Собрание сочинение. Том 2. Аскетические опыты

Сердечною, когда произносится соединенными умом и сердцем, причем ум как бы нисходит в сердце, и из глубины сердца воссылает молитву;

Душевною, когда совершается от всея души, с участи­ем самого тела, когда совершается из всего существа, причем все существо соделывается как бы едиными устами, произносящими молитву.

Святые отцы в Писаниях своих часто заключают под одно именование умной молитвы и сердечную и душевную, а иногда различают их. Так, преподобный Григорий Синайский сказал: «Непрестанно зови умнее или душевне». Но ныне, когда учение из живых уст об этом предмете крайне умалилось, весьма полезно знать определительное различие. В иных более действует ум­ная молитва, в других сердечная, а в иных душевная смотря по тому, как каждый наделен Раздаятелем всех благ, и естественных и благодатных (различие показано выше); иногда же в од­ном и том же подвижнике действует то та, то другая молитва. Такая молитва весьма часто и по большей час­ти сопутствуется слезами. Человек тогда отчасти позна­ет, что значит блаженное бесстрастие. Он начинает ощущать чистоту, а от чистоты живой страх Божий, сне­дающий дебелость плоти наводимым странным, досе­ле незнакомым человеку ужасом от ясного ощущения предстояния своего пред Богом, как пред Богом. Хрис­тианин вступает в новую жизнь и новый подвиг, соот­ветствующие его обновленному душевному состоянию: прежнее млеко для питания его нейдет. Все делания его стекаются во одно — «в блаженное непрестанное покаяние». Разумеваяй да разумевает: сказано нужней­шее, душеспасительнейшее, величайшей важности све­дение для истинного делателя, хотя слова и просты. Это состояние изобразил Великий Пимен в ответе сво­ем на вопрос, как должен вести себя внимательный без­молвник? Великий отвечал: «Подобно человеку, кото­рый погряз в тину по выю, который имеет бремя на вые и вопиет к Богу: помилуй меня» (Алфавитный Патерик). Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божи­им, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы; ду­ховным ощущением страха Божия, благоговения и уми­ления сопутствуется молитва душевная. В совершенных христианах оба эти ощущения переходят в любовь. Но и эти ощущения принадлежат к разряду благодатных. Они — дары Божии, подаемые в свое время, чуждые даже постижению подвизающегося в области их, хотя бы он и подвизался правильно. Сердечная молитва действует наиболее при молении именем Господа Иисуса; душевною молитвою молятся получившие сердечную молитву, когда они занимаются молитвословием и псал­мопением.

Умная, сердечная, душевная молитва заповедана че­ловеку Богом и в Ветхом и в Новом Завете. Возлюбиши Господа Бога твоего, повелевает Бог, всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем умом твоим, всею крепостию твоею. Сия есть первая заповедь (Мк.12:30; Втор.6:5). Очевидно, что исполнения вели­чайшей, возвышеннейшей заповеди из всех заповедей невозможно иначе достигнуть, как умною, сердечною и душевною молитвою, которою молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляет­ся к Богу. Находясь в этом устремлении к Богу, молящий­ся внезапно соединяется сам с собою и видит себя исце­левшим от прикосновения к нему перста Божия. Ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом, внезап­но соединяются воедино о Господе. Так как соединение произошло о Господе, произведено Господом, то оно есть вместе и соединение человека с самим собою и соединение его с Господом. За соединением, или вмес­те с соединением, последует явление духовных дарова­ний. Правильнее: соединение — дар Духа. Первое из ду­ховных дарований, которым и производится чудное со­единение, есть мир Христов [82] . За миром Христовым последует весь лик даров Христовых и плодов Святаго Духа, которые апостол исчисляет так: любы, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздер­жание (Гал.5:22,23). Молитва исцеленного, соединенного, прими­ренного в себе и с собою чужда помыслов и мечтаний бесовских. Пламенное оружие падшего херувима пре­стает действовать: кровь, удержанная силою свыше, престает кипеть и волноваться. Это море делается неподвижным; дыхание ветров — помыслы и мечтания бесовские — уже на него не действуют. Молитва, чуждая помыслов и мечтаний называется чистою (Св. Исаак Сирский. Слово 15), непарительною. Подвижник, достигший чистой молитвы, начина­ет посвящать упражнению в ней много времени, часто сам не замечая того. Вся жизнь его, вся деятельность обращается в молитву. Качество молитвы, сказали отцы, непременно приводит к количеству. Молитва, объявши человека, постепенно изменяет его, соделыва­ет духовным от соединения со Святым Духом, как гово­рит апостол: Прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Гос­подем (1Кор.6:17). Наперснику Духа открываются тайны христи­анства.

