том 4, книга 2(ч2 на Бытие)

БЕСЕДА 58. Ободрение Иакова чрез явление полка Ангелов и продолжающийся страх его пред Исавом; молитва к Богу отцев о помощи, а вместе с тем отправление даров Исаву; новое ободрение чрез Боровшагося с Иаковом и перемену имени его на „Исраиль". Почему Бог и Ангелы являлись праведникам в образе людей? Проявления смирения и угождения со стороны Иакова пред Исавом. Увещание кротости и смирению в отношении к враждующим.

БЕСЕДА 59. Умеренность Иакова в приобретении участка земли и обличение современников святителя в любостяжании; вред богатства для детей. Безчестие Дины и гибельность юношеских страстей, требующих обуздания чрез законный брак. Страх Иакова и переселение в Вефиль для совершения жертвоприношения. Увещание заботиться о чистоте юношей.

БЕСЕДА 60. Безопасность Иакова, как стяжавшего вышнюю помощь, и новое Богоявление ему в Лузе. Человекообразные выражения о Боге не нужно понимать буквально. Путешествие Иакова от Вефиля в Хеврон и события этого времени. Увещание слушателей - быть неусыпными, сохранять чистоту совести и умерщвлять плоть.

БЕСЕДА 61. Злоба и зависть к Иосифу его братьев и любовь к нему отца. Зависть - великое зло. Иосиф - прообраз будущего. Продажа Иосифа измаильтянам, по вышнему усмотрению, послужила к прославлению страдальца. Велика сила добродетели и безсилие порока.

БЕСЕДА 62. Брак Иуды с хананеянкою Савою; брак Ира, а затем Авнана с Фамарью; рождение у последней от Иуды близнецов: Зара - прообраз Церкви, Фарес - закона. Рабство Иосифа в Египте и его благополучие в рабстве. Искушение Иосифа чрез жену египтянина, великая победа целомудрия и заключение в темницу. Увещание - подражать добродетелям дивного Иосифа.

БЕСЕДА 63. Божественная помощь Иосифу в темнице и истолкование снов виночерпия и хлебодара. Истолкование Иосифом снов фараона по божественному откровению. Никакия случайности не могут служить препятствием к выполнению божественных намерений. Поэтому в скорбях не будем унывать, а будем питаться упованием на Бога.

БЕСЕДА 64. Действия Иосифа, как правителя Египта, и рождение у него двоих сыновей. Прибытие его братьев в Египет; намеренно строгое обращение с ними Иосифа и пробуждение у них сознания в грехе. Второе путешествие сыновей Иакова вместе с Вениамином и испытание любви братьев к Вениамину. Открытие себя Иосифом пред братьями и возвращение их к отцу. Увещание любить врагов.

