Огласительные поучения и завещание

О, если бы разболелись их чресла и чрево, и они подверглись водяной, и умерли, дабы избавится им от величайшего недуга, неблагодарности. Некоторые же всегда домогаются особенных снедей, напитков и закусок, как будто забыли, окаянные, что обещали Богу в первый день, когда пришли сюда, и засвидетельствовали пред многими свидетелями, невидимыми и видимыми. Не обещались ли пребывать в алчбе и жажде, переносить скорбь и тесноту, немощь и гонение, мучения и смерть? А теперь ссорятся, что не такое вино и снеди. Но как они поругались, так и сами будут поруганы как не подумали о том, что Христос видит и слышит их слова и обещания, то боюсь, да не предаст Он их в неискусен ум творити неподобное и пагубное (Рим. 1. 28).

Итак, обратитесь таковые, или лучше, оттрясите от душ ваших сон и дремание, забвение о Боге, пристрастие к земному и холодность. Согрейтесь любовию и страхом Божиим; приимите наказание: восприимите оружия правды; страшитесь и бойтесь и за то самое, что предлагается на трапезе.

Поверьте мне, хотя я в безумии говорю это, что если бы не уязвляло меня острое жало преслушания братству, и словесного попечения и окормления вашего с духовным рассуждением; то я никогда не переменил бы моей пищи и моего обычая, пока не сошла бы во ад душа моя; однако я употреблял пищу и питие, и притом различные. Но скажу вам и еще в безумии, вкушал я с болезнованием, воздыханием и горестию, с одной стороны по причине моего недостоинства, а с другой ради попечения о немощах ваших и ради скудости в обители. Впрочем по благодати Христовой есть у нас и у вас потребное; воздайте же, неблагодарные, славу Богу; ибо мы и вино пьем, и масло и рыбу вкушаем, и в больнице упокоиваемся и врачуемся, и это, как говорится, не в один или два дня, но ежедневно. О неблагодарные! как нам за все это не благодарить? Как не восхвалить и не воспеть, как не воздать славу Богу? Но мы и о том не помышляем, что ничего не принесли в монастырь, и от служения нашего никакой не бывает пользы. Ибо мы как вареные свеклы, или красный лук неочищенный, или пустые корзины, которые только носятся или стоят на виду; и даже не годимся караулить у ворот, ни к служению при трапезе, или к чему-либо другому, ни к детскому, ни к старческому. Поистине мы бессмысленные неразумнейшие, даже и не помышляем о том, что может быть мы самые ничтожные, и что есть между нами отцы и братия несравненно почтеннее нас, иные вне, а другие внутри обители, в холоде и стуже, на жару и зное, повинуются как рабы какие, — копают, пашут, обрезывают виноград, возделывают огороды, рубят дрова, тешут, мелют, варят пищу, белят, моют, шьют, возят навоз [95], бывают на посылках, прислуживают, пешие посылаются в города, на хутора, или в горы для покупки и продажи вещей, и делают это, претерпевая оскорбление и утеснение. Но поистине таковых есть царство небесное. Смотри же ты, о слепец, жестокий, лукавый, отчаянный, чтобы не услышать тебе в день оный: связавше ему руце и нозе, вверзите его во тму кромешнюю (Матф. 22, 13). Горе, горе вам, что презираете Бога, как не воздающего тотчас. Поистине о вас сказано: рече безумец в сердце своем, несть Бог (Пс. 52, 2) Почему же? Потому что вы растлелись и стали мерзки в начинаниях ваших, и не творите ни единой благостыни. Но Господь с небесе приникает на всяк день и видит аще есть разумеваяй или взыскаяй Его (Пс. 13, 1, 2), И таковых написует, а прочих изглаждает. Боюсь, как бы не предстал Святый Давид и не воспел о вас, и не сбылось бы на вас того, что поется: раздели я в животе их (Пс. 16, 14). Кого? Таковых злых от добрых. Разумейте же сия, забывающие Бога, да не когда похитит и не будет избавляяй (Пс. 49, 22). И простите меня безумного, чада мои возлюбленные; я милосердую о вас, и потому говорил это от любви, рассудив, что лучше для вас, если я уязвляю вас словом своим, нежели подвергнуться вам вечным страданиям в бесконечной муке, которых да избавимся все мы благодатию Господа нашего Иисуса Христа. Ему подобает слава и держава во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 76-Е. О том, чтобы не делать сборищ и приятельских бесед, служащих к погибели душ наших