Да не смущается сердце ваше, ни устрашает (Ин.14:27). В мире Христовом сокровенно житель­ствует такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть. Эта сила заимствуется из Са­мого Христа: во Мне мир имате. В мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин.16:33). Призываемый сердечною молитвою, Христос ниспосылает в сердце духовную силу, называемую миром Христовым, непостижимую умом, невыразимую словом, непостижимо постигаемую одним блаженным опытом. Мир Божий, говорит апос­тол христианам, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и помышления ваша о Иисусе Христе (Флп.4:7). Такова сила мира Христова. Он превосходяй всяк ум. Это значит: он превыше всякого ума созданных, и ума человеческого, и ума Ангелов света, и ума ангелов падших. Он, как действие Божие, властительски, Божественно распоряжа­ется помышлениями и чувствованиями сердечными. При появлении его отбегают все помышления демонс­кие и зависящие от них ощущения, а помышления чело­веческие вместе с сердцем поступают под его всясвятое управление и водительство. Отселе он делается царем их и соблюдает их, то есть хранит неприкосновенными для греха, о Христе Иисусе. Это значит: он содержит помышления неисходно в евангельском учении, просве­щает ум таинственным истолкованием этого учения, а сердце питает хлебом насущным, сходящим с неба и дающим жизнь всем, причащающимся его (Ин.6:33). Святой мир, при обильном действии своем, наводит молчание на ум, и к блаженному внушению себя влечет и душу и тело. Тогда прекращается всякое движение крови, вся­кое ее влияние на состояние души: бывает тишина ве­лия. Веет во всем человеке некий тонкий хлад, и слы­шится таинственное учение. Христианин, держимый и хранимый святым миром, соделывается неприступным для супостатов: он прилеплен к наслаждению миром Христовым и, упиваясь им, забывает наслаждения не только греховные, но все вообще земные, и телесные и душевные. Целительный напиток! Божественное вра­чевство! Блаженное упоение! Точно: какое может быть другое начало обновления человека, как не благодатное ощущение мира, которым составные части человека, разделенные грехом, соединяются опять воедино!

Впоследствии, соделавшись как бы при­надлежностью христианина, он постоянно сопутствует ему, постоянно и повсюду возбуждая его к молитве, со­вершаемой в душевной клети, указуя издали мысленных врагов и наветников, отражая и поражая их всесильною десницею своею.

