Таинства и обряды Православной Церкви

Среди раскольников Русская Церковь с давник пор проводила различие в степени отклонения их от Православной веры, а следовательно, и в способах присоединения их к Церкви. Например, молокане, духоборцы и прочие отвергают Таинство Крещения, у других раскольников нет законного Священства, поэтому нет и Таинства Миропомазания. Отсюда требование Церкви - тщательно проверять, не было ли ранее совершено над присоединяемыми раскольниками истинного Крещения и не были ли они миропомазаны законно поставленным иереем: некрещеных следовало присоединять к Церкви через Крещение, а крещеных, но не миропомазанных - через Миропомазание. Решение о том, чтобы без Крещения и Миропомазания присоединять к Церкви раскольников, заблуждающихся в учении - об обрядовой стороне веры, но не отрицающих основных ее догматов, - было принято в 1722 году.

Сообразно трем способам принятия иноверных в Церковь с древнейших времен формировались особые чинопоследования присоединения к Православию, составленные в раннее время с учетом вероисповедных различий между присоединяемыми лицами.

В XVI веке всякий еретик или язычник, прежде чем над ним совершалось Таинство Крещения, поступал в разряд оглашенных. Для этого в богослужебной практике назначалось особое время и определенные молитвы. Из «Устава како достоит творити оглашенника» узнаем, что временем, удобным для подобного совершения, признавался момент в чине Литургии после малого входа, когда совершалась «лития диакон-ская», пелось великое «Господи, помилуй» и читались 5 молитв, в которых испрашивалось Божие благословение «на рабы, оглашенныя, ихже призвал еси званием святым».

Оглашение же язычника происходило таким образом. Оглашаемый, явившись в храм, преклонял колена. Священник трижды благословив его, читал молитву, после нее еще раз трижды благословлял и записывал имя его в списке оглашенных и, окончив вторую молитву, отпускал домой.

Отпадшее из христианства в язычество дитя принималось в лоно Христовой Церкви после семи дней, в течение которых над ним ежедневно совершались очистительные молитвы. В восьмой день оно миропомазывалось на челе, лице, руках, коленах и персях и, по прочтении положенных молитв, причащалось Святых Таин. Юноша и старец предварительно постились «две четыредесятницы», упражнялись в молитве и коленопреклонении и произносили 100 раз «Господи, помилуй» на каждую огласительную молитву, которые читал священник.

Отпадшие в язычество добровольно и обращающиеся снова в христианство постились в течение двух лет, воздерживаясь от мяса, сыра, яиц и вина, ежедневно совершали по сто поклонов и произносили 200 раз «Господи, помилуй».

Во всех указанных случаях молитвы читались в таком порядке. Сначала произносилась одна «праведен еси, Господи», потом читались псалмы 50, 37 и 102. Затем следовали еще три молитвы, и священник миропомазывал новообращенного, произнося еще одну молитву, и после обычного окончания отпускал домой.

По этому чину совершалось присоединение к Православной Церкви всякого еретика и215евреев.2152. Чины присоединения к Православию через Таинство КрещенияСхема чинопоследованияПсалом 33: «Благословлю Господа на всякое время...» Вопрошения и поучения, вопрошение, преклонение колен. Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков...»