Краткие нравоучительные слова

(Гал.5:16–17)

 Всякий христианин, как выше сказано, имеет два рождения: ветхое, то есть плотское, и духовное, новое; и они, одно другому, во всем противоположны. Плотское рождение есть плоть, духовное же есть дух. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:6). А поскольку оба эти рождения друг другу противоположны, то отсюда восстает вражда и борьба между плотью и духом в христианине: «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти». Плоть хочет умертвить дух, дух же хочет умертвить плоть. Плоть хочет покорить дух, дух же хочет покорить плоть. Плоть хочет обладать духом, дух же — плотью. Плоть хочет гордиться, величаться, возноситься; дух же не хочет, но хочет смиренномудрствовать. Плоть хочет гневаться, злиться, ссориться, мстить делом или словом; дух же этого не хочет, но хочет все с кротостью прощать. Плоть хочет блудодействовать и прелюбодействовать, но дух от этого отвращается и хочет целомудрия. Плоть хочет чужое похищать, красть, грабить всяческим образом, но дух от этого отвращается, и хочет от своего подавать. Плоть хочет лукавить, льстить, лгать, хитрить, обманывать и лицемерить, но дух все это ненавидит и хочет пребывать в истине и поступать просто. Плоть хочет человека ненавидеть, а дух хочет его любить. Плоть хочет в праздности жить, лениться, но дух от этого отвращается и хочет в благословенных трудах упражняться. Плоть хочет гулять, пьянствовать, банкеты и пиршества устраивать, но дух от этого отвращается и хочет или умеренно жить, или поститься. Плоть хочет славы, чести, богатства в мире этом искать, но дух все это презирает и только к одним вечным благам стремится, и прочее. Так, «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти». Христианину, как обновленному, не по плоти, но по духу должно жить и плоть духу покорять по апостольскому увещанию: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16). А это значит «распять плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим 13:14), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), «ходить в обновленной жизни» (Рим 6:4), не позволять греху над собою царствовать (Рим 6:12), «жить для Христа, умершего за нас и воскресшего» (2Кор 5:15). Возлюбленные христиане! Осмотримся, ведем ли мы эту внутреннюю борьбу, находимся ли мы в этом спасительном подвиге, ходим ли в обновлении жизни, противимся ли склонностям и похотям плотским, не позволяем ли греху царствовать и обладать нами? Ибо только те Христовы, «которые распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Что пользы называться христианином, но не быть христианином? Истинного христианина показывает не имя христианское, а подвиг против плоти и всякого греха. Не все, что плоть требует, позволять ей должно. Требует пищи, требует питья, требует одежды, требует упокоения и прочего, что ей нужно — дадим, но когда хочет того, что воле Божией и закону Его противно, — не попустим ей, дабы не только по имени, но и по сути быть христианами. Аминь.

Слово 7: О бедствии христианина, беззаконно живущего после святого Крещения

 «С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи»

(2 Петр 2:22)

