Собрание Творений

Иные, наконецъ, по развращенію и грубости сердца своего, по сильной и долговременной привычкѣ ко грѣхамъ не могутъ оставить порочную жизнь свою первыми двумя образами. Почему милосердый Богъ ввергаетъ ихъ въ бѣдствія и болѣзни, чтобы совѣсть ихъ пробудилась отъ грѣховнаго усыпленія, чтобы тяжкія несчастія побудили ихъ раскаяться всѣмъ сердцемъ въ беззаконіяхъ своихъ, послѣдовать призыванію Божію, и сдѣлаться участниками въ дарахъ духовныхъ также, какъ первый и второй родъ людей, обращающихся къ Богу. И такъ Богъ троякимъ образомъ показываетъ людямъ путь спасенія, чтобы могли они усвоить себѣ заслуги Искупителя, Сына Божія.

Кто совершенно удалился отъ міра, и всѣмъ сердцемъ обратился къ Богу, долженъ пріобрѣсти духовное мужество и научиться терпѣнію, чтобы могъ онъ твердо стоять противъ врага и отражать его нападенія. Духъ Святый въ началѣ обыкновенно дѣлаетъ для него легкими всѣ духовные подвиги, чтобы раскаяніе во грѣхахъ не было для него трудно и непріятно. Онъ показываетъ ему истинный путь къ благочестію, болѣе и болѣе усиливаетъ въ немъ духъ покаянія, укрѣпляетъ его въ добродѣтеляхъ, научаетъ обуздывать свое тѣло и очищать свое сердце, и такимъ образомъ содѣлываетъ его наслѣдникомъ жизни вѣчной. Тѣло умерщвляется обыкновенно долговременными постами, бдѣніемъ и трудами. Если человѣкъ постоянно питаетъ въ себѣ духъ покаянія, и не препятствуетъ дѣйствію Духа Божія, то трудные подвиги покаянія раждаютъ въ немъ духовное утѣшеніе, и онъ уже ясно чувствуетъ, что привязанность къ суетнымъ удовольствіямъ міра сего и возвращеніе къ жизни порочной гибельно для него. Тогда душевный взоръ человѣка на окружающіе его предметы просвѣщается, душа и тѣло очищаются, и въ чистотѣ своей дѣйствуютъ согласно между собою. Все сіе производитъ Духъ Святый, который постепенно истребляетъ въ человѣкѣ природное его поврежденіе, чтобы поставить его въ первобытное состояніе и чтобы не осталось въ немъ ничего, что собственно принадлежитъ врагу его. Когда душа человѣческая возвращаетъ первобытную свою чистоту: то тѣло уже теряетъ свое господство надъ нею, ибо тогда оно зависитъ отъ воли души, которая и предписываетъ ему правила воздержанія въ пищѣ и питіи и управляетъ имъ во всѣхъ его дѣйствіяхъ, какъ говоритъ Апостолъ о себѣ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27).

Дѣйствія человѣческаго тѣла, по моему мнѣнію, бываютъ троякаго рода. Однѣ относятся къ обыкновеннымъ занятіямъ жизни человѣческой, когда человѣкъ посредствомъ тѣла исполняетъ всѣ внѣшнія дѣла свои. Сіи дѣйствія всегда зависятъ отъ воли души. Другія тѣлесныя дѣйствія побуждаютъ человѣка желать пріятной и роскошной пищи и питія. Когда онъ удовлетворяетъ сему желанію, то изобиліе крови и соковъ, произшедшихъ отъ пищи, производитъ волненіе въ тѣлѣ и раждаетъ различныя порочныя желанія. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ говоритъ своимъ ученикамъ: внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ (Лук. 21, 34) и Апостолъ Павелъ запрещаетъ упиваться виномъ, въ немъ же есть блудъ (Ефес. 5, 18). И такъ всякій, кто удаляется отъ міра и обращается къ Богу, долженъ наблюдать строгое воздержаніе въ пищѣ и питіи, и такимъ образомъ умерщвлять тѣло свое, чтобъ въ чистотѣ совѣсти могъ онъ говорить съ Апостоломъ Павломъ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю. Наконецъ иныя дѣйствія въ человѣческомъ тѣлѣ происходятъ отъ злыхъ духовъ, которые стараются совратить съ пути чистоты вступившихъ въ оный. Если душа постоянно питаетъ въ себѣ духъ покаянія, и непрестанно старается строго исполнять евангельскія заповѣди, то Духъ Святый показываетъ ей средства управлять дѣйствіями тѣла своего, или совершенно уничтожать оныя. Но если человѣкъ Не обращаетъ вниманія на заповѣди Господни, и не хочетъ послѣдовать имъ, то чувственныя желанія его усиливаются, и душу его порабощаютъ господству тѣлесныхъ страстей, такъ что она не знаетъ, откуда получить себѣ помощь. Если же человѣкъ прибѣгаетъ къ Богу съ молитвою о помощи, и въ дѣлахъ своихъ старается руководиться Духомъ Божіимъ, то противоборство страстямъ своимъ для него есть духовный покой и миръ.

