Собрание Творений

5. О томъ, что и Ангелы и души Святыхъ радуются на небѣ, когда человѣкъ исполняетъ заповѣди Божіи.

Антоній возлюбленнымъ дѣтямъ своимъ желаетъ спасенія отъ Господа.

Дѣти мои, святые и духовные Израильтяне! я не называю васъ земными именами вашими, потому что онѣ скоропреходящи, но называю васъ Израильтянами. Я люблю васъ любовію духовною, и потому всегда молю объ васъ Бога, чтобы Онъ просвѣтилъ вашъ разумъ, дабы вы могли познать великія и многочисленныя благодѣянія, оказанныя Имъ роду человѣческому. Богъ даетъ благодать свою просящимъ у Него. И такъ прошу васъ, взывайте къ Нему непрестанно день и ночь, чтобы Онъ и вамъ явилъ свою благость, ниспослалъ вамъ помощь свою для облегченія вашихъ трудовъ покаянія, и открылъ вамъ, что благоугодно Его святой волѣ. Дѣти мои, мы живемъ какъ бы въ домѣ разбойниковъ, и узы смерти обременяютъ насъ. И такъ предохраняйте себя отъ всякаго зла, не давайте сна очамъ вашимъ, и вѣждамъ вашимъ дреманія (Псал. 131, 4), приносите себя Богу въ жертву живу, святу и благоугодну (Рим. 12, 1), очищайте сердце свое отъ всякаго грѣха, потому что только чистіи сердцемъ Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8).

Возлюбленные, если вы будете строго исполнять заповѣди Господни: то Святые на небѣ будутъ радоваться о васъ. Ибо радость и покой ихъ дотолѣ не могутъ быть совершенны, доколѣ мы не достигнемъ духовнаго совершенства. И Ангелы Божіи возрадуются о васъ въ день Славнаго пришествія Господа нашего Іисуса Христа. Ваша святая жизнь доставитъ утѣшеніе и радость и мнѣ недостойному рабу Божію въ сей земной, бренной жизни моей. Я знаю, что Святые на небѣ печалятся, когда видятъ нашу лѣность и безпечность въ дѣлахъ благочестія. Они со слезами возсылаютъ молитвы къ Творцу о спасеніи нашемъ, и, Онъ, внявъ слезнымъ молитвамъ ихъ, охраняетъ насъ отъ искушеній злыхъ духовъ. Когда же Святые видятъ, что мы постоянно соблюдаемъ заповѣди Божіи и возрастаемъ въ духовной жизни: то въ радости возсылаютъ о насъ благодареніе Богу, и Богъ милостиво взираетъ на наши добрыя дѣла, и даетъ намъ благодатные дары свои. Господь нашъ Іисусъ Христосъ никогда не лишаетъ своей помощи и покровительства тѣхъ людей, которые провождаютъ святую жизнь, какъ я уже и писалъ вамъ о семъ прежде. И такъ будемъ благодарить Господа за Его безконечную къ намъ благость, будемъ говорить съ Псалмопѣвцемъ: Что воздадимъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде намъ (Псал. 115, 5)?

Дѣти мои, будьте внимательны къ слѣдующимъ словамъ моимъ, и послѣдуйте имъ. Кто не возненавидитъ всѣмъ сердцемъ порочныхъ желаній, раждающихся отъ грѣховнаго тѣла, и не будетъ противиться имъ всѣми силами своими, кто не обратитъ навсегда ума своего къ Отцу небесному: тотъ не получитъ спасенія. Но кто употребляетъ всѣ силы свои къ тому, чтобы преодолѣть и искоренить въ себѣ всякую склонность ко грѣху: того труды наконецъ будутъ благословлены Богомъ. Богъ наконецъ пошлетъ въ сердце его свой невещественный, невидимый и духовный огонь, который пожжетъ и истребитъ въ немъ всѣ страсти тѣлесныя и очиститъ умъ его отъ всякихъ порочныхъ мыслей. Духъ Господа нашего Іисуса Христа вселится въ немъ, и будетъ показывать ему, въ чемъ состоитъ истинное служеніе Отцу небесному. Но доколѣ человѣкъ послѣдуетъ влеченію чувственныхъ желаній, дотолѣ онъ есть врагъ Бога, Ангеловъ и всѣхъ Святыхъ Божіихъ. Посему прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, пекитесь о своемъ спасеніи и пріобрѣтеніи жизни вѣчной. Опасайтесь, чтобы краткое время земной жизни вашей не похитило у васъ блаженной вѣчности, чтобы бренное тѣло сіе не лишило васъ неизреченной радости свѣтлаго царства небеснаго, и не удалило васъ отъ собесѣдованія съ Ангелами.

