Сокровище духовное, от мира собираемое

Люди, когда что-либо получают по жела­нию своему, счастливыми называются. Так и христианин счастлив, когда имеет то, чего же­лает и ищет. Счастливы те люди, которые от работы, или из тюрьмы, или из ссылки, или от плена освободились. Христианин счастлив, когда от грехов, которыми, как узами был свя­зан, и от рабства диаволу освободился. Счастье для людей, что здоровое тело име­ют. Христианское счастье — иметь здоровую душу. Счастливыми называются те воины, ко­торые одерживают победу над своими врага­ми. Воистину счастлив тот христианин, кото­рый самого себя побеждает. За счастье почи­тают многие то, что им удалось врагам своим отомстить. Истинное счастье для христиани­на — что он врагам своим уступает и не возда­ет злом за зло. Еще большее счастье — когда «их любит и благотворит им». Тогда-то он под­линный сын Небесного Отца, Который «пове­левает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не­праведных» (Мф.5:44—45). Счастье для людей, что много от людей при­нимают и собирают. Счастлив воистину тот хри­стианин, который от всего, что у себя имеет, уделяет ближним своим. «Блаженны милости­вые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). «Доб­рый муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде, так что вовек не поколеблется»(Пс.111:5). Счастье для людей быть богатыми и слав­ными в этом мире. Для христианина счастье — добрыми делами богатеть и славу этого мира презирать. Счастье для людей — над другими людьми господствовать и царствовать. Христианин сча­стлив, когда над самим собой, над плотью сво­ей, над страстями и похотями своими господ­ствует и царствует, и ими повелевает. Вот вои­стину господин, царь и повелитель! Многие над людьми господствуют и царствуют, но сами — рабы греха и пленники своих страстей. Во­истину преславен царь и господин, кто страс­тями и похотями своими владеет! Счастье для людей — богатую трапезу по­ставлять и ею насыщаться. Счастье для хрис­тианина — внутри сердца своего слышать сло­во Божие, и тем насыщать, утешать и увесе­лять свою душу. Вот богатая трапеза, преславная и пресладкая христианской души вечеря! Счастлив тот из людей, кто в радости и веселье этого мира живет. Для христианина счастье — если он печаль о Боге имеет и плачет о своих грехах. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Счастье для людей, когда человек в бога­том и красивом доме живет. Для христианина счастье — если он истинно внутри Церкви Божией находится, если он истинный сын Цер­кви, сожитель святым, присный Богу, и духов­ный член Христов. «Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков восхвалят Тебя» (Пс.83:5). Счастье для людей — иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для христианина счастье — иметь себе Бога За­щитником и Помощником. «Блажен человек, которому защита — у Тебя, Боже! Блажен, кому Бог Иаковлев Помощник, упование его на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, хранящего истину вовек, творящего суд обиженным, дающего пищу ал­чущим» (Пс.83:6; 145:5-7). Счастье для людей — быть крепкими те­лом и храбрыми в битве. Для христианина счастье — если он крепок душой, недвижим и неодолим в битве, бываемой от диавола, и в искушениях, бедах и напастях, им наноси­мых, непреклонен. Вот крепость и великоду­шие христианское! Вот храбрый воин Хрис­тов! Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила! и проч. С Тобою все могу. Без Тебя ничего не могу. