Огласительные поучения и завещание

Итак, придите, чада мои, претерпим мужественно эти малые, яко пяди, [49] дни наши, и сподобимся носить венец правды. Сколько подвизались блаженнейшие отцы наши в постах, бдениях, слезах, молитвах и во всяком подвижническом жительстве! А теперь для них нет никакой скорби от прошедших трудов, но их восприняло неизреченное радование и присноблаженное наслаждение. Подобным образом и мы, умоляю вас, не будем бояться скорбей, маловременных и в короткое время проходящих, как сон и как тень; не обленимся, но с усердием будем совершать заповеди Божия. Не скорбите при укоризнах, не стыдитесь поношений, не смущайтесь огорчениями. Не побеждайтесь гордостию; но будем устремлять взор наш долу, а душу горе; будем друг к другу кротки и тихи, терпеливы и милосерды. Случится, скажет тебе кто грубое слово. Что же ты смущаешься, чадо? Господь наш Иисус Христос слышал: беса имаши, (Иоан. 7, 20) и молчал, и: о веельзевуле изгонит бесы, (Мат. 12, 24) и не смутился.

Но вы, как наученные от Бога, уже знаете все угодное Ему.

Итак, исполняйте это чада мои, и до конца мужественно претерпевайте в сей жизни, также и встречающиеся болезни, ибо многие заболевают, и подаваемое принимайте с благодарением. Если же в чем будете иметь нужду, просите со смирением; и будьте во всем непорочны, нелживы, светлы лицем и исполнены радости, да будете все вы едино во едином уповании звания, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 38-Е.О том, чтобы мужественно переносить все, с нами встречающееся, дабы сделаться подражателями Христу, много пострадавшему за нас

Отцы, братия и чада мои!

Расслабление и леность к подвигам есть сон души. Посему умоляю вас, чада мои и братия, зная конец, завершающий таковый наш подвиг, как он велик, божествен, неизречен и блажен, потрудимся и претерпим в благом нашем повиновении и в великих подвигах его, в отсечении своей воли, в послушании и служении, в досаждении от братий, наносящем много ударов и много язв, и в поношении от высших и низших. Поистине и о вас должно сказать апостольское слово: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и поношаемы и заушаемы и сетуем; но во всех сих препобеждаем за возлюблюшаго ны Бога. (1 Кор. 4, 11, см. Рим. 8, 37).

Укрепитесь и, вы, многовожделенные чада, в державе крепости Его, и к прежним вашим подвигам прилагайте и нынешние и будущие, имея всякую радость, что сподобились за Христа Спасителя пострадать таковое и быть подражателями страстей Его. Разумеющим одно это составит уже многое для достижения воздаяния. Вспомните, сколько Он пострадал ради нашего спасения. Не был ли Он младенцем но плоти? Не бежал ли от коварного убийства Ирода? Не повиновался ли родителям? Будучи двенадцати лет, не обличал ли бывших во храме, не учившись книгам? (Это для некнижных, чтобы они не скорбели). Не путешествовал ли часто, и утомлялся, и искал плода на смоковнице? Не укоряли ли Его Иудеи? Не говорили ли Ему: беса имаши, и: о веельзевуле, князе бесовстем, изгониши бесы? Не метали ли в Него камнями, и Он бежал от метавших на Него камни? И прежде того, не постился ли сорок дней, и не был ли, как человек, искушаем от диавола, когда сей говорил Ему: сия вся дам Тебе, аще пад поклонишимися, и услышал от Него: иди за мною сатано и прочая? (Мат. 4, 9-10). Не умыл ли, как слуга, ноги ученикам? Не предан ли был предателем? Не был ли схвачен Иудеями? Не был ли осужден Анною и Каиафою? Не был ли заушен рукою раба: Не был ли биен жезлом от Пилата? Не был ли биен руками, от Него же созданными, и не носил ли тернового венца в поругание? Не восшел ли на крест? Не пригвождены ли были Его пречистые руки и ноги гвоздями? Не был ли Он укорен на кресте? Не прободено ли было копьем Его святое ребро? Не был ли Он напоен желчью? Не был ли погребен, и, как Бог, воскрес в третий день?

