Св. ПЛАКИЛЛЫ царицы.

Плакилла, жена императора Феодосия Великого, известна, как глубоко благочестивая христианка. Усердие, с которым предавалась она делам благотворительности, было так велико, что она не только деньгами помогала бедным, но и лично посещала их и ухаживала за больными.

Находя это несообразным с достоинством царственного лица, некоторые лица внушили императрице, что достаточно с ее стороны оказывать денежные пособия и неуместно посвящать беднякам свой личный труд.

 - «Знаю, что императорскому званию прилично оказывать щедрые пособия нуждающимся, - отвечала императрица, - но думаю, что мой долг - посвящать мой личный труд ради Того, Кому угодно было возвести меня в это звание».

Таким образом, наполнив свою жизнь благотворнейшею деятельностью, императрица Плакилла мирно скончалась около 400 года.

+ Память о св. чехах кн. ЛЮДМИЛЕ, кн. ВЯЧЕСЛАВЕ и преп. ПРОКОПИИ,

Память 16 сентябряБлаженная Людмила, бабка св. кн. Вячеслава, была супруга христианского князя Богемия Боривоя. - Великий просветитель Славян св. Мефодий, архиепископ соседней с Богемией Моравии, преподал Боривою и Людмиле наставление в чистой, святой Вире и омыл их водою благодатного крещения в Велеграде. Князь и княгиня Богемии были искренними христианами и по искренней любви к св. вере употребляли меры для обращены подданных к христианству. Таков же был и сын их кн. Вратислав. - Но язычество еще жило между Богемскими Славянами и особенно сильно оно было между соседними Полабскими Славянами; дела Немецкого романизма не только не сближали местных Славян с христианством, напротив питали сильную вражду против него. В таком положении дел неизбежна была в Богемии борьба начал языческой жизни с искренним христианством. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. - Быть не могло, чтобы в таком глубоко-христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была язычницею, не крещенною, как выставляют Драгомиру легенды романизма. Но то не подлежит сомнению, что она не была искреннею христианкою, была горда и зла и по гордости дорожила всем Славянским, в том числе и языческою жизнью; ненависть к христианству, воспитанная в Полабских Славянах жестокостями Немецких миссионеров и властителей, являлась в ней в виде недоверия и холодности к христианству. Два сына Вратислава в Драгомиры, Вячеслав и Болеслав, но расположениям своим совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца его, столько в Болеславе отразились качества злой Драгомиры.Старая княгиня Людмила со смерти супруга своего кн. Боривоя жила в Праге. Вратислав, хорошо понимая жену свою, поручил воспитание Вячеслава матери своей Людмиле. - Блаж. княгиня желала видеть во внуке своем прежде всего искреннего христианина. «И веда и баба своя Людмила научити книгам Словенским по следу попову; и навиче разум добре», говорит современник. Нельзя сомневаться, что «книги Словенские» здесь значат письмена Славянские, те, которые изобрел св. Кирилл; такое значение имело слово «книга» даже у Кирилла Туровского, тем более в первоначальном, церковно-Славянском языке. Итак известие современное значит то, что Людмила «отдала Вячеслава изучать Славянские письмена по указанию священника, и он научился хорошо понимать», что читал. Вячеслав отвечал заботам доброй бабки не только усердием к учению, во и вообще поведением, достойным христианского отрока. Он был добр, кроток, не заносчив, целомудрен. Образование дано было ему лучшее по тому времени. Отец посылал его в Будучь (Будечь). Молодой человек «учился там Латинской грамматике и научился хорошо». - Бог подал ему Свою благодать: он умел читать Латинские книги, «как хороший бискуп» (греха нечего таить, обыкновенные бискупы плохо знали Латынь, хотя служили мессы по-Латыни); «если брал Гречесие книги или Славянские, то читал их без ошибок. И не только умел книги, но, исполняя требование веры, благотворил бедным». Это значит, что жил он вовсе не как молодой Немецкий князь, который пожалуй – блистал светскою образованностью, но жил как язычник, пьянствовал, буянил, развратничал.Князь Вратислав, будучи преклонных лет и чувствуя близость смерти, созвал к себе вельмож и епископа и объявил наследником своим старшего сына; после литургии он сам привел Вячеслава к епископу и сказал: «преподай, владыко, благословение сыну, наследнику моему», и святитель совершил молитву о ниспослании благословения Божия.Так как Вячеслав был на 18 году возраста, когда умер отец, то мать его Драгомира начала управлять княжеством от имени сына. Правительница скоро обнаружила свой характер: она приблизила к себе людей худых, даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, какие введены были Боривоем и Вратиславом, в ослабление язычества. - Дела стали приходить в расстройство.Блаженная Людмила скорбела о несчастии отчизны. - По христианской ревности к общему благу, она настояла пред Вячеславом на том, чтобы сам он вступил в управление княжеством. Добрый Вячеслав выполнил совет бабки, и вся страна обрадовалась. Для того, чтобы предупредить раздоры и смуты, Вячеслав уступил младшему брату половину княжества; эта половина, богатая и обширная, и после называлась Волеславиею (Bunz1аu).Драгомира, гордая и тщеславная, жестоко оскорбилась распоряжением, несогласным с ее замыслами; но до времени затаила свою злобу; ненависть ее стала отыскивать средства отмстить Людмиле. Она переливала злость свою в Болеслава, питала и усиливала в нем вражду к брату, любимому Людмилою. Тайно приискала она себе партию, чтобы ее помощью безопасно совершить злодейство над Людмилою.