Собрание сочинение. Том 2. Аскетические опыты

Господь наименовал Духа Святаго Силою свыше (Лк.24:49), Духом Истины (Ин.14:17); Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека, ис­тинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действи­ях человека. Духом человека вынаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка вынаруживает мысль, руководившую человека при поступке.

Милосердый Господь украсил Свой образ и подо­бием Своим. Образ Бога — самое существо души; подо­бие — душевные свойства.

Был новосотворенный образ Божий — человек, по­добно Богу, бесконечен, премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховно­го помышления и ощущения.

Искусный художник сперва изображает форму, чер­ты того лица, с которого снимает портрет. Изобразив с точностью эти черты, он дает лицу, самой одежде цвет и краски подлинника, тем усовершает сходство. Бог, сотво­рив Свой образ, украсил его Своим подобием: свойствен­но образу Божию иметь по всему сходство с Богом. Ина­че образ был бы недостаточен, недостоин Бога, не вы­полнял своего назначения, не соответствовал ему.

Увы! увы! Восплачьте небеса! Восплачь солнце, вос­плачьте все светила, восплачь земля, восплачьте все тва­ри небесные и земные! Восплачь вся природа! Вос­плачьте святые Ангелы! Возрыдайте горько, неутешно! Облекитесь, как в одежду, в глубокую печаль! Соверши­лось бедствие, бедствие, вполне достойное назваться бедствием: образ Божий пал.

Почтенный самовластием от Бога, как одним из ярких, живых цветов Богоподобия, обольщенный анге­лом, уже падшим, он сообщился мысли и духу темным отца лжи и всякой злобы. Сообщение это осуществил действием: разъединением с волею Божиею. Этим от­гнал от себя Духа Божия, исказил Божественное подо­бие, сделал самый образ непотребным. Живо и точно изобразил Екклезиаст бедствия паде­ния: развращенное, сказал он, не может исправитися, и лишение не может исчислитися (Еккл.1:15).

Расстройство образа и подобия удобно каждому ус­мотреть в себе. Красота подобия, состоящая из совокуп­ности всех добродетелей, осквернена мрачными и смрадными страстями. Черты образа лишены своей правильности, своего взаимного согласия: мысль и дух борются между собою, выходят из повиновения уму, вос­стают против него. Сам он — в непрестанном недоуме­нии, в омрачении страшном, закрывающем от него Бога и путь к Богу, святой, непогрешительный.

Ужасным мучением сопутствуется расстройство об­раза и подобия Божия. Если человек внимательно, в уединении, в течение значительного времени, постоян­но будет смотреть в себя, то он убедится, что это муче­ние действует непрерывно, — раскрывается и закрыва­ется, смотря по тому, много или мало заглушает его раз­влечение.Человек! Твои развлечения, твои увеселения — об­личители живущей внутри тебя муки. Ты ищешь заглу­шить ее чашею шумных забав и непрерывного развле­чения. Несчастный! Едва выпадет для тебя минута трезвения, как ты снова убеждаешься, что мука, кото­рую ты старался уничтожить развлечением, живет в тебе. Развлечение служит для нее пищею, средством ук­репления: отдохнув под сенью развлечения, мука просыпается с новыми силами. Она — свидетельство, жи­вущее в самом человеке, свидетельствующее ему о его падении.Печатью, свидетельством падения запечатлено тело человека. С самого рождения своего оно во враж­де, в борьбе со всем окружающим и с самою живущею внутри его душою. Наветуют против него все стихии; наконец, утомленное внутренними и внешними бранями, поражаемое недугами, угнетаемое старостью, оно падает на косу смерти, хотя и сотворено бессмерт­ным, — рассыпается в прах.И снова является величие образа Божия! Оно явля­ется в самом падении его, в способе, которым человек извлечен из падения.Бог, одним из Лиц Своих, восприял на Себя образ Свой: вочеловечился; Собою извлек его из падения, вос­становил в прежней славе; возвел к славе несравненно высшей, нежели та, которая была ему усвоена при со­творении.В милости Своей праведен Господь. При искупле­нии Он возвеличил образ Свой более, нежели при со­здании: человек не сам себе изобрел падение, как изоб­рел его падший ангел, — привлечен в падение завистью, обманут злом, прикрывшимся личиною добра.Все Лица Троицы-Бога участвуют в деле вочелове­чения, каждое в свойстве Лица своего. Отец пребывает родившим и рождающим, Сын рождается, действует Дух Святый.