ыук

22 Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день.

 23 Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

 Умоляют Бога сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине беззакония врагов (Феодорит).

1 В конец, да не растлиши,

псалом песни Асафу, 74

 Божественный Псалмопевец заключает в псалме этом пророчество о скончании мира и о праведном суде Божием, о наказании грешников и о чести праведных. Поэтому призывает всех взирать в конец жизни и не растлевать себя нечистыми помыслами и грехами (Феодорит).

2 Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя.

Желая призвать Бога на помощь, мы должны приносить Ему двоякое исповедание словами и делами: словами – в молитве, а делами – в отступлении от грехов, в которых мы исповедываемся и раскаиваемся. Ибо тогда Бог принимает наше призывание как от очищенных (Исихий).3 Егда прииму время, Аз правоты возсужду.Это говорит Спаситель к малодушным, требующим по закону справедливости незамедлительного воздаяния нечестивым: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде».4 Растаяся земля и вси живущии на ней: Аз утвердих столпы ея.Говорится о кончине мира, когда земля будет таять как воск от огня гнева Божия (см. 2 Петр. 3, 10), но Господь снова утвердит ее, – и будет земля нова (2 Петр. 3, 13). Пророкам обычно прошедшее время употреблять вместо будущего (Феодорит).5 Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога.6 Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду:Господь говорит, что не хочет Он наказывать, но предсказывает наказание, чтобы люди возненавидели всякое беззаконие и позаботились о скромном и праведном образе мыслей. Ибо величайшее нечестие – грешить и этим воздвигать рог, т.е. гордиться (Феодорит).7 Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор.Ни на исходе (востоке), ни на западе, ни в пустых горах невозможно будет скрыться грешным в день Страшного суда Божьего (Афанасий).8 Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит.Учит, что перемены в жизни каждого человека бывают по божественному определению (Феодорит).9 Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли.Чаша в руце Господни означает праведное воздаяние, которое справедливо испиют вси грешнии земли. Господь как бы выжимает в чашу плоды каждого человека – и добрые и злые, и растворяет зло добром. И у кого дрождие не истощаются, т.е. грехи пребывают, те и испиют свои собственные худые дела. Ибо Бог наподобие врача посылает наказание на тех, которые нуждаются в горьком противоядии для избавления внутреннего зла (Григорий Богослов, Афанасий, Пелусиот, Евсевий).