Изъ всего сказаннаго мною видно, что истинное покаяніе и обращеніе къ Богу требуетъ чистоты не только душевной, но и тѣлесной. Человѣкъ, который хочетъ удалиться отъ міра, прежде всего долженъ обращаться къ Богу съ молитвою о божественной помощи. Духъ Святый ниспосылаетъ свою помощь человѣку по мѣрѣ его ревности къ благочестію, по мѣрѣ того, какъ онъ сильно чувствуетъ нужду въ пособіи, и желаетъ получить оное. Когда Божественная благодать не находитъ препятствій своимъ дѣйствіямъ въ сердцѣ человѣческомъ, то она постепенно искореняетъ въ немъ всѣ страсти, какъ тѣ, которыхъ сѣмя скрывается въ тѣлѣ человѣческомъ, такъ и тѣ, которыя раждаются собственно въ сердцѣ. Она просвѣщаетъ взоры человѣка, чтобы они были свѣтлы и чисты, и чтобы въ нихъ не было ничего помрачающаго или ослѣпляющаго ихъ; исправляетъ слухъ его, чтобы человѣкъ обращалъ оный только ко гласу истины, а не къ клеветѣ или поношенію, и чтобы особенно приклонялъ оный къ воплямъ угнетенныхъ и несчастныхъ; освящаетъ и языкъ его, чтобы онъ говорилъ всегда истину, полезное и назидательное для другихъ. Ибо человѣкъ часто впадаетъ во многіе грѣхи единственно потому, что не обуздываетъ языка своего. О семъ Апостолъ Іаковъ такъ говоритъ: аще кто мнится вѣренъ быти въ васъ, и не обуздываетъ языка своего, но льститъ сердце свое, сего суетна есть вѣра (Іак. 1, 26) и въ другомъ мѣстѣ: языкъ малъ удъ есть, но сквернитъ все тѣло (Іак. 3, 5-6). Когда человѣкъ укрѣпится въ благодати, то обращаетъ вниманіе на каждое слово свое, чтобы въ словахъ его не видно было никакого чувственнаго желанія, но чтобы вси глаголы устъ его, какъ говоритъ Соломонъ (Прит. 8, 8), были съ правдою, и ничтоже въ нихъ было стропотно или развращенно, чтобы языкъ его, какъ языкъ премудрыхъ, исцѣлялъ другихъ (Прит. 12, 18). У порочнаго человѣка руки обыкновенно служатъ орудіемь ко грѣху, напротивъ у благочестиваго человѣка, котораго всѣ дѣла освящаются внутреннею его святостію, руки выражаютъ возвышенность и стремленіе духа его на небо: ибо во время молитвы онѣ воздѣваются къ небу. Такимъ образомъ на благочестивомъ человѣкѣ исполняются слова Писанія, сказанныя о сильной и святой молитвѣ людей благочестивыхъ: Воздѣяніе руку моею, какъ жертва вечерняя. Сверхъ сего благотвореніе и раздаяніе милостыни есть одна изъ необходимыхъ обязанностей, исполненіемъ которой руки праведныхъ людей освящаются. Человѣкъ, истинно удалившійся отъ міра и обратившійся къ Богу, наблюдаетъ строгое воздержаніе въ пищѣ и питіи, и никогда не увлекается примѣромъ тѣхъ, которые не сохраняютъ сей добродѣтели, такъ какъ говоритъ о семъ псалмопѣвецъ: гордымъ окомъ и несытымъ сердцемъ, съ симъ не ядяхъ (Псал. 100, 5). Ибо онъ опасается, чтобы пища и питіе не отяготило его, и чтобы невоздержаніе не ослабило духовныхъ силъ его, и такимъ образомъ не покорило власти врага. Посему человѣкъ любящій воздержаніе исполняетъ наставленіе Апостола Павла: аще убо ясте, аще ли піете, аще ли ино что творите, вся во