Собрание сочинение. Том 2. Аскетические опыты

Блажен инок, всегда живущий близ храма Божия! Он живет близ неба, близ рая, близ спасения. Не отвер­гнем спасения, которое милосердием Божиим препода­но нам, так сказать, в руки. Особливо новоначальный инок должен неупустительно посещать церковь. В лета старости и изнеможения, когда и годы и болезнен­ность заключат инока почти неисходно в келье, он бу­дет питаться тем духовным припасом, который собрал во время юности и крепости своей, приметаясь в дому Божием. Духовным припасом называю умственную и сердечную молитву. Милосердый Господь да сподобит нас воспользоваться как должно нашим монашеством и прежде отшествия из земной жизни переселиться умом и сердцем на небо. Туда может вознести нас молитва, когда осенит ее Божественная благодать и молитва в человеке соделается уже не молитвою человека, но мо­литвою Святаго Духа, ходатайствующего о человеке воз­дыхании неизглаголанными (Рим.8:27). Аминь.

СЛОВО О МОЛИТВЕ УСТНОЙ И ГЛАСНОЙ

Никто из желающих преуспеть в молитве да не дер­зает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании мало­значащем, не заслуживающем уважения. Если святые отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной с вниманием, то из этого не должно заключать, чтоб они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней вни­мания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная умная и глас­ная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устною и гласною молит­вою: тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети.

Устная и гласная молитва указана нам Священным Писанием; пример и ее, и гласного пения подал Сам Спаситель, подали святые апостолы по преемству от Господа. И воспевше, по окончании Тайной Вечери, пове­ствует святой евангелист Матфей о Господе и Его апос­толах, изыдоша в гору Елеонску (Мф.26:30). Господь молился во услышание всех пред воскрешением четверодневного Ла­заря (Ин.11:41,42). Заключенные в темнице святые апостол Павел и его спутник Сила в полночный час молились и воспевали Бога: прочие узники внимали им. Внезапно на го­лос их псалмопения трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша (Деян.16:26). Молитва святой Анны, матери пророка Самуила, приводимая часто святыми отцами в образец молитвы, не была единственно умная. Та, говорит Пи­сание, глаголаше в сердце своем, токмо устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся (1Цар.1:13). Молитва эта хотя не была глас­ною, но, быв сердечною, была вместе и устною. Свя­той апостол Павел назвал устную молитву плодом ус­тен, — завещавает приносить жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен, исповедающихся имени Его (Евр.13:15); повелевает глаголами себе в псалмах, пениях и песнях духовных, вместе с гласным и устным молением и песнопением воспевающе и поюще в сердцах Господеви (Еф.5:19). Он порицает невниматель­ность в устной и гласной молитве. Аще безвестен (неизве­стный, непонятный) глас труба даст, говорит он, кто уготовится на брань? Тако и вы аще не благоразумно слово (то есть неразумеваемое) дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще (1Кор.14:8,9). Хотя апостол и сказал слова эти собственно о молящихся и возвещаю­щих внушения Святаго Духа на иностранных языках, но святые отцы с справедливостью применяют их и к мо­лящимся без внимания. Без внимания молящийся и по­тому не понимающий произносимых им слов, что дру­гое для себя самого, как не иностранец? Основываясь на этом, преподобный Нил Сорский говорит, что моля­щийся гласом и устами, без внимания, молится на воз­дух, а не Богу [56] . «Странно твое желание, чтоб Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь!» — говорит святой Димитрий Ростовский, заимствуя слова у священномученика Киприана Карфагенского (Внутренний человек, гл. 3). А это точ­но случается с молящимися устами и гласом без внима­ния: они до того не слышат себя, до того допускают себе развлечение, так далеко удаляются мыслями от молит­вы на посторонние предметы, что нередко случается им внезапно останавливаться, забыв, что читали; или же они начинают вместо слов читаемой молитвы говорить слова из других молитв, хотя открытая книга и пред их глазами. Как святым отцам не порицать такой невнима­тельной молитвы, повреждаемой, уничтожаемой рассе­янностью! «Внимание, — говорит святой Симеон Новый Богослов, — должно быть столько связуемо и неразлуч­но с молитвою, сколько связуется тело с душою, кото­рые не могут быть разлучены, не могут быть одно без другого. Внимание должно предварять и стеречь вра­гов, как некоторый страж; оно первое да подвизается на грех, да противостоит лукавым помыслам, приходящим к сердцу; вниманию же да последует молитва, немедлен­но истребляющая и умерщвляющая все лукавые помыс­лы, с которыми внимание во-первых начало борьбу: ибо оно одно не может их умертвить. От этой борьбы, про­изводимой вниманием и молитвою, зависит жизнь и смерть души. Если храним молитву посредством внима­ния чистою, то преуспеваем. Если же не стараемся хра­нить ее чистою, но оставляем нестрегомою, то ее оск­верняют лукавые помыслы, — мы соделываемся непот­ребными, лишаемся преуспеяния».