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Хри­сте» (Флп.4:13). Возлюбленный христианин! Пусть люди процветают в счастье этого мира. Ты доволь­но счастлив будешь, когда внутри себя будешь иметь счастье. Это и есть истинное, недвижи­мое и неотъемлемое счастье! Пусть люди много знают вне себя. Ты довольно счастлив, когда знаешь самого себя и внутри себя, хотя и ничего иного не знаешь. Пусть люди красуются здоровьем теле­сным. Ты довольно счастлив, когда здоровье душевное имеешь, хотя телом и недужишь. Пусть люди изобилуют тленным богат­ством. Ты довольно счастлив, когда внутри себя благочестие и сокровище добродетелей но­сишь. Пусть люди хвалятся защитниками и по­мощниками своими: я-де имею своим защитником такого-то и такого-то князя и вельмо­жу, тот-де и тот муж мне помогает в бедах моих и напастях. Ты довольно счастлив, когда Бог — твой Помощник и Защитник. Пусть люди свободу и благородство свое по­казывают. Ты довольно счастлив, когда хрис­тианское благородство и душу, свободную от грехов, имеешь, хотя и работаешь на людей, или в тюрьме заключен, или в ссылку сослан, или в плену находишься. Пусть люди хвалятся, что у Царя, или вель­можи, или князя в милости. Ты весьма счастлив будешь, если у Бога, Небесного Царя, в милости быть сподобишься, хотя и никто из людей не будет к тебе милостив. Одного Бога милость будет для тебя больше милости всего мира. Пусть люди живут в красивых палатах и чертогах. Ты довольно счастлив, когда жи­вешь в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, а ты сожитель святым, и при­сный Богу, и домашний Христа, хотя и в хи­жине, или пещере живешь, или негде головы приклонить. Пусть люди питаются и насыщаются бо­гатой и сладкой трапезой. Ты довольно счаст­лив, когда душа твоя питается и насыщается гласом Божиим, и утешается небесными, свя­тыми и духовными мыслями, хотя, ради под­крепления немощей телесных, вкушаешь один только хлеб с водой. Пусть люди хвалятся крепостью сил сво­их. Ты довольно счастлив, когда душа твоя не­подвижно стоит против козней и искушений диавольских, хотя и никакой телесной крепос­ти не имеешь. Пусть люди ходят в шелковых и красивых одеждах. Ты довольно счастлив, когда душа твоя благодатью Христовою, верой, надеждой, любовью и прочей духовной утварью украша­ется, хотя и в рубище одеваешься. Пусть люди хвалятся, что с сильными и славными этого мира дружбу имеют. Ты до­вольно счастлив и славен, когда вошел в дружество со Христом, Сыном Божиим, имеешь «общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Хри­стом» (1 Ин 1:3), хотя и никого из людей дру­гом не имеешь, и прочее. Вот истинное счастье и подлинное бла­женство, которого ни огонь, ни вода, ни тюрь­ма, ни ссылка, ни пленение, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть отнять не мо­жет. «Если Бог за нас, кто против нас» (Рим 8:31)? Это блаженство везде и всегда носит с собой человек, ибо внутри себя имеет. «Ибо вот, цар­ствие Божие внутри вас» (Лк 17:21). «Ибо цар­ствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). С этим блаженством христианин и в тот век от­ходит, и с собой выносит его из мира этого и приносит в небесное свое Отечество, и от бла­женства в вечное и совершеннейшее блажен­ство приходит, где будет душою и телом со­вершенно блажен. О, воистину настоящее христианское блаженство, воистину драго­ценнейшее счастье! Какая польза человеку в мире счастливым быть, но христианского счастья не иметь? Какая польза телом здравствовать, но душу иметь расслабленную? Признак расслаблен­ной души — злонравие. Какая польза благородством и свободой телесной хвалиться, но рабом греха и страс­тей быть? «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Какая польза вне себя много знать, но себя самого не знать? Бедный человек! Старайся прежде познать самого себя и тогда будешь много знать. Какая польза тленным веществом богатеть, но душой нищенствовать? Нищ тот богач, кто тленным серебром и золотом богатеет, но доб­родетелью нищенствует. Что пользы в богатом и красивом доме жить, но