БЕСЕДА 65. Животворное действие на Иакова известия о том, что жив Иосиф, решимость его отправиться в Египет; жертвоприношение у кладязя клятвенного и утешительное Богоявление Иакову. Представление фараону братьев и отца Иосифа. Действия последнего в Египте во время голода; освобождение жреческой земли от подати фараону и увещание - оказывать честь служителям Божиим и терпеливо переносить посылаемые Богом искушения.БЕСЕДА 66. Почему Иаков желал быть похороненным в земле отцев? Истинное нечестие - смерть не на чужбине, а в грехах. Поклонение Иакова на конец жезла его и благословение сыновей Иосифа. Увещание оставлять детям в наследство сокровище, состоящее не в богатстве, а в добродетели и благословении Божием. Хорошо богатство без греха.БЕСЕДА 67. Объяснение пророческого благословения Иакова своим сынам по порядку их рождения. Таинственный смысл благословения Иуде. Смерть и погребение Иакова. Почему в древнее время был сильный плач об умершем! Незлопамятность Иосифа и завещание его братьям. Заключение с нравственным увещанием.БЕСЕДА 42 "И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]" (Быт.18:16).1. Во вчерашнем чтении мы видели, возлюбленные, великое гостеприимство праведника; сегодня, продолжая далее, узнаем опять о силе любви и сострадательности праотца. Всякая добродетель достигала у этого праведника высшего совершенства; он был не только любвеобилен, не только страннолюбив и сострадателен, но и все другие добродетели являл в себе с избытком. Нужно ли тебе представить пример терпения? Ты найдешь, что он достиг здесь крайней высоты. Или (пример) смирения? Опять увидишь, что и здесь он ни от кого не отстает, но скорее всех превосходит. Нужно ли показать веру? И в этом отношении он опять прославился более чем кто-либо другой. Его душа в живых образах представляет в себе различные виды добродетели. Какое же найдем мы для себя оправдание, когда один (этот) человек имеет в себе все добродетели, а мы – так пусты сами в себе, что не заботимся ни об одной? Ведь мы бедны добрыми делами не оттого, что не можем, а оттого, что не хотим (делать добро); и ясным этому доказательством служит то, что много из подобных нам по природе людей сияют добродетелями. Да и то самое, что праотец, живший и прежде благодати и прежде закона, сам собой, при помощи одного естественного разума, достиг такой степени добродетели, – это самое лишает нас всякого извинения. Правда, может быть, кто-нибудь скажет, что этот муж пользовался особенным попечением от Бога, и что Господь всяческих являл о нем дивное промышление? Действительно так; и я это признаю. Но если бы со своей стороны он сам предварительно не сделал того, что от него зависело, то не мог бы и от Господа пользоваться таким попечением. Итак, не смотри на это одно [т.е. что Авраам видел над собой такой дивный промысел Божий], но в каждом обстоятельстве его жизни, обрати внимание на то, как предварительно сам праотец во всем проявлял собственную добродетель, и затем уже удостаивался благоволения и помощи от Бога. На это я не раз обращал ваше внимание. Так, при переселении его из отечественной земли, не получив от предков никаких семян благочестия, он сам собой показал в себе великую любовь к Богу. И затем, лишь только переселившись из Халдеи и тотчас получив повеление идти из своей земли в чужую, он не поколебался, не стал отлагать (до другого времени), но немедленно исполнил повеление, и, не зная даже того, где окончится его странствование, стремился к неизвестному, как к известному, почитая выше всего повеление Божье. Видишь, как с самого начала он сам первый делал со своей стороны то, что было должно, и затем уже следовало каждый раз обильное воздаяние благ от Бога. Таким же образом и мы, возлюбленные, если хотим пользоваться благоволением свыше, поревнуем праотцу и не будем уклоняться от добродетели, но, усваивая себе каждую из добродетелей, будем подвизаться в ней с таким усердием, чтобы недремлющее свыше Око преклонить к воздаянию награды. А Ведущий сокровенные помышления наши, как скоро видит, что мы являем в себе здравый ум, и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества и подавая нам щедрые награды. Ничего подобного ты не найдешь на олимпийских состязаниях. Там учитель борьбы стоит, оставаясь только зрителем борцов, и ничего другого не может сделать, а только выжидает, на чьей стороне будет победа. Не так – Господь наш: Он Сам помогает нам, и руку Свою простирает, и с нами вместе борется, и как бы Сам, со всех сторон одолевая противника, предает его в наши руки, все делает и устраивает так, чтобы мы могли устоять в борьбе, и одержать победу, а Он – возложить на главу нашу неувядаемый венец. "Прекрасный венок", сказано, "для головы твоей и украшение для шеи твоей" (Прит.1:9). Венец, получаемый после победы на олимпийских состязаниях, состоял не в ином чем, как в лавровых листьях, рукоплесканиях и народных кликах, и все это, с наступлением вечера, увядало и погибало. А венец за добродетель и труды ради нее не есть чувственный, не разрушается, как все прочее, в этом мире; это – венец неизменный, бессмертный, пребывающий во все