Возлюбленные, душа моя печалится и духъ мой чувствуетъ горесть, когда я представляю себѣ, что намъ дана свобода избирать добро и подражать добродѣтелямъ Святыхъ, а мы упиваемся страстями своими, какъ упиваются виномъ; мы не хотимъ пробудить душъ нашихъ отъ усыпленія, стремиться къ небесной славѣ, подражать дѣламъ Святыхъ, и итти по ихъ слѣдамъ, дабы вмѣстѣ съ ними получить вѣчное наслѣдіе. Возлюбленные, не только мы, но и всѣ свѣтлыя, умныя, святыя Небесныя Силы сотворены для того, чтобы прославлять Бога — Творца ихъ. Однѣ изъ духовныхъ Силъ, какъ-то: Ангелы, Архангелы, Престолы и Господства непрестанно славословятъ Бога: но другія, какъ-то: сатана, діаволы и князи воздушные сдѣлались врагами Божіими, и лишились небесной славы. Но какъ тѣ такъ и другія суть твореніе Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа. Свѣтлыя небесныя Силы получили отъ Бога различныя наименованія соотвѣтственно свойствамъ и дѣламъ ихъ. Тѣ изъ нихъ, которыя болѣе возвысились въ духовномъ совершенствѣ, болѣе прославлены отъ Бога, котораго слава и величіе вѣчны. Аминь.

6. О томъ, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивыхъ людей съ пути добродѣтели, и что смиреніе необходимо для спасенія.

Антоній возлюбленнымъ дѣтямъ своимъ, живущимъ въ Арсинойскихъ монастыряхъ и всѣмъ, кои обратились къ Богу всѣмъ сердцемъ своимъ, желаетъ спасенія отъ Господа.Дѣти мои, вы истинные Израильтяне. Благодать, дѣйствующая въ васъ, показываетъ вамъ путь къ вѣчному блаженству. Но для полученія сего блаженства вы должны непрестанно противиться силѣ грѣха, уменьшать и истреблять въ себѣ оную, должны уготовлять себя Богу въ жертву чистую и святую, чтобы содѣлаться достойными благоутробнаго милосердія Божія, коимъ посѣтилъ васъ Востокъ свыше (Лук. 1, 78). Духовная природа наша съ высоты славы и достоинства своего низпала въ бездну безславія и униженія: но милосердый Богъ посѣтилъ ее благостію Своею, давъ намъ спасительные законы посредствомъ раба Своего Моисея и прочихъ Пророковъ. Особеннымъ и яснѣйшимъ образомъ Богъ открылъ намъ благость Свою въ Единородномъ Сынѣ Своемъ, Котораго Онъ послалъ къ намъ на землю. Сей вѣчный Сынъ Божій есть истинный Первосвященникъ, истинный врачъ, который можетъ исцѣлить всѣ болѣзни наши. Онъ облекся въ тѣло наше, и за грѣхи наши предалъ Себя въ жертву Богу. Наша немощь была причиною того, что Онъ принялъ на Себя образъ немощи; наша нищета побудила Его облечься въ образъ нищеты; наша мертвенность подвергла Его поносной смерти. Онъ претерпѣлъ за насъ жестокія мученія, и Его смерть оживила насъ. И такъ мы всѣми силами должны стараться, чтобы всѣ святые радовались о насъ на небѣ, да и сѣяй вкупѣ радуется, и жняй (Іоан. 4, 36). Когда мы бываемъ безпечны, святые печалятся о насъ, и возсылаютъ къ Богу молитвы о спасеніи нашемъ.