славу Божію творите (1 Кор. 10, 31) Если возникаютъ въ немъ чувственныя желанія, дабы совратить его съ пути правды, онъ спокойно удаляетъ оныя, и сохраняетъ себя въ чистотѣ. Его защита, помощь и укрѣпленіе есть Духъ Святый, который научаетъ его побѣждать всякое зло, и даетъ ему силу умерщвлять уды свои, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Кол. 3, 5). Наконецъ, благочестивый человѣкъ направляетъ на путь истины и стопы свои, если онѣ уклонялись на путь неправды: но болѣе всего соблюдаетъ чистоту сердца своего, хранитъ благодать, обитающую въ ономъ, и всегда располагаетъ оное къ исполненію всякаго добраго дѣла. И такъ человѣкъ, желающій себѣ спасенія, старается, чтобы и душа и тѣло его были совершенны и покорны благодати. Тѣло его нѣкоторымъ образомъ участвуетъ въ силѣ и совершенствахъ будущаго, блаженнаго тѣла, которое откроется въ воскресеніи мертвыхъ.

Все, доселѣ сказанное нами, относится къ тѣмъ порочнымъ пожеланіямъ души, которыя раждаются въ ней по причинѣ соединенія ея съ тѣломъ. Сіи пожеланія всегда стремятся къ тому, чтобы ослабить душу, и подвергнуть ее власти духа злобы. Въ душѣ бываютъ и другіе пороки, какъ-то: гордость, ненависть, гнѣвъ, малодушіе, нерадѣніе, и другіе подобные симъ. Когда душа совершенно предается Богу, то преблагій Богъ даруетъ ей духъ истиннаго покаянія, и очищаетъ ее отъ всѣхъ пороковъ, чтобы духъ злобы не могъ имѣть власти надъ нею: ибо онъ всегда старается содержать ее въ рабствѣ страстей и чрезъ то господствовать надъ нею. Если душа постоянно повинуется внушеніямъ Духа Святаго, и терпѣливо переноситъ труды покаянія, то милосердый Творецъ взираетъ благосклоннымъ окомъ на всѣ ея подвиги, какъ-то: на долговременный и строгій постъ, бдѣніе, размышленіе при чтеніи Слова Божія, непрестанную молитву, на искреннее и чистосердечное служеніе всѣмъ людямъ, на нищету духа. Преблагій Богъ наконецъ освобождаетъ ее отъ всѣхъ искушеній, и изливаетъ ей духовное утѣшеніе. Ибо Онъ человѣколюбецъ есть. Ему и Единородному Его Сыну и Святому Духу должно быть приносимо славословіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:

[1] Всѣхъ писемъ Антонія Великаго, которыя посылалъ онъ въ различные египетскія монастыри, считается двадцать. Онъ писалъ ихъ на египетскомъ языкѣ, на которомъ онѣ и донынѣ сохраняются во многихъ Египетскихъ монастыряхъ. Еще въ четвертомъ вѣкѣ по Р. X. съ египетскаго языка онѣ переведены на греческій, въ восьмомъ на арабскій, а въ семнадцатомъ вѣкѣ съ арабскаго на латинскій маронитомъ Авраамомъ Ехелленскимъ, который и издалъ ихъ въ Парижѣ въ 1641 году. Святый Антоній писалъ сіи письма въ старости. Это видно какъ изъ слѣдующихъ словъ его въ седьмомъ письмѣ: Вся протекшая, довольно долговременная, жизнь моя была не что иное, какъ непрестанный плачь и стенаніе о грѣхахъ моихъ, такъ и изъ того, что въ четвертомъ письмѣ онъ упоминаетъ объ аріевой ереси, которая начала распространяться въ восьмидесятыхъ годахъ жизни святаго Антонія.