Братия, Отцы и чада мои! Опять искушение, опять соблазн. Опять я смиренный плачу и сетую, что отторглись и запнулись возлюбленные, что ниспали долу высоко летавшие, что считавшие себя премудрыми обезумели, что понесшие многие и долголетние подвиги и поты благочестия, в один час потеряли все, и сделались для меня вместо винограда тернием, вместо веселия горестью и вместо надежды обманом. Не знаю, что сказать, или что возглаголать о падении и погибели братий моих; разве только сесть, плакать и сказать: если это так, то кто же спасется, Господи? Подлинно не следует ублажать человека прежде его смерти, ибо воистину неудобосовершаем путь нашего спасения. И кто избежит стольких козней диавольских? Кто не попечется о себе до самого часа смертного? Зная это хорошо, оный святый отец, когда постиг его смертный час, и когда сказал ему диавол: "ты избег от меня," отвечал и сказал: еще не знаю сего. Такое-то он имел опасение, что даже в последний час не смел считать свое спасение несомненным, не смотря на высокую меру благочестивых трудов своих. А мы если проживем пять или десять лет в монастыре, или навыкнем чину монастырскому, или заучим наизусть несколько изречений из Писания, или совершим столько или столько коленопреклонений, или попостимся, или помолимся; думаем, что уже все совершили, и высокомудрствуем, а потому и падаем яко листвие (Прит. 11, 14), и сокрушаются кости наши при аде (Псал. 140, 7), и прежде восторжения изсыхаем (Пс. 128, 6); мы премудры, будучи невежды; мы словесны, будучи неразумны, и сами себя рукополагаем в учители, ревнители и выдаем себя за благоговейных, и думаем, что только в нас обретается всякая истина; а потому и бывают у нас подобные случаи, потому мы и принимаем вместо света тьму; потому как из рая, бываем изгоняемы из двора Христова и из стада Его.

Итак, умоляю вас, братия мои, внимайте, и не истощайте мало-помалу добродетелей ваших, чтобы не впасть в крайнюю нищету, и не рассудно не расточит всего богатства душ ваших, и не дойти до падения, т. е., до оставления монастыря. Ибо от того, что вы празднословите и слушаете толки о подобных вещах, поблажая друг другу, и не заботитесь об исправлении, или сами собою, или объясняя мне случающееся, чтобы тотчас поданы были врачевства; от этого вы и падаете и сокрушаетесь; и не знаю, что будет с вами, если так будете жить до конца. Хорошо ли это? Так ли вы сходитесь? Так ли собираетесь? Так ли творите собеседования, и доходите до погибели душ ваших? Почему вы, когда слышите это, не отвращаетесь, не бежите от говорящего, как от огня, и как от змия? Но вследствие мягкости и мнимой доброты, и как бы не оклеветать его, и как бы по любви к брату, становитесь человекоубийцами и человеконенавистниками, и проливаете кровь неповинную, которая взыщется от душ ваших.

Вот я вам сказал об этом, братия мои, и опять заповедую, как и прежде заповедал вам с скорбию, тугою и болезнованием. Слыши, сказано, небо и внуши земле, (Исх. 1, 2): пусть же никто более не оправдывается и не извиняется больше, и не говорит, что я не зпал; ибо вы научены, и знаете, и слышали, вся убо чиста чистым (Тит. 1, 15). Вы готовите для меня гибель; но думаете ли остаться без наказания в день судный, отпадая и отлучаясь от Бога отвержением ваших обетов? Нет не так, потому что Бог есть праведный Судия. И если Он меня подвержет мучению, то без сомнения по справедливости. Однако и сии не избежат осуждения на мучительную казнь, и отдадут ответ за беззаконие свое; ибо они соделались преступниками закона Божия, и не соблюли обетов, произнесенных пред алтарем Его, тех обетов, чрез которые они сподобились пострижения и оставления грехов своих святым и очистительным крещением покаяния.