Величие духовного дара, мира Христова, его явле­ние в избранном народе Божием, Новом Израиле, хри­стианах, сила его исцелять души, сила поддерживать здравие душ, начало этого дара от Богочеловека, подая­ние этого дара Богочеловеком описано святым проро­ком Исаиею так: Бог крепкий, говорит пророк о вочело­вечившемся Господе, Властелин, Князь мира, Отец будуще­го века: приведу бо мир на князи, на преуспевших христи­ан, побеждающих страсти и потому заслуживших назва­ние князей, мир и здравие Ему. И велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидове и на царстве Его, исправити е и заступити Его в суде и правде, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия (Ис.9:6,7). Возсияет во днех Его правда, и множество мира (Пс.71:7); Господь благословит люди Своя — христиан — миром (Пс.28:11), кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира (Пс.36:11). Как Святый Дух возве­щает Сына (Ин.16:14), так действие в человеке Святаго Духа, мир Христов, возвещает, что помыслы человека вступили в всесвятую область Божественной Правды и Истины, что Евангелие принято его сердцем: милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася (Пс.84:11). Действие мира Христова в человеке есть признак пребывания его в за­поведях Христовых, вне заблуждения и самообольще­ния: напротив того, смущение, самое тончайшее, каки­ми бы оно не прикрывалось оправданиями, служит верным признаком уклонения с тесного пути Христова на путь широкий, ведущий в погибель [83] . Не осуждай ни нечестивого, ни явного злодея: своему Господеви стоит он, или падает (Рим.14:4). Не возненавидь ни клеветника твоего, ни ругателя, ни грабителя, ни убийцы: они распинают тебя одесную Господа, по непостижимому устроению судеб Божиих, чтоб ты, от сердечного сознания и убеждения, мог сказать в молитве твоей Господу: «Достойное по де­лами приемлю, помяни мя, Господи, в Царстве Твоем». Уразумей из попущаемых тебе скорбей твое несказан­ное благополучие, твое избрание Богом и помолись теплейшею молитвою о тех благодетелях твоих, посред­ством которых доставляется тебе благополучие, руками которых ты отторгаешься от мира, и умерщвляешься для него, руками которых ты возносишься к Богу. Ощу­ти к ним милость по подобию той милости, которую ощущает к несчастному, утопающему в грехах человече­ству Бог, Который предал Сына Своего в искупительную жертву за враждебное создание Создателю, ведая, что это создание в большинстве своем посмеется и этой Жертве, пренебрежет ею. Такая милость, простирающа­яся до любви к врагам, изливающаяся в слезных молит­вах о них, приводит к опытному познанию Истины. Истина есть Слово Божие, Евангелие; Истина есть Хрис­тос. Познание Истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вшествие свое в душу Божествен­ная правда свидетельствует Христовым миром. Мир Христов соделывает человека и храмом и священником Бога живаго: в мире место Его (Божие), и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч, и брань (Пс.75:3,4). О блаженном соединении человека с самим собою от действия мира Христова свидетельствуют величай­шие наставники иночества. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Воззвах всем сердцем моим, то есть телом, душою и духом: идеже бо два сии последние соединены, тамо и Бог посреде их» (Пс.118:145; Мф.18:20. Лествица. Слово 28, гл. 61). Преподобный Исаия Отшельник: «Если ты, подобно мудрым девам, знаешь, что сосуд твой исполнен елея, и ты можешь войти в чертог, а не должен остаться вне; если ты ощутил, что дух твой, душа и тело соединились непорочно и восстали не­скверными в день Господа нашего Иисуса Христа; если совесть не обличает и не осуждает тебя; если ты соделался младенцем по слову Спасителя, сказавшего: Ос­тавите детей и не возбраняйте им прийти ко Мне: тако­вых бо есть Царство небесное (Мф.19614): то воистину ты соделал­ся невестою (Христовою); Святый Дух почил на тебе, хотя ты и находишься еще в теле» [84] . Святой Исаак Сир­ский: «Не сравни творящих знамения, чудеса и силы посреди мира с безмолвствующими разумно. Возлюби праздность безмолвия больше нежели насыщение ал­чущих в мире и обращение многих язычников к покло­нению Богу. Лучше тебе разрешить себя от уз греха, нежели освободить рабов от работы. Лучше тебе умириться с душою твоею во единомыслие имеющейся в тебе троицы — говорю тела, души и духа, нежели уми­рять