Можем ли и мы о себе сказать, что столько же пострадали? Покажи мне, брат, плещи уязвленные, на подобие Христовых, ланиты заушенные, насмеяния, поношения и поругания без числа, все твои члены, освященные страстьми Христовыми; но ты без сомнения не имеешь сего. Так по крайней мере приими малое с долготерпением, и прославит тебя Человеколюбец по великой Своей благости во второе Свое пришествие, чрез этот (иноческий) образ. Ибо образ сей не иное что значит, как обещание претерпеть крест и смерть Его. Вот мы вкратце напомянули вам об этом, ничего не исполнивши из того, о чем говорили; но чрез это напоминание возбудим в себе усердие, опять восстанем, опять понудим себя, опять будем тщательны, в послушаниях, с усердием проходя и исполняя, кому какое придется, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава во веки. Аминь.ПОУЧЕНИЕ 39-Е.О том, что братия должны пребывать в мире и единомыслииОтцы, братия и чада мои! Я вижу, что вы, по благодати Христа, истинного Бога нашего, оживотворяющего все, при содействии молитвы нашего отца, достигли иного некоторого похвального и беспорочного устроения. Ибо некоторым образом исторглись прозябшие в вас от грехов моих корни спорливости, ревнования и гордого тщеславия, и происходящей отсюду пагубной склонности к Иудейскому разделению. А все это, как я говорил, есть дар Божий и плод ваших трудов, а не моего смирения, которое (по мере вашего преуспеяния) более имеет усердия предстоятельствовать вам, помогать вам и направлять вас к божественному и преподобному. Итак, вот в какое и каковое устроение, чада, привело вас то, что все вы вкупе имеете послушливость и понемногу понуждаете себя. И каких благ от сего ни произошло? Мир, радование, чистая вера, неразрывное единство, спасительная печаль, благоприятный ответ, божественное умиление, благоразумное смирение, братская любовь, искреннее отцелюбие, нераскаянное покаяние. Во всем, как говорит Апостол, представисте себе чисты быти в подобающих вещах (2 Кор. 7, 11). Благословен Господь, яко посети и сотвори избавление людем своим, (Лук. 1, 68); ибо вы люди Его, и люди избранные; и воздвиже рог спасения нам (Лук. 1, 69) чрез обновленное благое ваше устроение. В этом чада, состоит ваша радость, ваше веселие, слава и честь ваша; в этом премудрость, веселие, ведение и разум совершенный, чтобы иметь вам житие похвальное и чистое по Богу, как об этом говорит и некоторый Еллинский мудрец (ибо и их изречения иногда бывают нам полезны в некоторых случаях). Вот он как говорит: "того называю премудрым, кто проводит чистую и безукоризненную жизнь, хотя бы он и незнаком был с вожделенною ученостию". Итак, если это кажется превосходным и для тех, которые ни о чем ином ни заботились, как только говорить и слушать; то мы ли предпочтем этому правилу какое-либо другое? Посему умудритесь, чада мои, бояться и трепетать Бога, и соблюдать заповеди Его, дабы благодать Его соделала вас избранными сосудами Его Святого Духа, совершенными на всякое благое дело. Ибо в кого вселится Сам Отец, Сын и Святый Дух ради душевной чистоты, там какого не будет блага, премудрости, теплоты, чего не будет полезного, поучительного и разумного? А без этого все — холодное витийство, заблуждение, ложь, безумие и всякое зло.Будьте внимательны во время чтения, чтобы не проронить вам и слова Писания, не ради тщеславия, но ради вашего спасения; не ради преступления; но ради соблюдения заповедей. Разумейте то, о чем я вам говорю, ибо вы имеете разум, удержите от зла язык ваш, и особенно вы, юные срамословы и клеветники, и все вы, неудерживающие неудержимого своего языка, исполненного смертоносного яда, от которого многие всегда легко впадают в грех. Не делайте более зловредных собраний, не заводите более вредных дружб и соборищ Иудейских, да не будет более в вас похищения и присвоения вещей от ваших послушаний и отправляемых вами должностей, как это сделали Анания и Сапфира; не