Собрание сочинение. Том 2. Аскетические опыты

Желающие стяжать опытное познание святого кре­щения, желающие открыть сокровенное таинство и бес­ценный Духовный Дар, вложенный неизреченною бла­гостью Божиею в душевную сокровищницу, желающие узреть свое естество в состоянии обновления и паки­бытия, желающие ощутить и узреть в себе Христа мо­гут достичь всего этого покаянием. Образ покаяния, приличествующий и подобающий христианину, соответствен тому Дару, который он желает раскрыть в себе: истинное покаяние соответствует таинству крещения. Крещением единственно, по неизреченной благости Божией, сообщается человеку Дар Божий: и при пока- янии христианина, допустившего себе по крещении де­ятельность и жизнь падшего естества, оживившего в себе смерть, убившего в себе жизнь, возвращается Дар единственно благостью Божиею. При крещении мы рождаемся водою и Духом; при покаянии возрождаемся слезами и Духом. Покаяние есть младенческий, неумол­кающий плач пред Богом о потере Дара при надежде снова получить Дар. Винограда моего не сохраних! Вопиет в страшной скорби душа, нисшедшая от естества, об­новленного крещением, в область естества падшего, по­терявшая свободу, насилуемая грехом; пасу козлища мои! Нет во мне ощущений и помыслов духовных! Все стада чувствований и мыслей моих непотребны! Они — коз­лища, как составляющие смешение добра со злом! Они мои, потому что рождаются из моего падшего есте­ства! (Песн.1:5,7) Свойства естества обновленного мною утраче­ны! Святой Исаак Сирский, будучи спрошен, какими размышлениями должен постоянно заниматься подвиж­ник Христов в своем уединении, отвечал: «Ты вопроша­ешь о размышлении и о той мысли, которая должна не­престанно занимать человека в его келье, чтоб соделать его мертвым (для мира, то есть для греха)

Самое значение имени его призывает и побуждает его к плачу; он именуется сетующим, то есть преисполненным го­рести в сердце. Все святые отошли из здешней жизни в плаче. Если святые плакали и очи их непрестанно исполнялись слез до самого преселения из сей жизни, то кому не плакать? Утешение для монаха рождается из его плача. Если совершенные и победоносные плакали здесь, то как стерпит престать от плача исполненный язв? Имеющий мертвеца своего лежащим пред собою и видящий самого себя умерщвленным грехами нуждает­ся ли в учении — при каком роде мыслей ему проливать слезы? Душа твоя умерщвлена грехами, повержена мер­твою пред тобою та, которая для тебя дороже всего мира: неужели она не нуждается быть оплаканною? Если мы вступим в безмолвие и в нем пребудем с терпе­нием, то непременно можем пребывать в плаче. По этой причине будем непрестанно молиться умом Господу, что­бы Он подал плач. Если будет дарован нам этот дар бла­годати, лучший и превосходнейший прочих даров, то мы, при посредстве его, войдем в чистоту. Когда приоб­ретем чистоту, тогда чистота эта не отнимется от нас до исшествия нашего из этой жизни» (Слово 21). Очевидно, что такой плач может родиться только в том, кто имеет яс­ное понятие о состояниях естества падшего и естества, обновленного крещением. Только тот может воспла­кать горько и плакать постоянно, кто понимает цену утраченного Дара. «Плач по Боге, — сказал святой Иоанн Лествичник, — есть постоянное чувство болез­нующего сердца, ему усвоившееся, — с исступлением, непрестанно ищущее того, чего оно жаждет, с напря­жением гонящееся за тем, чего оно лишено, и сильно рыдающее во след его» (Слово 7). Страдальческое ощущение плача должно составлять характер кающегося христи­анина. Оставление плача есть признак самообольще­ния и заблуждения. Одно христоподражательное сми­рение может успокоить плачущего; одна любовь во Христе может утешить его, может отереть слезы его, может озарить светом небесного радования лицо его и сердце. Жертвы и всесожжения от падшего естества не приемлются; одна жертва от этого естества, благоугод­ная Богу: дух сокрушен (Пс.50:18,19).

При этом откры­вается внутренняя борьба в человеке, потому что пред­шествовавшая покаянию жизнь по собственной воле и разуму лишила человека духовной свободы, предала в плен греху и диаволу. Кающийся усиливается поступать по евангельским заповедям, а грех и диавол, получив­шие власть, произвольно им переданную предшество­вавшим жительством, стараются удержать пленника в плену, в оковах, в темнице! Опытное познание плена чрез ощущения плена и насилия, опытное познание душевной смерти чрез ощущение смерти усиливают и упрочивают плач кающегося. «Борьба эта, — говорит преподобный Марк Подвижник, — междоусобная. Она — не извне, и не с братиею нашею мы должны бороться. Она внутри нас, и никто из человеков не может вспомоществовать нам в ней. Одного имеем мы по­мощника: таинственно сокровенного в нас крещением Христа, непобедимого и немогущего быть подавлен­ным (уничтоженным). Он будет укреплять нас, если мы по силе будем исполнять Его заповеди» (Слово 5. Советы ума душе). Здесь преподобный подвижник не отвергает руководства совета­ми и наставлениями духовных и опытных человеков, нет! Он советует непременно и тщательно прибегать к совету духовных отцов и братий! (Слово 1) Здесь он хочет по­казать, что невидимое торжество наше во внутренней брани зависит единственно от воли и действия благо­дати, насажденной в нас крещением, действующей со­образно нашему произволению, являемому и доказы­ваемому исполнением евангельских заповедей и сооб­разно непостижимому изволению Божию о человеке. По этой причине одни, при обильном и постоянном человеческом руководстве, приносят самый скудный плод; другие, услышав самое краткое наставление, в краткое время обнаруживают быстрый успех духовны­ми дарованиями своими. «Знай наверно, — сказал свя­той Исаак Сирский, — что всякого блага, действующе­го в тебе мысленно и втайне, были ходатаями креще­ние и вера, которыми ты призван Господом нашим Иисусом Христом на благие дела Его» (Слово к иноку Николаю), а не мнимые благие дела падшего естества.

Кающемуся, таким образом, вспомоществуют судь­бы Божии, как сказал святой пророк Давид: Судьбы Твоя помогут мне (Пс.118:175). Промыслом Божиим попускаются каю­щемуся многоразличные скорби: егоже любит Господь, го­ворит апостол, наказуем: биет же всякаго сына, егоже при­емлет (Евр.12:6). Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойным скорби, с признанием по­пущенной скорби именно тем спасительным врачев­ством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знаме­ние истинного покаяния. «Непознающий судеб Божиих, — говорит преподобный Марк, — идет умом по пути, пролегающему между стремнин, и от всякого ветра удобно низлагается. Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам не зная того, противится повелению Божию; а кто принимает их с истинным разумом, тот, по Писанию, терпит Господа (Евр.12:6). Познавший истину не противится скорбным приключениям: знает, что они приводят человека к страху Божию. Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, приносят вред имеюще­му благую надежду: если возникнет это воспоминание в соединении с печалью, то им отнимается упование; если же возникнет без печали, то обновляет внутри прежнюю скверну. Когда ум чрез отречение от самого себя, простотою (несложностью) мысли приобретет надежду, тогда враг, под предлогом исповедания, изоб­ражает (в памяти) преджесодеянные согрешения, чтоб возобновить страсти, которые благодать Божия изгла­дила забвением, чтоб, таким образом, неприметно причинить вред человеку. Тогда и твердый, ненавидя­щий страсти (ум) по необходимости помрачится, сму­тившись воспоминанием соделанных грехов. Если он еще темен и сластолюбив, то непременно умедлит в воспоминании и будет страстно беседовать с приходя­щими помыслами, так что такое воспоминание содела­ется не исповеданием, а мысленным обновлением в себе преждесоделанных грехов [172] . Если хочешь прино­сить Богу неосужденное исповедание, не вспоминай греховных поползновений по виду, но мужествен­но терпи наводимые за них скорби. Скорби приходят (в возмездие) за прежние грехи, принося всякому со­грешению сродное (соответствующее) возмездие. Ра­зумный и ведущий истину исповедуется Богу не воспо­минанием соделанных грехов, но терпением приклю­чающихся скорбей. Отвергнув страдания и бесчестие, не обещайся принести покаяния при посредстве дру­гих добродетелей; тщеславие и безболезненность уме­ют служить греху и при посредстве правых дел» [173] . «Путь Божий есть повседневный крест. Человек, состо­ящий под особенным промыслом Божиим, познается по тому, когда постоянно посылаются ему Богом скорби» (Слово 36). Сила Божия совершается в немощи (2Кор.12:9) естества пад­шего, когда это естество стирается в прах Крестом Христовым (Мф.21:44). Напротив того, падшее естество может развиваться только при обилии пособий, доставляе­мых падшим человеческим обществом: при учености, при богатстве, при почестях. Таковы основания и вме­сте признаки развития падшего естества. В таком раз­витии своем падшее естество приемлет, как апокалип­сическая жена, поклонение (Апок.18:19) от ослепленного, несча­стного человечества и вступает с ним в блудное соче­тание при отречении его от Христа и Святаго Духа — может быть, без слов отречения — при отречении су­щественном, деятельностью, жизнью. По обновлении нашего естества Богочеловеком возвращение челове­ка к своему естеству падшему есть в отношении к Богу прелюбодеяние.