учением твоим разномыслящих» (Слово 56). Святой мир есть то недвижение ума, рождающееся от исполнения Евангельских заповедей, упоминаемое святым Исааком Сирским в 55-м слове, которое ощутили святой Григо­рий Богослов и святой Василий Великий и, ощутив, уда­лились в пустыню. Там, занявшись внутренним своим человеком и окончательно образовав его Евангелием, они соделались зрителями таинственных видений Духа. Очевидно, что недвижение ума, или непарительность (уничтожение рассеянности) стяжевается умом по со­единении его с душою. Без этого он не может удержать­ся от парения и скитания всюду. Когда ум, действием Божественной благодати, соединится с сердцем, тогда он получает молитвенную силу, о которой говорит пре­подобный Григорий Синайский: «Если б Моисей не принял от Бога жезла силы, то не поразил бы им Бог фараона и Египет: так и ум, если не будет иметь в руке молитвенной силы, то не возможет сокрушить грех и сопротивные силы» (Добротолюбие, ч. 1,гл. 114). С необыкновенною ясностью и простотою изображено учение о Христовом мире, по­казана высота и важность этого дара в духовных настав­лениях иеромонаха Серафима Саровского; там все сня­то прямо с сердечного святого опыта: «Когда ум и серд­це будут соединены в молитве и помыслы души не рас­сеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и ра­дости всего внутреннего человека (Наставление 11 о молитве). Ничтоже лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосе­няет его, и он бывает в мирном устроении, а посред­ством сего и в премирном: в мирном, то есть с совес­тью благою; в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святаго Духа, по слову Божию: в мире место Его (Пс.75:3). Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары. Когда человек придет в мирное устроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет разума. Сей мир, как некое бесценное со­кровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим, пред смертью Своею глаголя: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Мы должны все свои силы, желания и действия сосредоточить к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! Мир даждь нам (Ис.26:12). Всеми мерами надо стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблени­ями от других: для сего нужно всячески стараться удер­живать гнев и соблюдать, посредством внимания, ум и сердце от непристойных движений. Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления их относились не к нам, а к кому-либо из лиц, чуждых нам. Такое упражнение может доставить тишину сердцу человеческому и соделать его обителью Самого Бога. Ка­ким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жи­тия Паисия Великого. Он просил явившегося ему Госпо­да Иисуса Христа, чтоб освободил его от гнева. И рече ему Христос: Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ни­чесоже возжелай, ни возненавидь кого, ни уничижи (Четьи-Минеи.  19 июня. Житие прп. Паисия Великого).Чтоб сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печаль­ный, по слову Сираха: «Печаль многих уби, и несть пользы в ней» (Сир.30:25). Для сохранения мира душевного должно вся­чески избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения [85] . Царство Божие — правда, и мир, и радость о Дусе Святе. Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови (Рим.14:17,18).

Мир Христов есть источник непрестанной умной, сердечной, душевной, благодатной, духовной молитвы, молитвы, приносимой из всего существа человеческо­го действием Святаго Духа; мир Христов есть постоян­ный источник благодатного, превышающего ум челове­ческий смирения Христова. Не погрешит тот, кто ска­жет, что благодатная молитва есть благодатное смире­ние и благодатное смирение есть непрестанная молит­ва. Признаем необходимым изложить здесь теснейший союз молитвы со смирением. Что — смирение? «Сми­рение, — сказали отцы, — Божественно и непостижи­мо» (Поучение прп. аввы Дорофея о смирении). Не то ли же это значит, что и сказанное апосто­лом: мир Божий превосходяй всяк ум? (Флп.4:7) Мы безошибочно определим смирение, если скажем: смирение есть не­постижимое действие непостижимого мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом. К составлению такого определения смирению мы имеем руководителем Самого Господа. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, сказал Господь, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28,29). Преподобный Иоанн Лествичник, объясняя эти слова Спасителя, говорит: Научитеся не от Ангела, не от чело­века, не из книги, но от Мене, то есть из Моего в вас пребывания, осияния и действования, яко кроток есмь и смирен сердцем, и помыслом, и усвоенным образом мыс­лей, и обрящете покой от браней и облегчение от страст­ных помыслов душам вашим (Слово 25, гл. 3). Это научение деятельное, опытное, благодатное! Далее в слове о смирении свя­той Иоанн Лествичник, исчислив разные признаки смирения, которые могут быть известны и постижимы не только обладателю сего духовного сокровища, но и его присным и друзьям о Господе, присовокупляет: «Имеются признаки для обладателя сим великим богат­ством (смирением) в душе его (по которым он может познать, что соделался обладателем смирения), — пре­высшие всех вышесказанных. Ибо те все, за исключе­нием сего, могут быть усмотрены посторонними зри­телями. Ты уразумеешь и не обманешься, что в тебе это преподобное (смирение) присутствует, по множеству неизреченного света и по несказанному рачению к мо­литве» (Слово 25, гл. 27). Святой Исаак Сирский на вопрос: «Какие от­личительные признаки смирения?» — отвечал: «Как воз­ношение души есть ее расточение, понуждающее ее парить (при посредстве производимого им мечтания) и не препятствующее ей воскрыляться облаками своих помыслов, на которых она обтекает всю тварь: так (в противоположность возношению) смирение собирает душу в безмолвие; при посредстве смирения душа сосре­доточивается в себе самой. Как душа неведома и неви­дима телесными очами, так смиренномудрый не позна­ется, находясь среди людей.Таковый насколько сокровен, скрыт и отлучен от мира, настолько весь бывает в своем Влады­ке» (Слово 48).Итак, не то ли же, по действиям и последствиям, и истинная молитва, и истинное смирение? Молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам. Тщательною, с терпением и понуждением себя совершаемою, внима­тельною молитвою приобретаются и благодатная молит­ва, и благодатное смирение. Податель их Дух Святый; по­датель их Христос: как им не быть столько сходственны­ми между собою, когда источник их один? Как из такого источника не явиться всем вообще добродетелям, в чуд­ном согласии и соотношении между собою? Внезапно они являются в том христианине, во внутреннюю клеть которого вошел Христос для внимания плачу заключен­ного в клети и для отъятия причин плача. «Молитва есть мать добродетелей, — сказал преподобный Марк Подвиж­ник, — она рождает их от соединения со Христом» [86] . Святой Иоанн Лествичник назвал молитву матерью добродетелей, а смирение губителем страстей (Слово 28 и Слово 25).Надо объяснить и сделать сколько-нибудь понят­ным соединение ума, души и тела для не ощущавших его, чтоб они познали его, когда оно, по милости Бо­жией, начнет проявляться в них. Это соединение впол­не явственно, вполне ощутительно, не какое-либо меч­тательное или усвояемое обольстительным мнением. Оно может несколько объясниться из противополож­ного состояния, в котором обыкновенно все мы нахо­димся. Противоположное состояние, разделение ума, души и тела, несогласное их действие часто обращаю­щееся в противодействие одного другому, есть горест­ное следствие нашего падения в праотцах наших [87] . Кто не видит в себе этого разногласного действия? Кто не ощущает внутренней борьбы и производимого ею мучения? Кто не признает этой борьбы, этого муче­ния — часто невыносимых — нашим недугом, призна­ком, убедительным доказательством падения? Ум наш молится или находится в размышлении и намерении благочестивом, а в сердце и теле движутся различные порочные пожелания, различные страстные стремле­ния, влекут с насилием ум от его упражнения и по большей части увлекают! Самые телесные чувства, в особенности зрение и слух, противодействуют уму: до­ставляя ему непрестанные впечатления вещественно­го мира, они приводят его в развлечение и рассеян­ность. Когда ж, по неизреченному милосердию Бо­жию, ум начнет соединяться в молитве с сердцем и душою, тогда душа сперва мало-помалу, а потом и вся начнет устремляться вместе с умом в молитву. Нако­нец устремится в молитву и самое бренное тело наше, сотворенное с вожделением Бога, а от падения зара­зившееся вожделением скотоподобным. Тогда чувства телесные остаются в бездействии: глаза смотрят и не видят, уши слышат и вместе