Сазавский инок, скрывший свое имя, писал: «во время князя Ульриха был пустынник (eremita), по имени Прокопий, родом Богемец из деревни Хотунь, весьма правильно наученный Славянским письменам, изобретенным некогда святейшим Кириллом, в мире превосходный священник, совершавший чистое житие и чисто отправлявший тайны, а после того облеченный в иноческую одежду жил непоколебимо в вере, один с единым Богом». Это известие внесено в летопись Косьмы Пражского под 1038 г.

Другое старинное житие святого говорит: «Бог видит, передаю я кратко правдивую историю, переведенную с Славянского на Латинский язык».

Прокопий, родом Богемец, сын благородных родителей, - родился в некоем селе, называемом обыкновенно Хотиш… Знаменитые родители его, увидя, что в отроке сияет благодать Божия, отдали его в городе Велеград учителю свободных наук для обучения, дабы учась наставлен быль небесной мудрости, - ибо там тогда процветала наука Славянского языка.

В Градяцкой рукописи, по письму начала ХIV века, а по языку принадлежащей к более древнему времени, находится сказание о св. Прокопии на Чешском языке, в стихах. Вот оно:

Святый Прокопий - из Славянского рода,

Недалеко от Чешского брода:

Ту весь Бог добре расплодил,

В коей святой родился.Всякий посмеет заверить,Той весе имя Хотун.В ней жил старый кмет,Имел он себе много лет. Жена его была дворянка…Прокопий от детства своегоХранил себя весьма честно:По Боге Творце жил,А мирскую суету пренебрегалВидя то родители,Какого имели сыночка,Положили между собою совет:Отослать его в Велеград,К учителю славному,Чтобы учил его всякому чтению.Там было славно учение,Цвело на языке Славянском. Соединяя древние и верные известия, должны мы представить жизнь преп. Прокопия в таком виде: Прокопий еще в доме родителей учился Славянской грамоте, и следовательно родители его держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии св. Мефодием, Моравским Апостолом. Для усовершения познаний, они отправили его в Велеград, где тогда процветали науки, преподаваемые на отечественном Славянском языке. Окончив учение, он посвящен был в священника и усердно учил вверенных ему правилам православного учения. Потом удалился в пустыню, где проводил жизнь, по примеру восточных пустынников. Герцог Ульрих, гоняясь на охоте за зверьми, неожиданно нашел отшельника в глухом лесу, в пещере. В беседе с герцогом, отшельник просил доброго государя построить храм св. Предтечи. И просьба его была исполнена. Так основалась на реке Сазаве пустынная обитель. Так как Ульрих стал владетельным герцогом с 1012 года, то и основание обители Сазавской последовало не прежде этого года. По летописям Русским, равноапостольный Владимир был в дружбе с герцогом Андреем и даже, как говорят некоторые летописи, хотел выдать за него дочь свою. Понятно после того, что герцог, которого любил равноапостольный Владимир, не мог не обрадоваться желаниям блаженного Прокопия, решившегося основать православную Славянскую обитель. С пособиями герцога и стараниями преп. Прокопия обитель Сазавская цвела. В ней совершалось Богослужение, в ней исповедывали веру, точно в том виде, в каком предлагали Славянские просветители. До нас дошло Славянское Евангелие, писанное рукою преп. Прокопия - и Кирилловскими буквами. Другая половина книги написана после глаголитскими буквами, и писец глаголиты в конце написал: «а друга страна тиехто книжек иенжь о подле (по) Русскою закона; - ту псал святи отец Прокоп сву руку, а то писмо Русске дал - небожчик карель чврти царь Рзимски, ко Славени тому то кляштру». – Уцелел и другой памятник Чешского православия, современный преп. Прокопию: это светильны постной и цветной триоди, оказавшиеся на переплете Апостола 1053 года. Король Брячислав, преемник Ульриха, поддерживал монастырь. Но не легко было жить по православному преп. Прокопию. Пилатники делали все, что могли, к оскорблению преп. Прокопия. Приблизившись к смерти, святой сказал братии своей, что спустя три дня умрет он, - при Спитичневе они потерпят гонение, но не долго; преемник его будет любить их. Так все и было. Святой почил на третий день, 1 апреля 1053 года. В 1055 году Сазавских иноков выставили пред Спитичневом, будто Славянская письменность «вводит ересь», и православных иноков выгнали из Сазавской обители, поместив в ней Немецких ксендзов с Латынью. Но король Вратислав в 1061 году возвратил изгнанников в их обитель. Вратислав упрашивал самого папу, дабы он своим голосом утвердил Славянское Богослужение. Гордый Григорий VIII в 1080 году писал: «ваше высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на Славянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе. - Мы убеждены, что не напрасно угодно было Богу, чтобы некоторые места священного Писания были сокрыты и чтобы оно было не всем ясно или понятно, дабы чрез то не пришло в пренебрежение или худо понятое не ввело в заблуждение. Не извинительно, что некоторые духовные особы беспрекословно исполняли требования народа и допустили беспорядки. Первоначальная Церковь (Богемии) много потворствовала тому; но впоследствии, когда христианство окрепло, это исправлено по строгом исследовании. Потому, не смотря на ваше требование неблагоразумное, повелеваем властью блаженного Петра и в славу Божию - противостать суетной дерзости всеми силами». Это повеление суетного романизма само по себе столько не умно, что даже высказывает хулу на откровение Божие, будто оно вводит нас в заблуждение; папа не хочет понять того, что в заблуждения вводят нас произволы наши. Потому и Вратислав не обратил внимание на волю папы: Славянская служба продолжалась в Сазавской обители. - Голос папы должна заметить история: по сознанию папы, народ Богемии, а не одни князья, был питомцем и искренним чтителем православия в лучшие времена свои. Остается молить Господа, да снова засияет восточный благодатный свет в стране, на которую людские страсти навели столько мрака и бед.Св. мучениц СОФИИ и ИРИНЫ, Память 17 сентября