Устной, гласной молитве, как и всякой другой, дол­жно непременно сопутствовать внимание. При внима­нии польза устной молитвы — неисчислима. С нее дол­жен начинать подвижник. Ее, во-первых, преподает свя­тая Церковь своим чадам. «Корень монашеского житель­ства — псалмопение», — сказал святой Исаак Сирский (Слово 40). «Церковь, — говорит святой Петр Дамаскин, — с благою и богоугодною целью приняла песни и различные тро­пари по причине немощи ума нашего, чтоб мы неразум­ные, привлекаемые сладостью псалмопения, как бы и против воли, воспевали Бога. Те, которые могут понимать и рассматривать произносимые ими слова, прихо­дят в умиление, и таким образом, как по лестнице, мы восходим в мысли благие. По мере того, сколько преуспеваем в навыкновении Божественных мыслей, явля­ется в нас Божественное желание и влечет достигнуть того, чтоб уразуметь поклонение Отцу Духом и Исти­ною, по заповеданию Господа» [57] . Уста и язык, часто уп­ражняющиеся в молитве и чтении Слова Божия, стяжевают освящение, соделываются неспособными к празднословию, смеху, к произнесению слов шуточных, срамных и гнилых. Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и гласной: внимательная устная молитва сама собою переходит в умную и сердечную. Хочешь ли научиться отгонять ско­ро и с силою помыслы, насеваемые общим врагом че­ловечества? Отгоняй их, когда ты один в келье, гласною внимательною молитвою, произнося слова ее неспеш­но, с умилением. Оглашается воздух внимательною, ус­тною и гласною молитвою — и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и ру­шатся сети их! Оглашается воздух внимательною уст­ною и гласною молитвою — и приближаются святые Ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики, участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые угодники Божии, и между прочи­ми наш современник, блаженный старец Серафим Са­ровский. Многие великие отцы во всю жизнь свою упражнялись устною и гласною молитвою и притом оби­ловали дарованиями Духа. Причиною такого преуспея­ния их было то, что у них с гласом и устами были со­единены ум, сердце, вся душа и все тело; они произно­сили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Так преподоб­ный Симеон Дивногорец прочитывал в продолжение ночи всю Псалтирь (Житие его. Четьи-Минеи, мая в 2-й день). Святой Исаак Сирский упомина­ет о некотором блаженном старце, занимавшемся молитвенным чтением псалмов, которому попускалось ощущать чтение только в продолжение одной славы, после чего Божественное утешение овладевало им с та­кою силою, что он пребывал по целым дням в священ­ном исступлении, не ощущая ни времени, ниже себя (Слово 31). Преподобный Сергий Радонежский во время чтения акафиста был посещен Божиею Материю в сопровождении апостолов Петра и Иоанна (см. житие сего преподобного). Повествуют о пре­подобном Илларионе Суздальском: когда он читал в церкви акафист, то слова вылетали из уст его как бы ог­ненные, с необъяснимою силою и действием на пред­стоящих [58] . Устная молитва святых была одушевлена вниманием и Божественною благодатью, соединявшею разделенные грехом силы человека воедино: от того она дышала такою сверхъестественною силою и производи­ла такое чудное впечатление на слушателей. Святые вос­певали Бога во исповедании сердечном [59] ; они пели и испове­довались Богу непоколеблемо [60] , то есть без рассеянности; они пели Богу разумно (Пс.46:8).