Что же скажут нам несчастный Евстафий и окаянный Епифаний? За что и почему они подверглись падению? Но они не имеют права говорить, если бы и выдумали что, ибо в Писании сказано: горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни (Исаи. 5, 20); и еще сказано: грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши, завет мои усты твоими (Пс. 46, 16)? Нет нужды более разъяснять средство, которое они употребили, сочтя его благословным, и несомненную их прелесть, тайное удаление. Однако сверх всего хочу сказать, что гибельно и греховно их удаление, и не знаю, каков конец будет иметь благословность их оправдания. Итак, помолимся все вместе о заблудших братиях, чтобы они возвратились, и явились, и им будет оказана милость; — далее же будет с ними, не то, чего мы желаем, а что хочет Бог; — и дабы мне их обрести или теперь или после здравыми; и тогда откроется какое и каковое их дело, Божественное или сатанинское. Кроме того и вам, чада, заповедаю быть твердыми в исповеди, в терпении, в смиренномудрии, чтобы терпеть друг друга, снисходить друг другу, оставлять один другому, быть единодушными и иметь мир о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.ПОУЧЕНИЕ 77-Е.О том, чтобы переносить все скорбное, случающееся с нами в общежитии, дабы получить царство небесноеОтцы мои, братия и чада! Всякий день благодарю я Бога Отца моего, что Он укрепляет и утверждает вас в страдальческом подвиге послушания вашего, и смиренно молю Господа, дабы Он еще более отверз мысленные очи ваши, видеть вам все пути Его, и воспринять желание Божественной любви к Нему, и дабы укротил Он всякое плотское вожделение, и дабы вы победили все страсти, и были совершенными и исполненными всех добрых дел. А это как известно вам, чада, бывает не без труда и злострадания, и не в краткое время, но с великим трудом и подвигом, чтобы день и ночь побуждать себя и понуждать свое естество, и переносить все скорбное, случающееся с нами в общежитии нашем, будет ли то от людей, или от бесов; потому что кто в этом не изнемогает, но по благодати Божией переносит и претерпевает укоризненное слово, тяжелое повеление, епитимию или отлучения, или сухоядения, предстояния, поношения и подобное сему, сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего (Псал, 23, 5), и сподобится царства небесного.Достохвально и достоблаженно переносить мужественно таковые скорби, чтобы вам быть и причастниками страстей Господних, чтобы не отягощаться и не отвращаться скорбей, т. е., не гневаться, не ссориться, не быть дерзкими и гордыми, — не прекословить и не враждовать, не быть самочинниками и спорливыми, желчными и оболгателями, ябедниками и лжецами, клеветниками и завистливыми, преслушниками и смехотворцами; смею же сказать, чтобы не состязаться в борьбе и бегании, ибо слышу, что некоторые из вас дошли теперь и до такого безумия. Но как могут таковые следовать Христу и быть Его чадами? Не скорее ли они будут чадами гнева, сынами непокоривыми, и наследниками не благ вечных, но бесконечных мучений? Ибо не Ангельский ли ваш образ, братия? Не свято ли ваше житие? Не Богом ли указан вам путь? Слушай, что говорит великий Апостол: аще бо яже разорил, сия паки созидаю, преступника себе представляю (Гал. 2, 18). Мы совлеклись ветхого человека, тлеющего по прелести многообразного змия; мы отверглись прежнего горького вкушения отверженного преслушания, которым вошла в мир многоболезненная смерть; мы оставили вины злострадательного нашего существования, сперва водою святого крещения и Св. Духом, а потом по великому Божию человеколюбию и во второй раз крещением покаяния и послушания. И обеты ваши написаны у