Благодать святого крещения посредством покаяния возводит христианина в духовную свободу, в ту свобо­ду, которую он уже имел при исшествии из купели крещения. Так больной, после успешного лечения, начи­нает чувствовать в себе ту свежесть и те силы, кото­рые он имел до болезни, в состоянии здравия. Началь­ною причиною обновления сил не лекарства, а та жизнь, которая вложена Создателем в человеческое естество: лекарства только помогли жизненной силе успешно бороться с болезнью, победить и изгнать бо­лезнь, которая есть не что иное, как расстройство действий жизненной силы. Покаяние требует более или менее продолжительного времени по разным обстоя­тельствам, особливо же по воле Божественного промысла, нами управляющего. Это можно усмотреть из жизнеописаний многих угодников Божиих, перешедших из состояния греховности в состояние свято­сти покаянием. Преподобная Мария Египетская пове­дала о себе блаженному Зосиме, что она боролась с своими помышлениями и похотениями, как с зверями лютыми, в течение семнадцати лет [174] . От нашего не­брежения о сохранении драгоценного Дара, доставля­емого нам крещением, от деятельности по беззаконно­му закону падшего естества власть греха вкрадывается в нас неприметно: неприметно мы теряем свободу ду­ховную. Самый тяжкий плен остается для многих не­видным, признается удовлетворительнейшею свобо­дою.

Не должно приходить в уныние и расслабление от такого зрелища: должно с мужеством и решительностью пре­даться покаянию, как всесильному врачу, имеющему повеление и власть от Бога врачевать и исцелять все грехи, как бы эти грехи ни были велики и многочис­ленны, как бы навык к грехам ни был застарелым и укрепившимся. Христос дал Себя нам и вошел в нас посредством святого крещения, потом утаил Себя в нас, когда мы не представили нашего произволения, чтоб Он обитал в нас и управлял нами; Христос не­пременно явит Себя в нас, если мы истинным покая­нием докажем решительное произволение, чтоб Он обитал в нас. Се, стою при дверех, говорит Он, и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на Престоле Его (Апок.3:20,21). Голос Христов — Евангелие.

Порядок, которым кающийся грешник восходит посредством покаяния к святости, преподобный Мака­рий Великий излагает так: «Хотящий приступить к Гос­поду и сподобиться вечной жизни, соделаться домом Божиим и удостоиться Святаго Духа, чтоб получить возможность непорочно и чисто приносить плоды Духа по заповедям Господним, должен начать таким образом: во-первых, он должен твердо веровать Господу, всецело предать себя глаголам заповедей Его, от­речься от мира во всем, чтоб ум не был занят ничем из видимых предметов (мира), — пребывать непоколеби­мо в молитвах, не приходить в отчаяние (в уныние, безнадежность) при ожидании (замедлении) посеще­ния и помощи от Господа, — во всякое время иметь ум непрестанно направленным к Господу.Он должен принуждать себя также в кротости, хотя бы сердце и противилось тому, по сказанному Господом: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Равным образом он должен быть милостивым, снисходительным, сострадательным, благим, принуждая к тому себя насильно, как сказал Господь: Будите милосер­ди, якоже Отец ваш небесный милосерд есть (Лк.6:36). И еще: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин.14:15). И еще: Принуж­дайте себя: потому что нуждницы (принуждающие, на­силующие себя) восхищают Царствие небесное (Мф.11:12). И: Под­визайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24). Он должен иметь всегда пред очами смирение Господне, Его жизнь, Его поведение, содержать их постоянно в памя­ти, как бы образец и пример, не допуская похищения их забвением. Он должен, сколько имеет сил, понуж­дать себя к непрестанному пребыванию в молитвах, постоянно прося с постоянною верою, чтоб Господь пришел и сотворил его Своею обителью (Ин.14:23), чтоб на­ставил его всем Своим заповедям, утвердил в них, да соделается душа его домом Иисуса Христа. Когда та­ким образом он будет поступать, насилуя себя, при сопротивлении сердца, приобучаясь ко всякому благому делу, ко всегдашнему памятованию Господа, ко