стройте тайных козней и наветов, подобно Фарисеям и Саддукеям. Не будем более говорить: "мое и твое", от чего рождаются тысячи зол. Древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17); а по сему не будем прошедшего приводить себе на ум, дабы снова не впасть в те же страсти, и не будем возжигать один в другом огнь помыслов. Уповаю, чада мои, относительно вас на все лучшее и спасительное для душ ваших. Может быть мы для того и впали в прежние (грехи), дабы как от пучины, шума, беды и великой бури устремиться нам в тихое и мирное пристанище и уже не подвергаться более бедствиям от бури, но мирно безмолвствовать в пристанище смирения во вся дни нашей жизни о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава с безначальным Отцем и Св. Духом, ныне и присно, во веки веков. Аминь.ПОУЧЕНИЕ 40-Е.[50]Перед Рождеством Христовым. О рождестве Спасителя нашего Иисуса Христа и о том, чтобы мужественно переносить труды в нашем подвижническом житииБратие и Отцы! Вот приближилось явление Бога всему миру, и день радости достиг дверей наших. Велика радость для мира; еще не было такой от начала мира; ибо Сын Божий пришел к нам, не как в древнее время являлся отцам нашим в знамениях и прообразованиях, но, по предсказаниям Пророков, пришел чрез рождение от Девы, и явился нам самолично. Во всех родах родов ничего нет выше и спасительнее этого таинства, ни чудеснее из всех чудес, которые только сотворил Бог от начала мира. Посему Ангелы благовествовали об этом таинстве, и небесная звезда возвестила на земле Небесного царя; посему и пастыри поспешили видеть благовествованное Отроча, и волхвы с царскими дарами поклонились Ему, и Ангелы воспели, что Бог в вышних прославляемый явился на земле с миром. И Апостол свидетельствует о Нем, говоря, что Той есть мир наш, соединивший Ангелов и человеков, два чина в один, сотворив мир крестом, убив вражду собою (Еф. 2, 14 и след.). Желали сие видеть пророки и праведники, но не видели, видели же только верою. А мы видехом, и руки наши осязаша, как и написано о Словеси животнем, и живот явися нам (1 Иоан. 1, 12), и мы приняли усыновление. Что же воздадим мы Господеви, о всех, яже воздаде нам? На что за много лет ответил Святый Давид так: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову (Пс. 115, 3, 4).Итак, будем радоваться, братия, что и мы сподобились воздать воздаяние Господеви, о всех яже воздаде нам. Какое же это воздаяние? Монашеское житие, которое мы возлюбили, и обеты, которые мы исповедали, что и есть явное мученичество, и хвалимся упованием славы Божией. Празднование сие пусть будет у нас не один день, но во всю жизнь. Объятые же плотскими страстями не могут праздновать, хотя они и думают, что празднуют, и не имеют свободы, будучи рабами страстей и проданными под грех. Творяй грех, раб есть греха; и раб не живет никогда же в дому, сын, же пребывает во век (Иоан. 8, 34, 35). И так как мы сподобились именоваться сынами Божиими по благодати, то пребудем в доме Отца нашего Бога, всегда и до конца, если при добром начале твердо устоим и до конца. Таким образом укрепляемые Духом Святым будем еще более трудиться в нашем подвижническом житии. Будем побуждать друг друга к совершенной любви и добрым делам, к послушанию, смирению, кротости и ко всякому доброму преуспеянию. Не будем нерадеть об усердии, но будем еще и еще укрепляться, — тем более, чем ближе видим наступающий день; ибо приближается великий и пресветлый день Господень, в который явится Судия всего мира, и явится в великой славе, в которой Он явился Апостолам во время Божественного Своего преображения; приведет на суд все Свое создание, и воздаст каждому по делам его. О дабы и нам со всеми святыми увидеть Владыку нашего Иисуса Христа и Бога нашего, и дабы Он воззрел на нас светлым лицем и принял нас в небесное царство по благодати и человеколюбию Своему; ибо Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.