Бога, при свидетельстве святых Его Ангелов. Написаны они и у меня окаянного, когда вы были пострижены, просветились и облеклись в нового человека, созданного по Богу в преподобии и правде. Зачем же вы опять обращаетесь вспять? Зачем опять возвращаетесь на блевотину свою? Зачем по слову Господню, не бываете управленными в царствие небесное, так как, полагая руку свою на рало, зрите вспять (Лук. 9, 62)? Свидетель Господь, что я люблю вас, а потому и говорю вам это, скорбя, страшась и заботясь о вас. Что сказано в ветхом завете об израилътянах? То, что они сердцем своим возвратились в Египет, потому что вспоминали о красном луке, о мясе, о котлах Египетских и о тамошнем окаянном житии (Исх. 16, 3). Так и мы обратились к миру и к тому, что в мире; и что мы делали там, тоже делаем и здесь.Увы! Мы должны бы быть, как Ангелы, а между тем не сравняемся и с благочестивыми мирянами; ибо от лености мало-помалу впадаем и в самые смертные грехи. Но умоляю вас, пусть это мое смиренное поучение для тех, которые не падали, послужит утверждением, для согрешивших врачевством, для ленивых устрашением, для тщательных поощрением, для боримых помощию, для унылых возбуждением, и, кратко сказать, всем вся. Если вы любите свое спасение, то ради вас я имею и слово и дыхание, ибо я сознаю свое неразумие и бессловесие. Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа да исправит и то, в чем мы согрешили, и исправленное да утвердит, и оскудевающее да восполнит. И как Он извел вас из мирского Египта и вывел из пустыни греха; так да переведет вас и чрез лукавое море страстей, разделяя оное и иссушая, и соделывая удобным путем к добродетели. И как Он нарек нас, так да наречет и еще: род избран, язык свят (1 Петр. 2, 9) и да вселит нас в землю благ — добродетелей, а по смерти в землю кротких. Ибо Ему подобает слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.ПОУЧЕНИЕ 78-Е.О том, что нам должно быть тщательными и мужественными в духовных наших подвигах, дабы сподобиться венцев терпенияБратия, Отцы мои и чада! Хорошо не скрывать благодеяния Божия, но, по требованию времени поведать оное, дабы чрез это соделаться нам усерднее, что и вижу ныне в вас. Ибо вы по благодати Христовой чрез частые поучения, наставления и ежедневные беседы уже достигли духовного преуспеяния, благого устроения и боголюбивого тщания. А что это я говорю вправду, вы сами свидетельствуете; свидетельствует и истина, свидетельствую и я окаянный, получив облегчение в трудах, и с душевною радостию достигнув, как пристанища, безмятежия благочиния вашего. Поистине не ложно говорит Писание: всяко наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен воздает правды (Евр. 12, 11) тем, которые тщатся о сем. Впрочем это не мой подвиг и не от моего старания, но дар Божий, ваше усердие, и отеческая помощь. А так как я непотребный вхожу в чужие труды, то и я веселюсь и радуюсь. Все мы одно, я в вас, и вы во мне, и подвиг вменяется обеим сторонам. Господь же страшный в силе и крепкий отселе и впредь да подаст мне силу, дабы я мог мужественно и преподобно проповедывать, испытывать и исследовать святые Его заповеди; да подаст и вам, чада мои, неложное повиновение, нелицемерное послушание и чистую веру; да сохранит вас и соблюдет, дабы вам еще более преуспеть в добродетелях, и да соделает вас тщательнейшими, дабы вы мужественно устремлялись на всякий духовный подвиг и дерзновенно на всякую скорбь, с твердостию переносили тесноту, наказание, служение, злострадание, алчбу и жажду, и были усердны ко всем прочим блаженным подвигам, дабы, явившись непобедимыми, получить венец терпения в день мздовоздаяния праведного Судии.