Дѣти мои, я нахожусь въ великомъ безпокойствѣ по причинѣ васъ. Я знаю, что и святые на небѣ принимаютъ великое участіе въ васъ. Они непрестанно со слезами возсылаютъ молитвы къ Богу, чтобы Онъ укрѣпилъ васъ въ подвигахъ благочестія. И такъ старайтесь подражать ихъ земной жизни. Святые видѣли, что въ непостижимомъ воплощеніи Сына Божія Богъ открылъ безконечное милосердіе Свое къ человѣческому роду, видѣли всѣ труды, которые подъялъ Сынъ Божій для спасенія нашего, знали также и всѣ усилія и коварства духовнаго врага нашего, которыя онъ употребляетъ къ погибели нашей, и потому непрестанною молитвою, бдѣніемъ и постояннымъ исполненіемъ заповѣдей Божіихъ старались сдѣлаться достойными любви Божіей. И васъ прошу я, возлюбленныя дѣти мои, разсуждайте о великихъ благодѣяніяхъ, дарованныхъ намъ Спасителемъ нашимъ. По причинѣ склонности нашей ко грѣху и согласія нашего съ волею врага Божія, отца лжи, мы изъ существъ разумныхъ сдѣлались неразумными: но благость Божія возставила насъ отъ паденія нашего, и открыла намъ источникъ мудрости въ Духѣ Божіемъ.Дѣти мои, вы должны знать, что злые духи многочисленными и многообразными способами стараются совратить насъ съ пути добродѣтели. Но если они видятъ, что мы уже знаемъ опасность, проистекающую отъ грѣха, не позволяемъ господствовать надъ собою страстямъ своимъ, предостерегаемъ себя отъ тѣхъ порочныхъ дѣлъ, къ которымъ они стараются привлечь насъ, и вообще отвергаемъ всѣ ихъ гибельныя внушенія; то оставляютъ насъ, и не осмѣливаются болѣе приступать къ намъ. Злые духи знаютъ, что, когда Богъ попускаетъ имъ искушать преданнаго Ему человѣка, чрезъ то уготовляетъ имъ бóльшее наказаніе. Они уже увѣрены, что ихъ мученіе неизбѣжно, что ихъ отпаденіе отъ Бога и вражда противъ Него необходимо содѣлали ихъ наслѣдниками ада. Возлюбленныя дѣти мои, я и днемъ и ночью молю о васъ Господа, чтобы Онъ отверзъ очи сердца вашего, чтобы вы могли видѣть всѣ коварства злыхъ духовъ и всю ихъ ненависть къ вамъ, чтобы укрѣпилъ сердце ваше въ духовномъ бдѣніи, далъ вамъ духъ мудрости, и научилъ васъ приносить себя Ему въ жертву живую, чистую и святую, и во всякое время предохранять себя отъ обольщенія и гибельныхъ внушеній злыхъ духовъ. Они различнымъ образомъ стараются привлечь насъ ко грѣху. Они скрываютъ какъ ненависть свою къ намъ, такъ и враждебныя дѣйствія противъ насъ, внушаютъ намъ богохульныя мысли, побуждаютъ сомнѣваться въ истинахъ Вѣры, чтобы привесть насъ къ невѣрію, потемняютъ разумъ нашъ, раждаютъ въ сердцѣ нашемъ порочныя желанія, повергаютъ насъ въ уныніе и отчаяніе, возбуждаютъ въ насъ гнѣвъ, раждаютъ и укрѣпляютъ въ насъ склонность осуждать другихъ, но всегда оправдывать самихъ себя, научаютъ насъ злословить ближнихъ нашихъ, ласково и дружелюбно говорить съ тѣми, къ коимъ мы, по ихъ же внушенію, питаемъ сильную ненависть, показываютъ намъ внѣшнія недостатки ближняго, но скрываютъ отъ насъ внутреннее наше развращеніе, производятъ между нами распри и несогласія, когда мы, по ихъ внушенію, почитаемъ себя лучше другихъ. Сверхъ сего они побуждаютъ насъ предпринимать такія дѣла, которыя превышаютъ наши силы, и отклоняютъ насъ отъ исполненія того, чтó для насъ и полезно и нужно. Когда мы должны плакать, они побуждаютъ насъ смѣяться; когда мы должны радоваться, они производятъ въ сердцѣ нашемъ печаль. Словомъ, они всегда стараются совратить насъ съ пути правды и покорить своей власти. Много