вне дома Божиего, Церкви святой, как извергом, быть? Какая польза людьми владеть и управлять тому, кто сам собой владеть не может? Человек! Научись прежде собой владеть и тогда будешь счастливо людьми владеть. Какая польза украшать тленное тело, ког­да душа бессмертная обнажена и скаредным греховным рубищем покрывается? Безумный человек! Оставь смертное тело — прах, землю и пепел, а украшай бессмертную душу. И тог­да будешь внутри себя иметь красоту, но ис­тинную и нетленную, и прочее. Христианин! В этом мире общее счастье и для нечестивых, и для благочестивых, осо­бенно для нечестивых. Кто, как не нечести­вые, более всего в мирском счастье живут? О них-то и написано: «ибо нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их, в трудах человеческих не участвуют и с прочими людьми не терпят наказаний» (Пс.72:4—5). Но духовное счастье свойственно одним ис­тинным христианам. Имей истинное благо­честие внутри себя — и тогда будешь иметь истинное счастье, хотя и внутри себя, но неотъемлемое, и несравненно лучшее, чем мирское. «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» (Галл.6:16). Отсюда могут черпать утешение люди бла­гочестивые, но в этом мире несчастные: 1) Немощные. Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте вашей душой! Хотя тело ваше и тлеет, но святые души ваши исцеляются и здоровье свое получают. «Если внешний наш че­ловек и тлеет, то внутренний со дня на день об­новляется» (2 Кор.4:16). Вы с нищим Лазарем страдаете здесь, но с ним и лоно Авраамово на­следуете (См. Лк 16:22). 2) Рабы и крестьяне, подчиненные госпо­дам. Вы, смиренные и кроткие овечки Христо­вы, оттого утешение свое черпайте, что хотя и называетесь рабами человеческими, но вы сво­бодные люди Христовы. Телом работаете на людей, но души ваши свободны от рабства гре­ху. Не имеете свободы и благородства, как гос­пода ваши, но души ваши свободой и благо­родством христианским украшаются. Радуй­тесь и веселитесь, ибо и вас ждет наследие сынов Божиих. 3) Нищие и убогие. Вы, в скудости и убо­жестве живущие рабы Христовы, не унывай­те, видя других, живущих в богатстве. Оста­вят и они все то, что ни имеют. «Не убойся, ког­да разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его, ибо когда придет время умереть ему, не возьмет с собой всего и не сойдет с ним слава его» (Пс.42:17-18). Вы не имеете тленного золота, серебра и прочего вещества, но внутри себя носите не­тленное сокровище. Тем довольны будьте. Не живете в богатых домах, но присные Богу, до­машние Христовы и сожители святым. Тем до­вольны будьте. Носите на теле вашем рубище, но души ваши святые одеждой спасения одева­ются. Не имеете благ этого мира, но сокрыто для вас благо на небесах: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце чело­веку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). Помните Христову нищету: «ибо вы знае­те благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор.8:9). 4) Осмеянные и поруганные миром. Вы, которые, как сор, миром попираетесь, воспри­мите в вашем сердце слово утешения. Пусть мир делает вам, что хочет, — вы Христовы. Это великая слава и похвала — быть Христовым, Который — Господь славы! «О Господе похва­лится душа моя» (Пс.33:3). Вас высмеивает, вас унижает и ругает мир, но души ваши честны для Бога. Вас осуждает мир, но оправдает вас Бог. Вас проклинает мир, но благословляет вас Бог. «Они проклянут, Ты же благословишь» (Пс.108:28). Вас отверга­ет мир, как непотребных, но принимает Бог. «Боже, к хвале моей не будь безмолвен, ибо уста грешников и уста льстивые отверзлись против меня, наговорили на меня языком льстивым и словами ненависти окружили меня, и воору­жились на меня без причины; вместо того, что­бы любить меня, они лгали на меня, а я молился» (Пс.108:1-4). Помните, что Христос, Глава наша и Гос­подь славы, презрен, унижен, высмеян и пору­ган был злым миром. «Раб не больше господина своего» (Ин 13:16). «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его»(Мф.10:25)? «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:11—12). 