века. Труд – только на короткое время, а воздаяние за труды не имеет конца, не уступает силе времени, не увядает. И чтобы вам убедиться в этом, вот посмотрите: сколько лет и сколько поколений прошло с того времени, как жил праотец (Авраам), и, однако же, венцы его за добродетель блистают так, как будто только вчера, или сегодня начали блистать, и до конца мира он будет служить к назиданию всех благочестивых людей.2. Итак, имея в лице патриарха такой пример добродетели, будем подражать ему. Вспомним, наконец, хотя поздно, свое достоинство, и подражая праотцу, подумаем о своем спасении, приложим всякое старание, чтобы не тело только наше было здорово, но чтобы и душа исцелилась от разнообразных ее недугов. И недуги души нам еще удобнее уврачевать, чем болезни тела, если только мы захотим быть воздержанными и бодрствовать. Так, если нас возмущает какая-нибудь страсть, но мы благочестивым умом представим себе будущий день страшного суда, и будем иметь в виду не настоящие удовольствия, но последующие за ними мучения, то страсть тотчас отступит от нашей души и оставит ее. Не будем же беспечны, но, зная, что нам предстоит подвиг и борьба, и что нам нужно быть готовыми на брань, постоянно будем сохранять свой дух крепким и бодрым, чтобы, пользуясь помощью свыше, могли мы стереть главу лукавого зверя, т.е. я разумею – наветника против нашего спасения. Сам Господь обещал нам это, говоря: "се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" (Лк.10:19). Итак, умоляю, будем бодрствовать, чтобы, шествуя в добродетели по следам этого праотца, могли мы удостоиться таких же, как он, венцов, упокоиться в лоне его, и, избегнув вечного огня, удостоиться будущих неизреченных благ. А чтобы придать вам больше ревности и возбудить вас к подражанию этому праведнику, начнем опять беседу к вашей любви о событиях его жизни, какие следуют по порядку. Итак, после того щедрого гостеприимства, ценного не по качеству или количеству яств, но по усердию, Господь, приняв с благоволением радушие праведника, тотчас и воздал ему за страннолюбие. Между тем праотец узнал, кто был Пришедший и каково Его могущество и, когда странники вознамерились устремиться оттуда на разрушение Содома, последовал за ними, "провожая их", как сказано (Быт.18:16). Посмотри теперь, как человеколюбив Господь, какое Он делает снисхождение праведнику, оказывая ему честь и вместе с тем желая обнаружить всю добродетель, сокрытую в душе его. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре] (ст. 16). Это сказано об ангелах, потому что здесь, в куще Авраама, явились вместе и ангелы и Господь их. Но потом ангелы, как служители, посланы были на погубление тех городов, а Господь остался беседовать с праведником, как друг беседует с другом, о том, что намерен был сделать. Итак, когда ангелы ушли, "сказал" (сказано в Писании) "Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать" (Быт.18:17). Какое великое снисхождение Божье, и как эта почесть, оказанная праведнику, превосходит всякое слово! Смотри, как Он беседует с праведником точно как человек с подобным себе человеком, показывая нам этим, какой чести удостаиваются от Бога люди добродетельные. А чтобы ты не подумал, что столь великая почесть праведнику есть дело единственно благости Божьей, смотри, как божественное Писание научает нас, что праведник и сам собой заслужил такую честь, с полным послушанием исполняя повеления Божьи. Именно, Господь, сказав: "утаю ли Я от Авраама, что хочу делать", не тотчас, однако же, говорит о том, что имело быть; иначе следовало бы Ему прибавить и сказать, что Он намерен предать огню Содом. Впрочем, нужно обратить внимание еще и вот на что (потому что не надобно оставлять без внимания ни одного слова, ни одной черты во всем том, что заключается в божественном Писании): сколько, думаешь, почести в этих самых словах: "Авраама раба моего"? Какая любовь, какое благоволение! В этих-то особенно словах оказывается все преимущество и вся честь праведника. Потом (как я уже упомянул), сказав: "не утаю", не тотчас прибавляет и говорит, что будет, а что? Чтобы мы знали, что не без причины и не напрасно Он показывает столь великое попечение о праотце, Господь говорит: "от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем" (Быт.18:18-19). О, как велико человеколюбие Господа! Так как после этого Он намерен был сказать и о разрушении Содома, то предварительно ободряет праотца, возвещая ему величайшее благословение, т. е., что от него "произойдет народ великий", а вместе с тем показывает ему, что такую награду получит он за свое боголюбивое сердце. Подумай же, какова добродетель праотца, когда сам Бог говорит: "ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним". Вот великое воздаяние за добродетель! Не за то только получает праотец награды, что сам подвизался в добродетели, но удостаивается щедрого воздаяния и за то, что заповедал те же добродетели своим потомкам. Таким образом, он и на будущее время для всех сделался наставником, потому что кто первый полагает начало и начинает дело, тот будет виновником и того, что впоследствии произойдет от этого дела.