потребно времени, чтобы исчислить всѣ пороки и всѣ грѣхи, къ которымъ они стараются привлечь насъ; скажу только, что если мы и немного попустимъ имъ возобладать надъ нами, то сѣмя зла, которое они посѣятъ въ сердцѣ нашемъ, укоренится, возрастетъ и умножится, и мы содѣлаемся добычею ихъ и предуготовимъ себѣ страшное наказаніе. И такъ мы должны непрестанно прибѣгать съ молитвою къ благости небеснаго Отца нашего, чтобы Онъ укрѣпилъ насъ Своею силою, и Своею Божественною помощію содѣйствовалъ намъ во всѣхъ нашихъ дѣлахъ. Ибо злые духи всѣ силы свои употребляютъ къ тому, чтобы погубить насъ.Дѣти мои, человѣкъ, который, видя въ себѣ нѣкоторыя совершенства, гордится ими, и старается оправдать себя дѣлами своими, далекъ отъ Бога. Тщеславіе, самонадѣянность, и самодовольство содѣлываютъ человѣка жилищемъ духа злобы, который и наполняетъ его душу порочными мыслями и желаніями, и употребляетъ тѣло его въ орудіе грѣха. Страсти господствуютъ надъ гордымъ человѣкомъ, потому что онъ не отдалилъ отъ себя смиреніемъ духовъ злобы, которые возбуждаютъ страсти. И такъ мы должны пріобрѣтать познаніе о враждебныхъ дѣйствіяхъ злыхъ духовъ противъ насъ, и при помощи Божіей отклонять или уничтожать оныя. Искушенія, проистекающія отъ оныхъ духовъ, тѣмъ опаснѣе для насъ, что духи невидимы и дѣйствуютъ не тѣлеснымъ, но духовнымъ образомъ. Мы не можемъ видѣть ихъ, какъ видимъ тѣло наше: но они видятъ насъ. Когда они всѣваютъ въ душу нашу богопротивныя мысли: то чрезъ то какъ бы вселяются въ насъ, и дѣлаются видимыми въ тѣлѣ нашемъ. Дѣти мои, не давайте имъ мѣста въ себѣ, и не позволяйте имъ приступать къ вамъ, чтобы не навлечь гнѣва Божія на себя, и не подать имъ случая къ радости и осмѣянію васъ. Будьте внимательны къ наставленіямъ моимъ. Злые духи знаютъ, что взаимное наставленіе подкрѣпляетъ вѣрующихъ въ борьбѣ съ ними. Но искушенія отъ злыхъ духовъ неизбѣжны. Ибо мы до совершеннаго отрѣшенія отъ тѣла не можемъ быть совершенно свободны отъ склонности ко грѣху. Притомъ когда злые духи хотятъ обольстить насъ, мы не можемъ видѣть ихъ предъ собою, какъ видимъ человѣка стоящаго предъ нами, и потому не можемъ удаляться отъ нихъ. Злые духи видимы бываютъ только въ нашихъ грѣхахъ. Они существа духовныя, но существа, удалившіяся отъ Бога, и получившія различныя имена сообразно беззаконнымъ свойствамъ и дѣламъ ихъ. Имена сіи суть слѣдующія: Сатана, Діаволъ, Веельзевулъ, Князь власти воздушныя, и прочія подобныя симъ. Но имена небесныхъ Силъ слѣдующія: Архангелы, Престолы, Господства, Власти, Херувимы, Серафимы и проч. Имена сіи даны симъ послѣднимъ за постоянное и вѣрное исполненіе воли Творца ихъ. Подобнымъ образомъ и люди, которые, тѣломъ живя на землѣ, духомъ жили на небѣ, извѣстны подъ именемъ Патріарховъ, Царей, Священниковъ, Судей и Апостоловъ. Имена сіи даны людямъ за ихъ благочестивыя дѣла и исполненіе заповѣдей Божіихъ. Но всѣ сіи святые люди произошли отъ одного и того же Адама, и имѣли такое же тѣло и душу по сущности своей, какія имѣемъ и мы.