5) Сидящие в тюрьме. Вы, возлюбленные страдальцы Христовы, претерпите страдания! Тело ваше заключено, но дух ваш свободен. Руки и ноги ваши связаны, но души ваши свя­тые разрешены благодатью Христовою. Света солнечного не видите, но свет Божественный внутри просвещает вас. В тюрьме заключены вы, но небо открыто вам. Не имеете утешения этого мира, но благодать Божия внутри уте­шает вас. Помните, о сострадальцы и сопричастни­ки мученикам и исповедникам Христовым, что Христос, Господь наш, был связан из-за грехов наших. После этой темницы воцаритесь со Христом, с Которым страдаете. «С Ним страда­ем, чтобы с Ним и прославиться. Нынешние времен­ные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:17—18). 6) Находящиеся в ссылке. Вы, изгнанники и странники, поминайте слово Христово: «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или се­стер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29). От­лучены вы от дома своего, от отца и прочих своих любезных родственников и друзей, но от Бога и дома Его святого не отлучены. Оста­вили они вас, но Бог вас не оставил. Он и в изгнании вашем с вами, и Он для вас — все. Помните и то, что для благочестивых душ, живущих в этом мире, любое место — ссылка. Они в этом мире находятся так, как некогда Иудеи в плену вавилонском, которые, помня Сион — свое Отечество, «там сидели и плакали» (Пс.136:1). Так и всякая благочестивая душа в этом мире, как на реках вавилонских, сидит и плачет, вспоминая любезное свое небесное Отечество и горний Иерусалим. Нет благочестивой душе в этом мире истин­ного дома и Отечества, но везде изгнание и ссылка. Потерпите, возлюбленные, и подож­дите, пока Господь вас из этого мира, как из Ва­вилона, в горний Иерусалим позовет. Тогда уви­дите дом ваш и Отечество ваше, но уже небес­ное, вечное, блаженное. «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22). «Возврати, Господи, пленников наших, как потоки влечешь южным ветром» (Пс.125:4). 7) Все благочестивые, как-либо стражду­щие, возведите сердечные очи ваши в обите­ли Небесного Отца, и рассмотрите тех жите­лей святых. Никого не увидите, кто бы туда скорбным путем не пришел. И услышите от­туда голос, о них свидетельствующий: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Аг­нца. За это они пребывают ныне перед Престо­лом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Аг­нец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:14—17). «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр 4:15—16).

48. Свеча горящая

Человек! Что горящая свеча перед тобой, то перед тобой и жизнь твоя. Чем свеча доль­ше горит, тем более уменьшается. Так и ты, чем дольше живешь, тем более сокращается жизнь твоя. Догорает свеча и гаснет. Так и человек оканчивает жизнь свою и умирает. Как погас­нет свеча, то кажется, что ее и не было. Так когда умрет человек, и будет погребен, то кажет­ся, что его и не было. Видишь, христианин, что такое человек и что такое жизнь его. По­мни, что так и жизнь твоя погаснет, как ви­дишь погасшую свечу. Заранее готовься к кон­чине своей — да блаженно скончаешься. «Ска­мей мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно, да уразумею, что остается мне. Вот, Ты пядями измерил дни мои и состав мой как ничто пред Тобою. Подлинно, все суета, всякий человек живущий. Подлинно, подобно призраку ходит человек; напрасно только мятется; со­бирает сокровище и не знает, для кого собира­ет его» (Пс.38:5-7).

