистую и непорочную. Возлюбите меня, чада мои, так, как и я возлюбил вас, и полагаю душу мою за вас, хотя и грешен; ибо вы желание мое, наслаждение мое и вожделение. Не думайте, что это только праздные слова; но верьте мне, что каково слово, таково и (чувство к вам) скверного и нечистого моего сердца. Помните же все это, и храните в сердцах ваших, как можете. Подвизайтесь, чада мои, и шествуйте духовным вашим путем, устремляя очи мыслей ваших горе, взирая на небесное и представляя вечное; размышляя о том, как и когда, зимою или летом, днем или ночью, в юности или в старости, в это лето или в будущее придет смерть, придут разлучители души от тела, настигнет соперник, будут истязаны дела и слова, будет победа наша, или побеждение. Утверждая себя этим, вы не будете поползновенны ко грехам и не впадете в ров беззаконий, но узрите блага вышнего Иерусалима во все дни вечной жизни.

Также не оставляйте без внимания и действий телесных; будьте тщательны и в том и в другом. Устами воспевайте Бога, языком говорите истину; руками делайте, что соразмерно силам вашим, и ногами ходите по пути мира; все ваше тело да будет свято, и члены ваши да будут уды Христовы. Убо ли уды Христовы сотворю уды блудничи, да не будет (1 Кор. 6, 15). Посему убегайте блуда, дабы не был кто уязвлен, дабы не осквернился кто, особенно же теперь летом, под тенистым ли древом, или в сокровенном месте. Очи Господни, как говорит Божественное Писание, тмами тем крат светлейшии солнца суть, прозирающии вся пути человеческия, и разсмотряющии в тайных местех. (Сир. 23, 2, 28). Собеседуя, или сидя, не смейтесь бесстыдно, и не садитесь близко друг к другу, так, чтобы тело от тела согревалось. Не насыщайте чрева; здоровым не советую пить вина, а разве только в немощи и болезни. Достаточно и внутренних волнений, достаточно естественного огня, достаточно пламени телесного возбуждения. А если еще приложишь огнь и от вина, то он воспламенится и сожжет тебя; ибо плоть не может этого переносить, но возбуждается, разгорается и ищет сродного себе, и будучи возбуждена устремляется на дела тьмы. Посему каждый из таковых разжигается похотию к ближнему; бываемая же отай от них срамно есть и глаголати. А подвергающиеся сему приобретают скотские стремления, бывают как бессловесные животные и уподобляются несмысленным скотам. Но я еще не сказал о той злейшей страсти, которая бывает единолично и блудодействует без другого тела. Будьте внимательны, чада мои; вот я наперед вам говорю, наперед утверждаю вас, предвозвещаю и предсказываю. Бог определил день судный, в который будет судит творящих такие дела, и предаст их с бесами вечным мучениям. Предварите Господа во исповедании: открывайте мне то, что внушает вам диавол; совершайте все благочинно; спите умеренно: в краткое время церковной службы будьте бодрственны, и все вообще чаще исповедуйтесь и исправляйтесь. И аще обрящет вас Господь тако творящих, блажени есте: Он даст вам вечное царство. Господь Бог да сохранит вас, братия мои честнейшие, в мире и единомыслии, ибо Ему подобает слава во веки. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 24-Е.Об окормлении словесных овец Христовых

Братия и отцы! Может ли кормчий быть покойным, когда он на море, управляет кораблем и наблюдает за ветрами, или добрый пастырь, когда увидит, что идут волки похищать овец. Никоим образом; но оба бодрствуют, бывают внимательны, пекутся и смотрят, и ходят вокруг, туда и сюда, дабы спасти корабль от волн, а овец от волков. Так трудится и предстоятель душ и пастырь словесных овец, и даже еще более, насколько выше его начальство, и важнее потеря или спасение. Посему и я, смиренный трепещу, боюсь, стеню и скорблю, видя трудность настоятельства и неудобство к исправлению обязанности. Ибо по истине трудно быть руководителем душ и наставлять людей. Что с нами встречается и случается повседневно, вы это знаете, хотя бы и не говорить о сем: ибо как вам не видать в общежитии восстающей бури и скал во глубине, когда веют ветры лукавства, и воздвигаются бесчиния в братстве чрез безумнейших, нерадивейших и ленивейших? Если кто сделается в служении своем не усерден, в послушании прекословен, к повиновению непреклонен, самочинен и неподчинен, и чрез содействие бесов найдет место и время удобное для своего отступничества, — ибо князь мира сего исполняет желания покоряющихся ему: — тогда, пришедши в такое состояние он не только себя, но и другого брата делает отступником. О беда, беда!