О подлинности первыхъ семи писемь, по Галландову изданію оныхъ, свидѣтельствуетъ Іеронимъ (Catalog. de vir. illustr. cap. 88), который говоритъ, что въ нихъ видѣнъ апостольскій духъ, и что лучшее изъ нихъ есть то, которое святый Антоній послалъ въ монастыри, находящіеся близъ города Арсиноя (письмо шестое). Святому Антонію приписываетъ сіи письма и неизвѣстный греческій писатель книги О дѣлахъ и изреченіяхъ отцевъ, которую Фотій разсматриваетъ въ своей Библіотекѣ (cod. 198). Сей неизвѣстный писатель, приводя одно мѣсто изъ перваго, предлагаемаго здѣсь, письма, прибавляетъ, что такъ сказалъ Антоній. Что касается до прочихъ тринадцати писемъ: то, по мнѣнію Комбефизія (Recens. auct. Bibl. concion. tom. I. p. 5), подлинность ихъ видна и изъ слога и изъ духа ихъ, сходнаго съ слогомъ и духомъ первыхъ писемъ и прочихъ сочиненій святаго Антонія. — Настоящій переводъ сдѣланъ по Галландову латинскому изданію оныхъ въ его Библіотекѣ древнихъ Отцевъ.2. О Синайскомъ законодательствѣ, о воплощеніи Бога Слова и обязанности исполнять заповѣди Божіи Антоній возлюбленнымъ дѣтямъ своимъ желаетъ спасенія отъ Господа.Возлюбленные, Богъ не въ одно какое нибудь время открылъ Себя людямъ, но открываетъ Себя имъ во всякое время, и будетъ открывать до скончанія міра. И такъ кто ищетъ Господа всѣмъ сердцемъ, и ищетъ такъ, какъ Онъ Самъ научаетъ тому въ словѣ Своемъ, тому Богъ открываетъ Себя, тому даетъ Онъ благодать Духа Своего Святаго. Поелику душа человѣческая, облеченная грубымъ и земнымъ тѣломъ, за грѣхи свои лишилась первоначальнаго совершенства и потеряла первобытную силу, поелику она умерла и не могла уже возстановить себя въ первобытное состояніе, но уподобилась безсловеснымъ животнымъ, и болѣе стала служить тварямъ, нежели Творцу: то Творецъ всѣхъ тварей, будучи побужденъ безконечною Своею благостію, далъ человѣку спасительные и животворные законы Свои, чтобы онъ, исполняя ихъ, содѣлалъ себя достойнымъ благости Его. И такъ кто употребляетъ все вниманіе и всѣ силы свои къ тому, чтобы исполнять законъ Божій, тотъ получаетъ отъ Бога благодать Его, тому Богъ даетъ духъ усыновленія, того Духъ Божій научаетъ служить болѣе Творцу, нежели тварямъ.Богъ по безконечной благости Своей, желая подкрѣпить нашу слабость, избралъ намъ законодателемъ Моисея; посредствомъ его открылъ намъ законъ Свой, и такимъ образомъ положилъ основаніе истинному дому Своему — Церкви избранныхъ: ибо Богъ восхотѣлъ возстановить родъ человѣческій въ первобытное его состояніе. И такъ Моисей, положивши основаніе дому Божію, началъ созидать оный, но не окончивши скончался. Послѣ Моисея Богъ Духомъ Своимъ Святымъ посылалъ многихъ Пророковъ, которые продолжали созидать домъ Божій на основаніи, положенномъ отъ Моисея: но и они также не окончивши онаго оставляли земную жизнь свою, и переходили въ жизнь вѣчную. Сіи строители Церкви Божіей, видя, что они никакъ не могутъ исцѣлить закоренѣлой болѣзни, которой подвергся родъ человѣческій грѣхомъ Адамовымъ, увѣрились, чрезъ то, что никакая тварь неспособна излѣчить оную, но что можетъ сіе сдѣлать только Единородный Сынъ Божій, который есть образъ и совершенное подобіе существа Отчаго, и которымъ созданы всѣ твари: и такъ въ Немъ одномъ видѣли Пророки будущаго врача и Избавителя человѣческому роду. Почему каждый изъ нихъ въ изумленіи говорилъ: Или ритины (бальзама) нѣсть въ Галаадѣ? или врача нѣсть тамо? Чесо ради нѣсть исцѣлена рана дщере людей Моихъ (Іер. 8, 22)? Врачевахомъ, и не исцѣлѣ; оставимъ ю (Іер. 51, 9). И такъ Богъ Слово по неизреченной любви своей къ намъ пришелъ на землю спасти насъ, и сотворилъ себѣ сосуды, плѣннически (Іер. 12, 3), то есть, Тотъ, который есть во образѣ Божіи, который не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, Себе истощилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся, якоже человѣкъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Іисусовѣ всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). И такъ, возлюбленные, вы должны твердо вѣрить, что Богъ Отецъ по Своей безконечной благости не пощадилъ Единороднаго Сына своего, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Рим. 8, 32), чтобы Онъ избавилъ насъ отъ грѣховъ нашихъ. И Онъ смирился для насъ, исцѣлилъ насъ Своими ранами, словомъ силы Своея собралъ насъ къ Себѣ отъ всѣхъ концевъ земли, соединилъ насъ въ Себѣ, воскресилъ и спасъ насъ отъ грѣховъ нашихъ, и показалъ намъ, что мы должны быть таинственными членами Его, чтобы быть наслѣдниками благъ, каторыя Онъ уготовалъ намъ.Посему, возлюбленные братія, прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, размышляйте о семъ великомъ благодѣяніи Божіемъ къ намъ, то есть, что Богъ Слово во всемъ уподобился намъ, кромѣ грѣха (Евр. 4, 15); какъ существа разумныя, удаляйтесь зла и любите добро, чтобы въ день послѣдняго пришествія Сына Божія быть вамъ свободными отъ грѣха и осужденія. Кто старается быть истинно свободнымъ отъ грѣха и благовременно пользуется дарованнымъ ему благодѣяніемъ Божіимъ, тотъ есть истинный слуга Божій. Имя Христіанина не оправдываетъ человѣка предъ Богомъ, но оправдываетъ его святая жизнь, которая удостоиваетъ его Божественнаго усыновленія. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ, зная, что ученики Его достойны усыновленія Божія и просвѣщенія отъ Духа Святаго, сказалъ имъ: Не ктому васъ глаголю рабы, яко рабъ не вѣсть, что творитъ господь его: васъ же рекохъ други, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 15). Подобнымъ образомъ и люди, которые очистили душу свою отъ яда грѣховнаго, и получили благодать Святаго Духа, говорятъ о себѣ: Не пріяхомъ духа работы паки въ боязнь: но пріяхомъ Духа сыноположенія, о Немъ же вопіемъ: Авва Отче. Самый Духъ спослушествуетъ духови нашему, яко чада Божія есмы (Рим. 8, 15-16). Если же мы сдѣлались чадами Божіими: то и наслѣдниками Іисуса Христа. И такъ вы должны быть увѣрены, что человѣку, который не старается всѣми силами изъявлять любовь и благодарность свою къ Богу за Его благодѣянія къ намъ, послѣднее пришествіе Сына Божія будетъ не для спасенія и оправданія, но для погибели его: Овѣмъ убо воня смертная въ смерть; овѣмъ же воня животная въ животъ (2 Кор. 2, 16); и Іисусъ Христосъ, какъ сказалъ праведный Симеонъ, лежитъ на паденіе и на востаніе многимъ во Израили и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34). Посему, возлюбленные братія, прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, пекитесь о спасеніи своемъ, расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Іоан. 2, 13), и опасайтесь, чтобы не подвергнуться вамъ осужденію, не смотря на то, что вы облеклись въ одежды покаянія: ибо наступитъ нѣкогда время суда, когда Богъ воздастъ каждому по дѣламъ его. Я намѣренъ былъ писать вамъ болѣе о благодѣяніяхъ Божіихъ, но вспомнивъ слова Писанія: Даждь премудрому вину, и премцдрѣйшій будетъ (Прит. 9, 9), оставилъ свое намѣреніе. Желаю всѣмъ вамъ спасенія отъ Господа. Благодать Господа да будетъ всегда съ вами, возлюбленные дѣти мои. Аминь.3. О томъ, что благодарность къ Богу за дарованное намъ искупленіе мы должны свидѣтельствовать исполненіемъ заповѣдей Божіихъ.