49. Меч, висящий над головой

Если бы кто-либо на каком месте сидел или стоял, а над его головой висел бы острый меч на тонкой нитке, всякий о нем судил бы, что он в великой опасности находится, ибо в таком случае очевидная смерть над ним висе­ла бы. И всякий, видя человека в такой опас­ности, звал бы его с того места. Так над вся­ким нераскаянным грешником меч правосудия и гнева Божиего висит. Висит над блудником и прелюбодеем. Висит над вором и похити­телем. Висит над клеветником и ругателем. Висит над властелином, который ищет свою скверную корысть, а не общую пользу. Висит над пастырем, который не заботиться о сло­весных овцах, кровью Христовою искуплен­ных, погибающих. Висит над судьей-мздоим­цем, который судит по мзде и по лицам, а не по делам. Висит над господином, который кре­стьян своих или как зверь мучительски терза­ет, или излишними оброками, или работами отягчает. Висит над родителями, которые де­тей своих не страху Божиему учат, но беззакон­ной своей жизнью соблазняют и развращают, и им, банею пакибытия омытым и спасенным, стелят путь к погибели. Висит, наконец, над всяким безаконником, который произвольно и бесстрашно закон Божий дерзает нарушать. «Открывается гнев Божий с неба на всякое нече­стие и неправду человеков» (Рим 1:18). Висит, говорю, и как только падет, то не иное что, как вечная смерть последует тому бедному греш­нику. Так пал гнев Божий на содомлян — и погибли. Пал на ожесточенного фараона — и в море утонул, как олово, со всем своим воин­ством. Пал на беззаконных израильтян в пус­тыне — и умертвил их. «Гнев Божий пришел на них и убил очень многих из них» (Пс.77:31). Ах, бедный грешник! Меч острый над то­бой висит, и не чем иным тебе, как смертью грозит. И если не сойдешь с места, падет он на тебя. Сойди, пожалуйста, сойди — да не па­дет и не поразит тебя, и не «рассечет тебя, и подвергнет тебя одной участи с лицемерами» (Мф.24:51). Еще Бог долготерпит тебя по Сво­ей благости, итак исправься, пока долготер­пит! Терпел до этого времени, а потерпит ли впредь — не знаю. Соскочи, возлюбленный, пожалуйста, поскорее соскочи с пути нечес­тивых, над которыми меч гнева Божиего ви­сит, пока с ними и тебя не поразит! «О человек! Или пренебрегаешь богатством благости Его, кротости и долготерпения, не разумея, что бла­гость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим 2:4) и прочее. «Блажен муж, который не ходил на со­вет нечестивых и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел» (Пс.1:1—2).

О том же

Когда человек от вышепоказанной опасно­сти уклонится, то безопасно и свободно ходит. Так грешник, когда к Богу всем сердцем обра­тится, и с пути нечестивых сойдет, и начнет в покаянии истинном жить, то уже свободен бы­вает от надлежащего Божиего гнева и уже, вме­сто гнева Божиего, на милость Божию наде­ется и ее ждет. Суд и гнев Божий не падает на грешников кающихся, ибо того и хочет, и ждет от нас Бог, чтобы мы к Нему обратились и ка­ялись. Так висел гнев Божий над ниневитянами, но когда они обратились и покаялись, то не пал на них гнев Божий, но вместо гнева по­знали милость Божию. «И видел Бог дела их, что обратились от путей своих лукавых; и пожа­лел Бог о зле, о котором сказал, что наведет на них и не навел» (Ион 3:10). «Услышу, что скажет во мне Господь Бог мой, как изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обра­щающих сердца к Нему» (Пс.84:9). Этот мирный ответ от благости Божией и всякое кающееся сердце получит. О, воисти­ну блажен тот человек, который, сойдя с пути нечестивых, находится в истинном покаянии. О таком «бывает радость у Ангелов Божиих» на небе (Лк 15:10). Если благодатью Божиею под­вигнешься к этому доброму делу, христианин, стой и крепись, возлюбленный, в том до кон­ца, да и в том веке с Ангелами поселишься, и с ними будешь славить Преблагого Бога во веки веков. Не начало, а конец хвалится. Начни хо­рошо, окончи хорошо — и блажен будешь. «Близ боящихся Его (Бога) спасение Его» (Пс.84:10). «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит тебе Господь (Откр.2:10).