Другие восхищают царство небесное, а нас похищает льстец. Иные совершают дела мучеников, а мы осуждаемся за падение в отступничество. Другие возносятся на небеса, а мы низвергаемся в преисподнюю земли. Иные полагают в сердцах своих восхождение добродетелей, а мы устрояем нисхождение к погибели нашей. Ежели мы не обратимся когда-либо, ежели не воспрянем, ежели не скажем пророческое слово: сердце наше привлекл еси, сердце наше привлекл еси (Песнь неси. 4, 9)! Ей, прошу вас, понудить себя, воздвигнем себя; избегая вин ко греху, потщимся совершать боголепное и преподобное: послушание без рассуждения и повиновение, тщательность в делах наших, благопокорливость со смиренномудрием, чтобы все открывать чрез исповедь, и тотчас же, как только диавол внушит нам лукавые помыслы, противоречить ему и говорить: иди за мною сатана (Матф. 16, 23): влечет ли он нас к похоти плотской, или побуждает к отступничеству, или ввергает в уныние, или пленяет нас нетерпеливостию, или уловляет неверием; ибо всегда расставляет свои тенета, сети и мрежи, и подает снеди и смертоносныя зелия; никогда не знает покоя, не спит, не ест, не пьет, и никакого не имеет другого дела, как только день и ночь старается о погибели душ наших. Посему единственная и главная помощь против него состоит в том, чтобы укреплять себя исповедью, при помощи и заступлении Божием. Итак, не будем лепиться и подвергаться падениям. Хотя и велика его сила к погублению, хотя и коварен он по разнообразию злобы, хотя и беспощаден по естеству и изобретатель нашей погибели, однако не будем бояться его. Ибо с того времени, как Христос и Бог наш принял плоть и стал человеком, он потерял свою крепость и силу. Воспоем же: врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7); ибо Господь, победивший его, дал нам власть наступать на главу его. Укрепляясь верою мы не сочтем его и за ничтожную птицу; но будем его, как гада, попирать о Христе Боге нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.ПОУЧЕНИЕ 25-Е.О том, что игумен должен изъискивать и употреблять все средства, чтобы проходящие поприще мученического повиновения были в благодушии, дабы, одержав над врагами победу, они получили в награду вечные венцы от Подвигоположника БогаБратия и отцы! Те, которые ратоборствуют в народных бранях, имеют своих учителей, которые руководят их, обучают военному искусству, и показывают им, как и откуда нападать на врагов, дабы удобнее победить их, и многое другое, что способствует к одержанию победы. Так и нам, смиренным, должно поступать с вами, борцами и страдальцами Христовыми, которые боретесь на поприще мученического повиновения; должно говорить и делать для вас все, что служит в вашему утешению, к мужеству, к благодушию, к терпению, к благонадежию, что приводит вас к навыку в вашем добром подвиге, дабы вам победить врагов своих, и получить венцы, не временные, но вечные от Подвигоположника Бога.Посмотрим же, если вам угодно, как те приготовляются к войне, и из их примера увидим, что требуется для нас.И разговор их днем и ночью не о чем ином, как только о том, как действовать, дабы одержать победу, как нападать, когда выйдут на место действия, и где отступать, или кто кого поразит из неприятелей. Итак, они употребляют много трудов. Для чего же? Дабы одержать победу, получить тленные венцы и временные награды, чтобы порадовать зрителей и посрамить побежденных. Если же так поступают они с такою обдуманностию и рассмотрительностию; сколько же, по вашему мнению, должно иметь нам и вам тщательности, заботливости, рассмотрительности, попечения, бдительности и внимания о том и о сем, к тому и другому? Ибо супостат, соперник и враг наш не неопытен и не новоначальный, не нерадив и не ленив; но противостоя нам, великое и невыразимое попечение имеет о том, откуда напасть на нас, как нанести нам удар, где нас уязвить, каким образом бросить и вонзить в нас стрелы, уловить сетьми, и как низринут и повергнуть долу смиренного инока и страдальца благочестия.Итак, не велик ли наш подвиг? Не великое ли нам нужно попечение? Не великая ли тщательность? Не потребно ли нам воздеть руки к небу и сказать: Призри, Господи, от Святаго жилища Твоего, воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас (Псал. 79, 3). Много нужно нам обучаться и внимать сему, и никогда и никуда не обращать ума и мыслей наших, как только к сему, и притом со смирением и сокрушением сердца, с надеждою и мужеством души, с чистою и испытанною верою и с послушанием, дабы враг, видя это, убоялся и возвратился вспять. Никогда не попустит Господь подвижнику добродетели впасть в уныние, если сей призывает Его в помощь; на Него бо, сказано, упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя (Псал. 27, 7). А когда Господь будет помогать нам, то кто может противостать, или кто может победить нас? Никто. Но если тысячи и тьмы врагов восстанут, таковый не устрашится; ибо Именем Господним победит и расточит их, хотя и не в короткое время. Ибо враг не перестает бороться многие и многие годы; но не может каким-либо образом пресечь усердие, когда при помощи Божией уповаем на победу и вечное наслаждение. Там один день проводят в борьбе, и победители увенчиваются, радуются и веселятся; но радость их не всегдашняя, а только на некоторое время, и опять они бывают как не победившие.И кто может выразить всю скорбь, которая встретит грешников, как и праведников радость и веселие?