не слышат [88] . Тогда весь человек бывает объят молитвою: самые руки его, ноги и персты несказанно, но вполне явственно и ощути­тельно участвуют в молитве и бывают исполнены не объяснимой словами силы. Человек, находясь в состо­янии мира о Христе и молитвы, недоступен ни для ка­ких греховных помыслов, — тот самый человек, для ко­торого прежде всякое сражение с грехом было вер­ным побеждением. Душа ощущает, что приближается к ней супостат; но молитвенная сила, ее наполняющая, не попускает врагу приблизиться и осквернить храм Божий. Молящийся знает, что приходил к нему враг; но не ведает, с каким помыслом, с каким видом греха. Сказал святой Иоанн Лествичник: «Уклоняющагося от мене лукаваго не познах (Пс.100:4), ниже как он приходил, ниже для чего приходил, ниже как отошел; но в таковых слу­чаях пребываю без всякого ощущения, будучи соединен с Богом ныне и всегда» (Лествица. Слово 29, гл. 38).При соединении ума с душою всего удобнее зани­маться памятью Божиею, в особенности молитвою Иисусовою: при ней чувства телесные могут оставаться в бездействии, а такое бездействие их крайне способ­ствует глубочайшему вниманию и его последствиям. Чтение молитвенное псалмов и прочих молитвословий не только можно, но и должно производить при соеди­нении, как особенно способствующем ко вниманию. Но как при псалмопении уму представляются разнообраз­ные мысли, то он при псалмопении не может быть так чист от рассеянности, как при краткой единообразной молитве. При чтении Священного Писания и книг оте­ческих также должно соединять ум с душою: чтение бу­дет гораздо плодоноснее. «Требуется от ума, — говорит святой Иоанн Лествичник, — при каждой его молитве (а потому и при чтении, которым питается молитва и которое составляет отрасль молитвы и умного делания) изъявление той силы, которая дарована ему Богом: по­чему должно внимать» (Слово 28, гл. 38).Брат! Если ты еще не ощутил соединения ума, души и тела, то занимайся внимательною молитвою, соединяя устную и по временам гласную с умом. Пре­бывай в евангельских заповедях, с терпением и долго­терпением борясь против страстей, не приходя в уны­ние и безнадежие при побуждении твоем помыслами и ощущениями греховными; впрочем, и не попускай себе произвольно побеждения. Упав, вставай; опять упав, опять вставай, — доколе не научишься ходить без преткновения. Чаша немощи имеет свою пользу: до из­вестного времени она попускается промыслом Божи­им подвижнику для очищения от гордости, гнева, па­мятозлобия, осуждения, высокомудрия и тщеславия. Особенно важно усмотреть в себе действие тщеславия и обуздать его. Доколе оно действует, дотоле человек не способен вступить в страну жительства духовного, в которую вход есть беспристрастие, даруемое прише­ствием мира Христова.Если же ты ощутил, что соединился ум твой с ду­шою и телом, что ты уже не рассечен грехом на части, но составляешь нечто единое и целое, что святой мир Христов возвеял в тебе, то храни со всевозможным тща­нием дар Божий. Да будет главным твоим делом молит­ва и чтение святых книг; прочим делам давай второсте­пенное значение, а к делам земным будь хладен, — если можно, чужд их. Священный мир, как веяние Святаго Духа, тонок, — немедленно отступает от души, ведущей себя неосторожно в присутствии его, нарушающей бла­гоговение, нарушающей верность послаблением греху, позволяющей себе нерадение. Вместе с миром Христовым отступает от недостойной души благодатная молит­ва, и вторгаются в душу, как гладные звери, страсти, начинают терзать самопредавшуюся жертву, предостав­ленную самой себе отступившим от нее Богом (Пс.103:20,21). Если ты пресытишься, в особенности упьешься, — святой мир престанет в тебе действовать. Если разгневаешь­ся, — надолго прекратится его действие. Если позволишь себе дерзость, — он престанет действовать. Если возлюбишь что земное, заразишься пристрастием к вещи, к какому-либо рукоделию или особенным расположением к человеку, святой мир непременно отступит от тебя. Если попустишь себе услаждение блудными по­мыслами, он надолго, весьма надолго оставит тебя, как не терпящий никакого зловония греховного, в особен­ности блудного и тщеславного. Поищешь его и не обря­щешь. Восплачешь о потере его; но он не обратит ника­кого внимания на плач твой, чтоб ты научился давать дару Божию должную цену и хранить его с подобающи­ми тщательностью и благоговением.