50. СетьВ этом мире видим, как рыболовы броса­ют свои сети в воду и их раскидывают, чтобы поймать рыбу. Так диавол с бесами своими вез­де различные сети на нас, о христианин, рас­кинул. Раскинул в доме, раскинул на пути, рас­кинул в городах и селах, раскинул в пустыни, раскинул на земле и в море. Скрыл сети в пище, в питье, в сластолюбии. Скрыл сети в чести и в богатстве. Скрыл сети в беседах и молчании. Скрыл сети в видении и слухе — скрыл, чтобы поймать нас в свою по­гибель. Сколько сетей его пагубных, столько козней и хитростей против нас. Сколько хит­ростей и козней его — столько опасностей, бед и напастей наших. О, кто эти скрытые сети может узнать и от них избавиться? Сети многие, сети различные, сети везде, сети скрытые и невидимые, сети для нашего бедствия и погибели! Кто может их уви­деть и от них уклониться, если Ты, Господи, не покажешь их и Твоею всесильной десницей не сохранишь от них? «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесно­го водворится. Речет Господеви: «Заступник мой ecu и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него! Яко Той избавит тя от сети ловчи» (Пс.90:1—3). «К Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тя уповах, не отыми душу мою! Сохрани мя от сети, юже составиша ми и от соблазн делающих беззаконие» (Пс.140:8—9). «На пути сем, по которому я ходил, скрыли сеть мне. Смотрел я направо и видел: и не было знающего меня, не было для меня, куда мне бежать, и никто не заботился о душе моей. Я воз­звал к Тебе, Господи, сказал: «Ты упование мое, часть моя на земле живых. Внемли молению моему, ибо я весьма унижен; избавь меня от гонителей моих, ибо они укрепились более меня» (Пс.141:4—6). «Сохрани меня, Господи, от руки грешника, избавь меня от людей неправедных, которые за­думали запнуть стопы мои. Скрыли гордые сеть мне, из вервий устроили сеть для ног моих, на пути поставили мне западни. Я сказал Господу: «Ты — Бог мой; услышь, Господи, голос моления моего! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не предай меня, Господи, грешнику, удалив от желания моего; они замыслили против меня, не оставь меня, да не превознесутся (Пс.139:4—9). Не предай зверям душу, исповедающуюся Тебе» (Пс.73:19), — да воспою Тебе благодарственную песнь: «Благо­словен Господь, Который не дал нас в добычу зу­бам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловцов: сеть расторгнута, и мы избави­лись. Помощь наша — в имени Господа, сотво­рившего небо и землю» (Пс.123:6—8).О том жеРыба, которая не минует сети рыболова, по­падает в нее и увязает в сети. Так, кто не избе­жит диавольской сети, увязает в ней. Блудник и прелюбодей увяз в его сети, клеветник и зло­речивый увяз в его сети, пьяница увяз в его сети. Пастырь, не заботящийся о своем и ста­да Христова спасении, увяз в его сети. Власте­лин, ищущий не общей пользы, но своей сквер­ной корысти, увяз в его сети. Судья, растлен­ный мздою и дарами, увяз в его сети. Господин, мучающий или излишними оброками обреме­няющий крестьян своих, увяз в сети его. Сло­вом, всякий грешник, не кающийся и не забо­тящийся о своем спасении, увяз в сети его. Все они «уловлены им в его волю» (2 Тим 2:26). Рыболов увязшую в своей сети рыбу тащит к себе. Так и диавол грешника, увязшего в сеть его пагубную, тащит за собой в погибель, в ко­торой сам находится. Ах! Влечет и привлечет за собой, если не выпутается из сети его. О, бедный грешник! Стенай и вопи из глубины сердечной к Иисусу, Освободителю душ на­ших. Воззови из этой погибели, как Иона из чрева кита, или как Манассия из середины уз, ко Всесильному Иисусу — да пошлет тебе по­мощь Свою, да, Ею укрепленный, — выпута­ешься из пагубной сети. Позаботься, возлюб­ленный, об этом заранее, пока он еще не привлек тебя в погибель. Положи только доброе начало и взывай к Нему со всяким усердием. Он, Милосердный и Человеколюбивый, про­тянет тебе Свою всесильную десницу, и выпу­тает тебя из этой сети вражьей, и будешь сво­боден от нее.  