Таинственный смысл церковных священнодействий

Жених, во свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а эта, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень взаимно отдает жениху.

Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежит Святое Евангелие и Крест Христов; этим церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях, всегда супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешения среди треволнений житейских.

Словами святого псалмопевца, поемыми при этом, изображающими блаженное состояние богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту, Святая Церковь отвечает на вопросы ума и сердца брачущихся, что ожидает впереди, какая доля благополучия готовится им: - Блажени ecu боящийся Господа, ходящий в путех Его (Пс. 127, 1), - вот краеугольный камень, вот тайна будущего семейного счастия непреложная, как непреложно Слово Божие. Итак, истинное счастие супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и святым заповедям Его: если новобрачные будут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего всемогущества и премудрости будет устроять внутреннее и внешнее благо их жизни там, где чуждающиеся Бога встречают одни неудачи и скорби. Как жаль, если эти великие слова пропускаются мимо слуха тех, для коих они должны быть в настоящую минуту дороже всего.

Обрученные жених и невеста становятся на одно "подножие" (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем, как счастливую, так и неблагополучную.

Затем они всенародно пред Крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное произволение на вступление в брак, после чего начинается совершение самого венчания.

Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачущихся, а и родителей их, ибо молитвы родителей утверждают основание домов...

Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы - знамения царской власти, и этим предается брачущимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властию ко благу подвластных им. Помимо того, так как в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградою за их целомудренную жизнь до брака.

При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит тайнодействующие слова и, трижды (в честь Святой Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я" (их). Так Святая Церковь тайнодейственно низводит на брачущихся благодать Всесвятаго Духа, освящающую им супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста - жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, б).По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам: приносится чаша с красным вином; священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно вкушать из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам - и счастие и несчастия, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.По вкушении из чаши пастырь Церкви, соединив десницы супругов, покрывает их концом епитрахили в знаменование того, что они соединились во Христе, и что муж чрез руки священника получает жену от самой Святой Церкви. Затем священник троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их радость, духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, кругообразным обхождением бракосочетавшиеся являют знамение того, что они будут хранить свой супружеский союз вечно (доколе, т.е. будут живы), и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Обхождение вокруг аналоя совершается трижды во славу Святой Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета супругов. По окончании шествия снимаются венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих. Снятие венцов указывает на совершение таинства брака со всеми его высокопоучительными обрядами. Наконец, бракосочетавшиеся, муж и жена, дают друг другу целование, как торжественный пред всею Церковию знак взаимной любви, и чин венчания оканчивается.ЕлеосвящениеТеперь вникнем в смысл знаменательных обрядов, которыми окружено святое таинство елеосвящения, да познаем бесконечное милосердие Божие к нам, грешным, и величайшую любовь Святой матери нашей Церкви к чадам своим.Седмь священников иногда призывает Святая Церковь для совершения таинства елеосвящения над болящим христианином, для того чтобы чрез то воздать славу седми дарам Святаго Духа и показать веру и усердие больного. Для совершения таинства елей соединяется с красным вином по примеру милосердаго самарянина, который возливал на раны больного вино и елей, как говорит о том в притче Христос Спаситель. Седмь свеч возжигается около елея в ознаменование благодатных действий седми даров Святаго Духа. Елей поставляется при таинстве большею частию в пшеницу, для научения больного той истине, что если постигнет его смерть, то он воскреснет в новом и нетленном теле, подобно как из зерна пшеничного вырастает новое растение. Елей освящается знамением креста, которое творит над ним священник, для того чтобы показать болящему, что таинство это освящается и совершается над ним силою Иисуса Христа, распятого на кресте. Больной помазуется освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках для того, чтобы низвести исцеляющую благодать Божию на душу и тело, и на все чувства и силы его. Крестообразно помазуется освященным елеем больной в ознаменование того, что благодать Духа Святаго низводится на него силою Креста Христова. После последнего помазания елеем болящего возлагается на главу его Святое Евангелие. Этим изображается посещение болящего Самим Иисусом Христом во Святом Его Евангелии, которое повествует об исцелении Им болящих. По окончании елеосвящения болящий, во свидетельство своего искреннего раскаяния во грехах и примирения с ближними, испрашивает у всех знаемых прощения себе. Наконец, болящий лобызает Святой Крест во свидетельство своей твердой веры в заслуги Искупителя, распятого за грехи наши, и надежды на Его бесконечное милосердие.