Таинства и обряды Православной Церкви

Диаконы возводились в чин «протодиакона» - «перводиакона» - либо «архидиакона». По преданию, среди диаконов, рукоположенных апостолами, архидиаконом был наречен первомученик Стефан. Упоминание о звании перводиакона встречается во многих церковных памятниках. В III веке архидиаконом был святой Лаврентий. Об архидиаконах говорят блаженный Иероним, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие.

Высшим духовным отличием пресвитеров было возведение в сан «протоиерея» («протопресвитера»), а в монашестве - в сан «игумена» и «архимандрита». В IV веке об архипресвитерах упоминает Иероним, в V веке - Сократ и Созомон.

Чин возведения в протопресвитера, или протоиерея, во всех своих подробностях совпадает с аналогичным чином, изложенным в литургических памятниках Византийской Церкви.

Прямого оригинала нашего чина «на произведение в игумена» в литургических памятниках Греческой Церкви не обнаружено. Ближе всего, по исследованию А. Дмитриевского, к нему стоят чин, изложенный в рукописи 1407 года Патриаршей Александрийской библиотеки, и отчасти чин, известный по рукописи Барбериновского Евхология святого Марка VIII-IX веков. В обоих греческих памятниках имеются молитвы нашего чина, причем в первом памятнике есть возглашение диакона «Повелите» и формула: «Благодать Всесвятаго Духа чрез нашу мерность производит тя игумена».

Греческая Церковь не знала «чина, бываемого на произведение архимандрита». В нашей Церкви самостоятельный чин появляется не раньше XVI столетия и притом сначала в богослужебных памятниках юга России. Этот чин, как считает А. Дмитриевский, сложился на основе и, по сути, является копией «чина на произведение игумена». Хотя на Востоке не было особого чина на возведение архимандрита, само звание «архимандрита» там было хорошо известно - так назывались заслуженные иеромонахи, занимающие служебное положение при патриархиях, при церковных заграничных миссиях. С Востока это звание было перенесено в Русскую Церковь и до XVI века, до появления у нас особого чина на возведение в архимандрита, употреблялось почти с тем же значением, как и на Православном Востоке.

2. Схема хиротесий в чины протодиакона и протоиерея

Архиерейское благословениеВозложение руки архиерея на главу посвящаемогоМолитваАрхиерейское благословение Молитва посвященияВозглашение: «Аксиос».3. Схема хиротесий в чины игумена и архимандрита Архиерейское благословение Молитва Тайная молитваВозглашение: «Повели, Владыко»Молитва посвященияВозложение руки архиерея на главу посвящаемого Возглашение: «Аксиос».4. Идейный смысл священнодействий чинов возведения в протодиакона, протоиерея, игумена и архимандритаВозведение в чины «протопресвитеров, архидиаконов, настоятелей и прочих, находящихся на различных служениях», по объяснению святого Симеона Солунского, совершается не «просто и как случилось», но получая благодать Духа, дабы чрез благодать иметь и благословение иераршее, и освящение, и дарование, и силу для действования, потому что и это - от апостолов, как написано о Варнаве и Павле, что «апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело» (Деян. 13, 3)280 Обряд возведения в эти церковные чины совершается вне алтаря, так как это «суть рукоположения в различные внешние служения» (Симеон Солунский), во время малого входа с Евангелием на Литургии.Смысл и значение обрядов, входящих в чины возведений в указанные звания, те же самые, что и при других хиротониях и хиротесиях.Производимый в один из указанных чинов приводится с середины храма к престолу, где делает три земных поклона. Затем его подводят к архиерею, которому он также творит три земных поклона. Архиерей, сидя на кафедре, трижды благословляет его склоненную голову и, встав, возлагает на нее руку. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей читает молитву, в которой при посвящении в архидиакона и протодиакона просит Бога: «Сам одей благодатию сею архидиаконства пресущего раба Твоего (имя рек) и украси его честностию Твоею, в начале стояти диаконов люда Твоего, и образ добр его быти сущим по сем». При возведении в чин протопресвитера и протоиерея он просит Бога: «Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имя рек), и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего, и добр образ сущим с ним быти удостой». При посвящении во игумена архиерей молится: «Соблюди (и паству словесную) сию... во еже не погибнути от нея ни единому овчати... и раба Твоего сего, его же благоволил еси поставити над нею игумена, достойна покажи Твоея благости, и всякими добродетелями украси, чрез свойственныя дела, благий образ сущим под ним бывающ».Затем в тайной молитве просит Бога: «И покажи раба Твоего сего, игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от Твоея благодати словесныя паствы».