ыук

Псалом Асафу, 72

В этом псалме Пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки и неисследимы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: се сии грешницы и гобзующии). Просвещенный Духом Святым, Давид учит затем, какой будет конец самых нечестивых, чтобы, ясно осознавая это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в этой жизни (Афанасий, Ефрем).

1 Коль благ Бог Израилев правым сердцем.

 Правые сердцем это те, которые свою волю соглашают с Божиею волею, а не усиливаются склонить Божию волю к своей воле. Не желай и не усиливайся, чтобы Бог поступал во всем по твоему желанию, но делай то, что Богу угодно (Августин, Иоанн Тобольский).

2 Мои же вмале не подвижистеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя:

 Давид повествует о маловерных людях, колеблющихся в страданиях, разумея не ноги и стопы, но помыслы хромающие. Итак, кто греховно начал падать, пусть предупредит падение покаянием, не теряя надежды на человеколюбие Того, Кто восстановляет падших (Феодорит, Златоуст).

3 Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря.

 Мир и высокое счастье людей злоречивых и беззаконных смущает нередко многих людей. Знай же, что иногда и разногласие лучше мира и надобно пренебрегать самим миром: таков мир людей беззаконных (Григорий Богослов, Иоанн Кронштадтский).4 Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их. Нет памятования смерти у них и ненадолго приближается к ним скорбное (Феодорит).5 В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Нечестивии не разделяют трудов человеческих и не имеют нужды ежедневно работать для снискания себе необходимого: потому что труд рук человеческих налагается на людей как бы вместо наказания. Но есть и другие виды отмщений Божиих, которыми поражаются превозшедшие самую высшую степень зла, и на которые были осуждены Дафан, Авирон, Корей, а также все, творящие неподобное (Рим. 1, 26-28), по причине ожесточения сердец их от долговременного пребывания во грехе (Афанасий, Кассиан).6 Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. От наслаждения всеми благами впали они в гордыню и надмение, и увлеклись в большие беззакония. Чего надлежало бы стыдиться, в том они поставляют свою честь (Феодорит, Исихий).7 Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца.8 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: Законопреступное благоденствие произвело в душе их любовь к лукавству, а от этого помыслиша и глаголаша в высоту неправду – хулу на поругание славы Божией (Василий В., Афанасий).9 Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Изрекают хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земли (Афанасий).10 Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. Некоторые верные, но немощные духом, соблазняясь благоденствием нечестивых, скорбят о своем убожестве (Димитрий).