Надо заметить, что преподобные иноки первых вре­мен и все желавшие преуспеть в молитве отнюдь не за­нимались или весьма мало занимались собственно пе­нием, а под именем псалмопения, о котором упомина­ется в житиях и писаниях их, должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строго­го внимания и избежания рассеянности. По протяжно­сти и сходству с пением такое чтение названо псалмо­пением. Оно совершалось наизусть; иноки тех времен имели правилом изучать Псалтирь наизусть: чтение псалмов наизусть особенно способствует вниманию. Такое чтение — уже не чтение, как совершающееся не по книге, а в полном смысле псалмопение — может быть отправляемо в темной келье, при закрытых гла­зах, что все охраняет от рассеянности, между тем как светлая келья, необходимая для чтения по книге, и са­мое взирание на книгу рассеевает и отторгает ум от сер­дца к внешности. «Они поют, — говорит святой Симеон Новый Богослов, — сиречь молятся усты» [61] . «Иже от­нюдь не поющий, — говорит преподобный Григорий Синаит, — такожде добре творят, аще суть в преуспея­нии: сии бо не требуют глаголати псалмы, но молчание и непрестанную молитву» [62] . Собственно чтением отцы называют чтение Священного Писания и писаний свя­тых отцов, а молитвою они называют по преимуществу молитву Иисусову, также молитву мытаря и другие са­мые краткие молитвы, обильно заменяющие псалмопе­ние, что для новоначальных непостижимо и не может быть им объяснено с удовлетворительностью, как пре­высшее душевного разума и объясняемое единственно блаженным опытом.