О, Иисусе Человеколюбче! Пощади создание рук Твоих, ведь ради него Ты в мир пришел и пострадал. Да не порадуется враг наш о по­гибели нашей. «Если Сын освободит вас, то ис­тинно свободны будете» (Ин 8:36). А когда эту милость от Него получишь, тогда радостным духом воспоешь Ему: «Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115:7—8). И еще: «Исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сер­дцем моим и буду прославлять имя Твое вовек, ибо велика милость Твоя ко мне, и Ты избавил душу мою от ада преисподнего» (Пс.85:12—13). Такую милость получив от Него, впредь посту­пай осторожно и берегись сетей вражьих, при­зывая себе на помощь Господа. «Заступник души моей буди, Боже, яко посреде хожду се­тей многих; избави мя от них, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец».51. ПьянствоЕсть пьянство от вина и сикеры, а есть пьянство и не от вина, как говорится: «пьяные без вина» (Ис.28:1). Пьянство от вина бывает, когда человек употребляет вина выше меры. Пьянство не от вина — когда человек любо­вью этого мира, суетными мыслями и безза­конными начинаниями упивается. Упивший­ся вином часто не знает, что говорит и делает, и ни стыда, ни страха не имеет, и что ни дела­ет, почти все смеха достойно. Так и упившийся любовью этого мира и прочими беззаконными мыслями, не знает, что делает. То за одно, то за другое хватается, но все начинание и дело его против него. Ви­дит, что все умирают и никто с собой ничего не уносит. Однако так заботится об умноже­нии богатства, о расширении земли, о созда­нии дома и о прочих своих прихотях, о приоб­ретении чести и славы суетной, — так, гово­рю, заботится, как будто он один в этом мире будет жить вечно. «Но Бог сказал ему: «Безум­ный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20). Воистину такой человек безумен, и смеха, или тем более сожаления, достоин!Делает это в нем пьянство, не от вина и сикеры, но от любви к этому миру, ко­торое так его ум помрачило, что, бедный, сам не знает, что делает. Плохо пьянство от вина и сикеры, но это еще хуже. Упившийся вином и сикерой лег­ко протрезвляется, но упившийся любовью этого мира — с большим трудом. Похоть, ко­торая в нем живет и делает его безумным, придумывает много причин и не допускает, чтобы он протрезвился. Мне-де ради жены, ради детей, ради старости моей немало надоб­но. А честь и слава, которой не менее, чем бо­гатства желаешь, для чего тебе надобна? Для чего нужны богатые украшения платья, домов, трапез, слуг, коней, карет, алмазы, бриллиан­ты, и прочая суета? О, упившийся не вином и сикерой, а похо­тью суетного мира! Продери глаза свои и по­смотри на тех, которые были такими же, как и ты. Где их богатство? Где честь и слава? Где прихоти и гордыня? Где суетный убор? Оста­вило их все, когда мир они оставили, или, хуже того, мир их оставил и нехотящих. И случи­лось с ними то, что с теми людьми, которые во сне много имеют и много пьют, но пробудившись ничего в руках не видят и чувствуют великую жажду. Так упившиеся похотью сует­ного мира, пока в мире жили, как во сне, мно­го имели и пили, но при смерти, а тем более после смерти, увидели себя нищими и почув­ствовали великую жажду, и просят капли воды, но не дают им. Слышат ответ: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни тво­ей» (Лк 16:25). И сбывается на них, но поздно, бесполезное раскаяние нечестивых: «Какую пользу принесла нам гордыня, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти ни следа, ни пути ше­ствия его в волнах; или как от птицы, проле­тающей по воздуху, никакого не остается зна­ка ее пути, но она пролетела легкий воздух, уда­ряя его крыльями и рассекая шумящей силой движения, и после того не осталось никакого знака прохождения по нему; или как от стрелы, пущенной в цель, рассеченный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где про­шла она; так и мы родились и умерли, и не мо­жем показать никакого знака добродетели, но во злобе нашей скончались» (Прем 5:8—13). Берегись, чтобы и тебе к этому позднему и бесполезному раскаянию не прийти. Мудр и блажен, кто бедствиями других учится сам бедствия избегать.