 Невозможно довольно описать и оплакать бедственное состояние того христианина, который после святого Крещения вдался в беззаконные дела и беззаконно живет. Всего того блаженства лишается, которое при крещении Божией благодатью сподобился было, и самовольно ввергает себя в то самое бедствие, от которого избавился было, но даже и в еще большее бедствие попадает. Ибо познал было истину, но в ней не захотел жить; познал Бога, но не захотел Его почитать; познал путь, ведущий к вечному блаженству, но по нему не захотел идти; обещал Богу служить, но в этом солгал Ему; «омылся, освятился, оправдался», но всего этого лишился; стал чадом Божиим, но это преславное благородство потерял; сделался наследником вечной жизни и царствия, но наследие это погубил. Поэтому апостол говорит о таковых: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Петр 2:21). Видишь, христианин, каково бедствие беззаконно живущего христианина! Не видно его сейчас, так как оно не телесными очами, но душевными видится. Но тогда явится, когда и все тайные и явные дела наши всему миру явятся, то есть во время второго пришествия Христова. Тогда бедный таковой христианин узнает и увидит свою великую беду и погибель. Воистину много слез и плача надо, чтобы оплакать состояние такого христианина. Как вымывшийся в бане грязью и калом опять марается, так христианин, омывшийся банею Крещения, опять беззакониями оскверняется. Всякий, кто после святого Крещения беззаконно живет, поступает как тот, кто, одевшись вместо скверного рубища в порфиру и виссон, опять снимает с себя это прекрасное одеяние и одевается в гнусное свое рубище. Ибо и таковой вместо греховного рубища оделся было в ризу оправдания Христова, но, отвергнув эту прекрасную одежду, опять облекся в греховное рубище. Он поступает так же, как и тот, кто, выйдя из тьмы на свет, опять во тьму возвращается, ибо он вышел было из тьмы греховной на свет ко Христу, Свету истинному, но опять во тьму греховную возвратился. Как освободившийся от рабства и плена выходит на свободу и опять в горькую ту неволю возвращается, так и беззаконно живущий христианин избавился было благодатью Христовой от горького рабства и плена дьявольского, но опять в бедствие это возвратился. Как освобожденный из глубокого рва человек опять в тот ров падает, так и беззаконно живущий христианин выведен был из рва погибели вечной, но опять самовольно ввергнул себя в этот ров. С ним «случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). В таком бедственном состоянии находятся: 1) Блудники, прелюбодеи и все каким-либо образом себя оскверняющие. 2) Воры, похитители, грабители и все как-нибудь неправедно чужое добро похищающие. 3) Люди злобные и каким-либо образом причиняющие вред своему ближнему и его жизни. 4) Лукавые, хитрецы, лицемеры, как-либо обманывающие своих ближних. 5) Хулители, сквернословы и клеветники. 6) Судьи, которые суд совершают в пользу подкупа и даров, а не по силе присяги и правды. 7) Господа, которые своих крестьян или мучают, или отягощают излишними оброками и работами. 8) Купцы, которые плохую вещь за хорошую, и дешевую за дорогую, и гнилую за добрую продают, и просят за товар большую цену, чем он стоит. 9) Колдуны и те, кто к ним обращается. 10) Все против совести и бесстрашно закон Божий нарушающие. Со всеми таковыми «случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи». Возлюбленные христиане, банею святого Крещения омытые! Посмотрим на себя, не возвратился ли кто из нас от Христа к дьяволу, и не попал ли в вышеописанное бедственное состояние? Кто дьявольские дела творит, тот к дьяволу возвратился и ему служит, а от Христа уже отстал. Горе христианам, после святого Крещения беззаконно живущим! «Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда» (Мф.10:15), нежели таким христианам. Бедный христианин! Осмотрись и остерегись, чтобы не стать тебе вечным пленником дьявола и погибели, «где червь их не умирает и огонь не угасает». Боже, пощади разумное создание Твое, по образу Твоему сотворенное! Аминь.

Слово 8: О покаянии «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28)  Согрешившим после святого Крещения одна только надежда осталась — истинное покаяние. Слава Богу за это, слава Богу, мы еще не погибли! Грешники! Еще осталась надежда, еще щедроты Божии не окончились, еще покаяние грешникам проповедуется, еще нищим благовествуется, еще милость Царя Небесного везде провозглашается, еще двери милосердия не затворены, еще благодать Божия всем отверста, еще Евангелие и Агнец Божий, «Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), проповедуется, еще царствие Божие возвещается; еще кающиеся грешники спасаются, и мытари, и прелюбодеи, очистившиеся покаянием, в царствие Божие входят; еще милосердный Бог всех отвратившихся к Себе призывает, и ожидает, и обещает милость; еще чадолюбивый Отец блудных сынов, из дальней страны возвращающихся, принимает, и двери дома Своего им отверзает, и в лучшую одежду их облекает, и дает перстень каждому на руку, и сапоги на ноги, и всей Своей святой семье велит радоваться о них: радуйтесь, Ангелы, и все избранные Мои! Грешники ко Мне обращаются, люди, создание Мое, по образу Моему и подобию сотворенное, погибшие спасаются, мертвые оживляются и заблудшие находятся. Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Бедные грешники! Почему мы медлим в далекой стране и не идем к Отцу нашему? Почему от голода гибнем? Почему беззакониями, как «рожками, которые ели свиньи» (Лк 15:16), питаемся? В доме Отца нашего всякое изобилие, там и наемники до избытка насыщаются. С великим усердием и желанием ждет нас Отец наш, и нас, возвращающихся к Нему издалека, любезно увидит, и милосердными очами воззрит на нас, и милы Ему будем, и так бросится нам на шею, и обнимет нас, и облобызает нас лобзанием любви Своей святой, и не будет нам выговаривать, и грехов наших и беззаконий наших не помянет, и начнут о нас радоваться и веселиться все святые Ангелы и избранные Его. Придем же в себя, и, восстав, пойдем и поспешим к Отцу нашему, и скажем Ему со смирением и сожалением: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк 15:18–19). Поспешим, поспешим, грешники, пока время не ушло, пока Отец ждет, пока двери дома Его святого не затворены! Покаемся, пока милосердие Божие действует, дабы не познать на себе правды Божией — вечного суда. Аминь.Слово 9: О воплощении Сына Божия