всегдаш­нему ожиданию Его во многой благости и любви, тог­да Господь, видя такое расположение его и такое бла­гое рачение, как он всегда насилует себя к памятова­нию Господа и ко всякому благому делу, к смиренномуд­рию, кротости и любви, как он подклоняет игу (Хрис­тову) свое сердце, сопротивляющееся тому, принуждая сердце ко всему доброму, — тогда, говорю, Господь из­ливает на него Свою милость (в известное время), из­бавляет его от врагов его и от живущего в нем греха, исполняя его Святым Духом. Таким образом он будет, без всякого с своей стороны труда и насилия, испол­нять истинно заповеди Господни все и всегда. Правиль­нее же: Сам Господь будет совершать в нем Свои запо­веди и являть плоды духовные, а человек будет плодо­приносить их в чистоте. Но прежде сего надобно вся­кому приходящему к Господу (как выше сказано) при­нуждать себя к благому, несмотря на сопротивление сердца, в постоянном ожидании с несомненною верою милости Божией; надобно насильно принуждать себя, чтоб быть милосердым ко всем, чтоб иметь челове­колюбивое сердце, чтоб иметь смирение пред всеми, долготерпение ко всем, не скорбеть душою при изгнаниях и бесчестиях, не жаловаться по сказанному: не себе отмщающе возлюбленнии — понуждать себя и к молитве, когда кто не получил дара ее от Святаго Духа. Когда Бог увидит кого так подвизающимся и насильно при­нуждающим себя к благому, тому дает истинную Хрис­тову молитву, утробу милосердия, истинное челове­колюбие, кратко сказать: дает ему все духовные плоды» (Слово 1, гл 13).Мы видим, что многие из грешников, принесши покаяние, достигли в высшей степени христианского совершенства. Они восстановили в себе Дар крещения не только в той степени, в какой он дается, но и в той, в какой он развивается впоследствии от жительства по евангельским заповедям. Стяжав, возвратив себе духов­ную свободу, они не останавливались на этом, не удов­летворились этим: они не перестали от покаяния и плача, возвративших им свободу. Дознанная ими на опыте немощь и удобопоползновенность человека, его способность скоро изменяться (Прп. Исаака Сирского, Слово 1), постоянно возбужда­ли их к плачу. Не веси что родит находяй (наступающий) день (Притч.27:1), говорили они ежедневно сами себе устами Пи­сания: по причине чистоты их открылось им, что за­поведь Господня широка зело (Пс.118:96). Сравнивая с необъемле­мообширною заповедью необъемлемого Господа свое исполнение заповеди, они признавали это исполнение вполне недостаточным. Свое исполнение евангельских заповедей они называли и признавали осквернением заповедей [175] . Они омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез. Так никогда не плачет ослеплен­ный грешник об ужаснейших грехах своих, как плачут рабы Христовы о своих добродетелях. Небо не чисто пред Ним (пред Богом) (Иов.15:15), то есть чистые святые Анге­лы, как имеющие ограниченную чистоту, нечисты пред всесовершенною чистотою Бога: нечисты пред Ним и святые человеки, которых житие хотя и на земли, но вместе и на небесех (Флп.3:20). Оттого они плачут и, принося покаяние, более и более погружаются в покаяние. Я ничего за собою не знаю, сказал святой апостол Павел, но тем не оправдываюсь: судия мой Господь (1Кор.4:4, — по русскому переводу изд. 1822 г.). Несмотря на великие духовные дарования, несмотря на преизо­бильную благодать Божию, обитавшую в апостоле, он говорил: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим.1:15).Развитие свя­щенного, духовного Дара, доставляемого крещением, столько же необъятно, сколько необъятен Дар, даруе­мый Богом из Его Божественного естества (2Пет.1:4): это раз­витие столько же необъятно и непостижимо, сколько необъятен и непостижим Сам Бог, вселяющийся в сер­дца наши крещением. Это развитие объемлет все суще­ство христианина. Когда всмотримся на это развитие в избранных сосудах Божиих, тогда изображение прит­чами евангельскими действия в человеке, производи­мого святым крещением, делается вполне ясным. По­добно есть Царствие небесное, сказал Спаситель, зерну го­рушичну, еже взем человек всея на селе своем: еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более