Дѣти мои, всѣ люди произошли отъ одного начала, и потому кто грѣшитъ противъ ближняго своего, тотъ грѣшитъ противъ самаго себя, кто дѣлаетъ зло ближнему своему, тотъ дѣлаетъ зло душѣ своей. Сколь бы ни были велики грѣхи беззаконнаго человѣка, они ни мало не нарушаютъ блаженства Божія. Они всегда дѣлаютъ несчастнымъ самаго человѣка. Также сколь бы ни были велики добродѣтели человѣка, онѣ ни мало не увеличиваютъ блаженства Божія. Да и могутъ ли быть столь велики добродѣтели человѣка, чтобы онъ прославлялъ ими Бога соотвѣтственно безконечному Его величію, чтобы приносилъ Ему почтеніе и служеніе достойное Его святости и благости? Бренность тѣла нашего препятствуетъ намъ служить Богу достойнымъ Его образомъ. И такъ мы должны всѣ силы свои употреблять къ тому, чтобы добрыми дѣлами и любовію другъ къ другу умножать въ себѣ благодать Божію. Мы не должны любить только самихъ себя, чтобы не сдѣлаться добычею врага. Мы должны прежде всего стараться познать самихъ себя. Кто имѣетъ правильное познаніе о самомъ себѣ, тотъ имѣетъ правильное познаніе и о тваряхъ, которыя Богъ произвелъ изъ ничего; тотъ знаетъ также и достоинство умнаго и безсмертнаго духа человѣческаго, заключеннаго на время въ бренное тѣло, дабы въ немъ усовершать себя въ добродѣтели. Ктожъ знаетъ сіе, тотъ знаетъ, что должно любить Бога, а кто любитъ Бога, тотъ любитъ всѣхъ. Возлюбленныя дѣти мои, любите другъ друга искренно. Тѣло, въ которое вы облечены, содѣлывайте жертвенникомъ, возлагайте на сей жертвенникъ всѣ нечистыя мысли, и возвысивъ сердце и умъ свой къ Богу, просите Его, чтобы Онъ ниспослалъ вамъ свыше Свой невещественный огонь, и пожегъ онымъ все положенное вами на жертвенникѣ тѣла вашего. Тогда священники Вааловы побѣгутъ отъ лица вашего, какъ побѣгли они нѣкогда отъ Пророка Иліи. Тогда отверзется для васъ и небесный Божественный источникъ, изъ котораго проліется на васъ духовный дождь — благодать Духа Утѣшителя. Когда же вы получите Божественные дары Духа: то не думайте, что пріобрѣли оные собственными своими дѣлами: ибо небесныя Силы всегда вспомоществуютъ вамъ въ вашихъ благочестивыхъ подвигахъ.Дѣти мои, я прошу васъ, не ослабѣвайте въ трудахъ спасенія вашего, чтобы и святые на небѣ и я, недостойный рабъ Божій, радовался о васъ: ибо и вы и я и святые произошли отъ одного и того же Адама, и сотворены однимъ и тѣмъ же Виновникомъ всѣхъ тварей. Кто знаетъ самаго себя, тотъ знаетъ, что душа человѣческая безсмертна, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть истинный образъ Бога Отца, что по подобію сего вѣчнаго образа Божія сотворены всѣ духовныя разумныя существа. Поелику Іисусъ Христосъ есть глава тѣла, глава Церкви, какъ говоритъ Апостолъ Павелъ (Кол. 1, 12), то всѣ мы порознь члены, и всѣ вмѣстѣ составляемъ одно тѣло во Іисусѣ Христѣ. Не можетъ, говоритъ тотъ же Апостолъ, око рещи руцѣ: не требѣ ми еси: или паки глава ногамъ: не требѣ ми есте. Аще страждетъ единъ удъ, съ нимъ страждутъ вси уди: аще ли славится единъ удъ, съ нимъ радуются вси уди (1 Кор. 12, 21. 26). Посему мы, какъ члены одного тѣла, должны другъ друга любить. Но кто любитъ брата своего, тотъ любитъ и Бога (1 Іоан. 4, 21), а кто любитъ Бога, тотъ любитъ самаго себя.