Таинственный смысл церковных священнодействий

Христос в том отношении, чем Он был и есть для мира, называется в Евангелии Светом мира, Светом в просвещении языков, истинным Светом, просвещающим всякого человека, и т.д. Кто следует Ему, - говорится в Евангелии, - тот не будет ходить во тьме (заблуждений и пороков), но будет иметь свет жизни, потому что в Нем заключается жизнь, и жизнь эта свет для людей. Наименование Христа Светом вполне прилично Ему и потому, что в Нем одном заключается истина, руководствующая человека ко спасению, способствующая ему стать на стезю правды и неуклонно идти по ней, подобно тому, как свет видимый не позволяет путнику сбиться с прямого пути.

Эта-то высокая мысль об истине, заключающейся во Христе, которая просвещает существо и жизнь человека, находит приличное изображение в горящих при богослужении светильниках.

Свет, разливаемый ими, служит для нас символом великого Света миру - Иисуса Христа - и должен напоминать нам, что Он ради освобождения нас от власти тьмы предал Себя на смерть и этим самопожертвованием ввел существо человеческое в область света, что мы, следовательно, сделались последователями религии света. Далее, свет этот напоминает нам, чтобы мы твердо стояли в вере во Христа, были верными учениками Света и стремились к тому, чтобы свет веры всегда исполнял и просвещал наш дух.

Но горящее пламя не только светит, но и согревает нас, почему и может обозначать любовь Христа к человечеству и служить напоминанием того, чтобы и мы, со своей стороны, питали любовь к свету истины, которая (любовь) согревает нашу душу, возбуждали в себе благоговение, которое, подобно огню, возвышающемуся к небу, возводит наши мысли к престолу Всевышнего.

А когда человек находится в жару благоговения, чувствует себя в области света, то у него радостно и светло на душе, почему светильники при богослужении могут означать и радость благоговейно настроенного христианина, как объясняет блаженный Иероним. Вообще храмовое освещение особенно способствует возбуждению в предстоящих торжественного, молитвенного настроения духа. И при обыкновенном мирском празднестве мы ощущаем себя хорошо настроенными тогда, когда оно происходит при ярком солнечном освещении; храмовое же освещение сообщает нам еще более радости - радости духовной, и мы чувствуем себя более способными к молитве к Отцу светов, когда предстоим алтарю, как бы небу, усеянному звездами.

Иерейское благословение

Известно, что священник во время богослужения во храме нередко благословляет предстоящих и молящихся; равно как преподает он свое благословение и вне храма тому, кто желает, кто к нему приходит, или к кому он сам приходит. Откуда же у нас такой обряд благословения, и что значит это благословение иерейское?Нужно заметить, что некоторые обряды богослужения христианского восходят по своему началу еще ко временам ветхозаветным. К числу таких обрядов принадлежит и обряд благословения иерейского. Сам Господь чрез Моисея повелел Аарону первосвященнику и сыновьям его священникам благословлять народ, причем указал для этого особенные изречения: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис. 6, 22-26) - вот каково повеление Божие.Что касается силы священнического благословения, то ее указал и о ней свидетельствовал Сам Господь. Облекая священников властью благословлять народ, Он присовокупляет: так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их (Чис. 6, 27); следовательно, иереи чрез свое благословение преподавали достойным благословение Божие.Это ветхозаветное благословение для нас, сынов Церкви новозаветной, получило силу и значение с того времени, когда Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, на горе Елеонской, в день вознесения Своего на небо, воздвиг руки Свои и благословил учеников (Лк. 24, 50). Подражая Пастыреначальнику своему, и пастыри христианские начали воздвигать руки свои, преподавать благословение людям и благословением освящать вещи. А так как пастыри действуют властью и именем Иисуса Христа, то они стали слагать персты для благословения так, чтобы в самом сложении их изображалось имя Иисуса Христа; стали, по подобию ветхозаветных священников, возлагать имя Господне на сынов нового Израиля и благословлять народ Господень именем Его (Сир. 45, 19); именно: как в ветхозаветном благословении сложением перстов священнических изображалось имя Иеговы (Господа), так и новозаветные священники стали указательный перст протягивать и при нем большой средний сгибать, чрез что первым изображается буква I, а вторым буква С, и таким образом начертывалось имя Иисус под титлом IС, большой же перст стали класть поперек меньшего среднего, чрез что изображается буква X, а последний малый сгибать, чем означается буква С, и так происходит Христос под титлом XС. У нас, православных, во всем напоминается святое и спасительное имя Иисуса Христа. Священники же католические и пасторы лютеранские продолжают слагать персты при благословении по примеру ветхозаветному.Сложенную именословно руку православный священник возвышает горе, и достойно примечания - не просто возвышает горе по подобию ветхозаветных священников, но с начертанием креста. Почему? - Понятно почему: вся сила благословения и освящения преподается нам крестом, ибо крестом Иисус Христос совершил спасение наше, чрез крест и крестную смерть Господа Иисуса мы стали достойны благодатных благословений, а любовь Божия, распятая на кресте, со креста и подает их нам.Крестное знамение