Братия! Будем внимательны в устных и гласных мо­литвах наших, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Не сделаем наших трудов и жизни в монастыре бесплодными нашею не­внимательностью и небрежением в деле Божием. Пагубно небрежение в молитве! Проклят, говорит Писа­ние, творяй дело Божие с небрежением (Иер.48:20). Очевидно дей­ствие этой клятвы: совершенное бесплодие и безуспеш­ность, несмотря не долголетнее пребывание в иноче­стве. Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими под­вигами, для которого все прочие подвиги, вниматель­ную, устную и гласную молитву, за каковую милосердый Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную. Аминь.СЛОВО О ПОУЧЕНИИ ИЛИ ПАМЯТИ БОЖИЕЙПод именем поучения или памяти Божией святые отцы разумеют какую-либо краткую молитву или даже какую-либо краткую духовную мысль, в которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли.Можно ли заменить одною духовною, краткою мыс лью о Боге все прочие мысли? Можно. Святой апостол Павел говорит: Не судих бо ведети что, точию Иисуса Хри­ста, и Сего распята (1Кор.2:2). Мысль суетная, земная, постоян­но занимая человека, производит в нем оскудение разу­ма, препятствует приобретению полезных и нужных познаний: напротив того, мысль о Боге, усвоившись христианину, обогащает его духовным разумом. Стяжав­шему в себе Христа непрестанным воспоминанием о Нем поверяются Божественные тайны, неведомые плот­ским и душевным человекам, неведомые ученым зем­ным, неприступные для них: в Нем же (во Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол.2:3). Соделы­вается обладателем этих сокровищ стяжавший в себе Господа Иисуса Христа.Поучение или память Божия, есть установление Бо­жественное. Оно заповедано Самим вочеловечившимся Божиим Словом, подтверждено Святым Духом чрез посланников Слова (апостолов). Бдите убо на всяко время молящеся (Лк.21:36), завещал некогда Господь предстоявшим уче­никам Его. Завещавает Он это и нам, ныне предстоящим Ему и умоляющим Его, да сподобит нас творить волю Его и быть Его учениками, христианами не толь­ко по имени, но и по жительству. Сказал Господь приведенные здесь слова, указывая на те нравственные и вещественные бедствия, которыми будет окружено зем­ное странствование каждого ученика Его, на те страда­ния и страхи, которые предшествуют смерти каждого из нас, сопровождают ее, последуют за ней, — на те соблаз­ны и горести, которые постигнут мир пред пришестви­ем антихриста и во время его господства, — наконец, на сотрясение и превращение вселенной во время второго славного и страшного пришествия Христова. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобистеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим в радости спасения; стати в этой радости и после суда частного, наступающего для каждого человека вслед за разлучени­ем души его от тела, и на суде общем, на котором поста­вятся избранные одесную Судии, а отверженные ошуюю (Мф.25:32). Трезвитеся в молитвах, говорит святой апостол Петр, повторяя верующим заповедь Господа. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити, ему же противитеся тверди верою (1Пет.4:8; 5:8,9). Повторяя и подтверждая эту всесвятую, спасительную заповедь, святой апостол Павел говорит: Непрестанно мо­литеся (1Сол.5:17). Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением с благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Флп.4:6). В молитве терпите (пребывайте), бодрствующе в ней со бла­годарением (Кол.4:2). Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздевающе преподобныя руки без гнева и размышле­ния (1Тим.2:8). Прилепляяйся же Господеви непрестанною молит­вою, един дух есть с Господем (1Кор.6:17). Прилепляющегося к Гос­поду и соединяющегося с Господом непрестанною мо­литвою Господь избавляет от порабощения и служения греху и диаволу: Бог же, возвещает нам Спаситель, не имать ли сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? Глаголю вам, яко со­творит отмщение их вскоре (Лк.18:7,8). Признак иноческого совер­шенства — непрестанная молитва. «Достигший сего, — говорит святой Исаак Сирский, — достиг высоты всех добродетелей и соделался жилищем Святаго Духа» (Слово 21). Упражнение в непрестанной молитве, приобучение себя к ней необходимо для всякого инока, желающего достигнуть христианского совершенства. Упражнение в непрестанной молитве и приобучение себя к ней есть обязанность каждого инока, возложенная на него запо­ведью Божиею и иноческими обетами [63] . Очевидно, что святые апостолы, получившие лично от Господа запо­ведь о непрестанной молитве, передавшие ее верую­щим, сами занимались непрестанною молитвою. До принятия Святаго Духа они пребывали в одном доме, занимаясь молитвою и молением (Деян.1:14). Под именем молит­вы здесь разумеются те молитвословия, которые они совершали вместе, а под именем моления постоянное молитвенное направление их духа, непрестанная молит­ва. Когда низошел на апостолов Святый Дух, то, соде­лав их храмами Божиими, соделал вместе храмами не­престанной молитвы, как говорит Писание: Дом Мой дом молитвы наречется (Ис.56:7). «Дух, когда вселится в кого из че­ловеков, тогда человек тот не престает от молитвы: ибо Сам Дух непрестанно молится» (Св. Исаак Сирский. Слово 21). Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь Сло­ва Божия: от проповеди Слова они возвращались к мо­литве. Они находились в непрестанной духовной бесе­де: то беседовали молитвою с Богом, то беседовали от лица Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святый Дух (Деян.6:2,4). Чему мы научаем­ся из примера святых апостолов? Тому, что вслед за по­слушанием, послушанием деятельным Слову Божию, должно сосредоточить всю деятельность свою в непре­станную молитву, потому что непрестанная молитва приводит христианина в состояние, способное к при­нятию Святаго Духа. Господь, возлагавший на апосто­лов различные служения, когда соделал их способными приять Святаго Духа, то повелел им пребывать во граде Иерусалимсте, во граде мира и безмолвия, вне всякого служения: седите во граде Иерусалимсте, сказал Он им, дондеже облечетеся силою свыше (Лк.24:49).Из писаний преподобных иноков видно, что память Божия, или поучение, были в общем употреблении у иноков первенствующей Церкви Христовой. Преподоб­ный Антоний Великий завещавает непрестанное памя­тование имени Господа нашего Иисуса Христа: «Не пре­давай забвению, — говорит он, имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме тво­ем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Госпо­ди Иисусе Христе помилуй меня. Также: Господи Иисусе Хрис­те, помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос» [64] .