всех зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным, и витати на ветвех его (Мф.13:31,32): Уподобление, исполненное Божественно­го смиренномудрия [176] . Сын Божий Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек (Флп.2:7). В этом образе Он благоволил сопричислить­ся не к сонму сильных, славных и богатых мира, но к сонму нищих и страдальцев. Вид Его бесчестен, говорит пророк, умален паче всех сынов человеческих (Ис.53:3). Предана бысть на смерть душа Его, и Он со беззаконными вмени­ся (Ис.53:12), заняв место между двумя разбойниками, как бы главнейший и опаснейший из преступников. Свои все­святые, животворящие, Божественные заповеди Он назвал малыми (Мф.5:19), по той простейшей, безыскусственной форме, в которой они были предложены, присо­вокупив, однако ж, что нарушение одной такой запове­ди может быть причиною вечного бедствия для нару­шителя [177] . Так и благодать крещения Он уподобил са­мому малому из семян земных. И в самом деле, что может быть проще и обыкновеннее, по наружности, святого крещения? Людям обычно обмываться в воде, погружаясь в ней; с этим общеупотребильным действи­ем сопряжено таинство, в котором омываются и душа и тело от греховной нечистоты [178] . Смерть и погребе­ние человека заменяются мгновенным погружением его в воде. Незаметно для плотских очей нисходит Свя­тый Дух и воссозидает падшего человека. Обстоятель­ства временной жизни остаются для крещеного, по на­ружности, теми же, какими они были до крещения. По наружности так незаметен Дар, сообщаемый крещени­ем, что он со всею точностью и справедливостью дол­жен быть уподоблен малейшему горчичному семе­ни [179] . Дар этот — цены безмерной. Он возрастает, бу­дучи развит деланием заповедей; тогда величием сво­им превзойдет все прочие дары, которыми щедрая рука Создателя изобильно наградила человека, и соде­лает его храмом небесных помышлений, ощущений, откровений, состояний, свойственных одним небожи­телям. Подобно есть, сказал также Спаситель, Царствие не­бесное квасу (в русском переводе закваске), еже вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша вся (Мф.13:33). Как смиренно и как верно духовный Дар, сообщаемый свя­тым крещением, назван закваскою! Всякий, приемлю­щий святое крещение, уневещивается Христу, сочетава­ется со Христом и потому со всею справедливостью назван приточно женою. Эта жена скрывает, то есть сохраняет и растит благодатный Дар посредством жи­тельства по Евангелию в уме, сердце и теле своем (1Сол.5:23), пока Дар не проникнет, не преисполнит, не обымет со­бою всего человека. Хотите ли видеть не только душу, но и тело человеческое, напоенное и проникнутое благодатным Даром, данным при крещении? Обратите внимание на Павла, которого одежды чудодействова­ли (Деян.19:12), которого укушение ехидны не повредило (Деян.28:5); воз­зрите на Марию Египетскую, возвышавшуюся от земли при молитве своей, ходившую по струям Иордана, как посуху, совершившую тридцатидневный путь в течение одного часа (Четьи-Минеи 7 апреля); воззрите на Марка Фраческого, на го­лос которого гора снялась с оснований своих и двину­лась в море (Четьи-Минеи 5 апреля); воззрите на Иоанникия Великого, кото­рый, как дух, был невидим теми, которыми он не желал быть видим, хотя и находился в присутствии их (Четьи-Минеи 5 апреля); воз­зрите на тела угодников Божиих, почивающих в священ­ном нетлении в течение многих столетий, непокоряю­щиеся закону тления, общему для всего человечества, источающие потоки исцелений, потоки благоухания, потоки жизни.Преподобный Сисой Великий, особенно обиловав­ший дарами Святаго Духа, сказал: «Тому (человеку), в котором вселился Бог благодатию святого крещения и деланием заповедей, (духовные) Дары — естествен­ны» (Алфавитный Патерик). Это произнес святой пустынножитель из соб­ственного опыта. Не то ли же самое засвидетельствовано Священным Писанием? Елицы во Христа крестистеся, говорит оно, во Христа облекостеся (Гал.3:27). Облеченным во Христа, имеющим в себе Христа, естественны дарова­ния Духа: где Христос, там и Отец и Дух.7. ОБ ОТНОШЕНИИ ОБНОВЛЕННОГО ЕСТЕСТВА КО ЗЛУ