том 5, книга 2(на Псалмы)

Что значит: "ко всем"? И к грешникам, говорит, и к живущим в беззакониях. Не одни праведные, делающие добрые дела, или кающиеся, но все тем самым, чему они подвергаются, возвещают милость и благость Его. Если кто спросит меня: кому Бог оказал благость? – то я скажу: не Авелю только, но и Каину, не Ною только и детям его, но и погибшим от потопа; Он все дает по человеколюбию. А чтобы ты убедился, что Он благ ко всем, рассмотри вот эти события. Не делом ли великой благости, скажи мне, было то, что братоубийцу, дерзнувшего на такое убийство, осквернившего руку кровью и поправшего божественные законы, Он предал такому наказанию, которое составляет больше вразумление, нежели наказание, дабы и самого грешника продолжительностью времени очистить от сделанного греха, и других научить тем, чему он подвергся? Не делом ли великой благости, скажи мне, было то, что современников потопа, бывших неисцелимо больными и не исправлявшихся ни угрозами, ни внушениями и ничем другим, Он удержал от зла, употребив общий долг природы вместо врачества, и наведши на них легчайшую смерть посредством воды? Впрочем, выражение: "на всех делах" можно относить не только к людям, но и ко всему видимому и к животным бессловесным; даже если бы кто вознесся к ангелам и архангелам, то и там увидел бы великую благость Божию, великое милосердие. На всякое творение простирается великое человеколюбие Его. Это сознавал и пророк и потому присовокупил: "да поведают о Тебе, Господи, все творения Твои, и преподобные Твои да благословят Тебя" (ст. 10), т.е. пусть благодарят Тебя, пусть воссылают Тебе хвалы и те, которые получили дар слова, и те, которые не имеют голоса. Каждое из безгласных существ сотворено так, что, не смотря на свое безгласие, может славословить Бога собственною своею природою, чрез видящих его и пользующихся им людей. Эти существа прославляют Творца своею природою, а люди – и поведением и делами, на что указывает и пророк, прибавляя: "преподобные Твои да благословят Тебя". "Преподобными" он называет здесь людей святых, исполняющих заповеди Божии, недоступных для грехов и нечестия. "Славу царства Твоего изрекут и о могуществе Твоем поведают" (ст. 11).

Что значит: "славу изрекут"? Т.е. совершенство, человеколюбие, попечение, неимение нужды в подвластных Ему, столь великое промышление о них, неприступность света, неизреченность существа, непостижимость Его. "И о могуществе Твоем поведают", т.е. воспоют непобедимую и непреодолимую силу Твою – не потому, чтобы Ты нуждался в этих песнопениях и хвалах, но как для блага самих воспевающих, так и для того, чтобы научить других и сделать их общниками славословия. Потому он и продолжает: "чтобы возвестить сынам человеческим о силе Твоей и великолепной славе царства Твоего" (ст. 12). Этим он показывает, что Бог допускает славословия для того, чтобы другие познали могущество Его. Так, велика сила Его, велика слава, велико благолепие, велико и неизреченно, превосходит всякое слово и побеждает всякий ум; но самая великость и неизреченность Его требует, чтобы кто-нибудь научал людей, по причине безумия многих. И солнце есть самая светлая звезда, – однако больные глазами не видят света его; так точно и промысл Божий яснее всякого солнца, – но люди с превратными мыслями и закрытым слухом имеют нужду в великом попечении, чтобы раскрылся ум их.

4. Итак, нужно постоянно повторять им и внушать учение об этом. Далее, так как пророк, сказав о славе царствия Божия и великолепии, оставил это без объяснения, он опять возвращается к тому же и по возможности объясняет, какова эта слава, и говорит: "царство Твое – царство всех веков и владычество Твое – во всех родах. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих" (ст. 13), – не настоящих только, но и грядущих; оно бесконечно, беспредельно, и одно только вечно. "И владычество Твое – во всех родах". Смотри, как и здесь выражается бесконечность царства Божия; оно простирается на всю вселенную, на все века, на все времена. "Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих". Сказав о бесконечности царства Божия, об его крепости, твердости, непоколебимости, он говорит и о непреложности изречении Его. Слово: "верен" значит: тверд, истинен. Если же Бог верен, то сказанное Им непременно сбудется. Как царство Его неразрушимо и беспредельно, так и слова Его тверды и непоколебимы; первое никогда не прекращается, и последнее никогда не остаются без действия. Если же они не остаются без действия, то непременно должны сопровождаться делами. Даже, если когда Бог сказал что-нибудь, и не исполнилось, то и это служит доказательством истинности Его. "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему" (Иер.18:7-8). Подобным образом и о благодеяниях говорит: благое скажу, и если изменятся, то и я изменю сказанное о них (Иер.18:10). "И свят во всех делах Своих". Что значит: "свят"? Безукоризненный, правый, чистый, непорочный, не подающий никому никакого повода к осуждению Его. "Подкрепляет Господь всех падающих и восстановляет всех низверженных" (ст. 14). Сказав о царстве Божием, что оно беспредельно, об изречениях Его, что они истинны, о делах Его, что они безукоризненны, о славе и великолепии, Псалмопевец говорит опять о человеколюбии Его, так как и то самое составляет величайшую славу Его царствия, что Он не только поддерживает стоящих, но бодрствует и над готовыми упасть, чтобы этого не случилось с ними, и поднимает лежащих, и притом, – что особенно удивительно, – поднимает всех, не одного кого-нибудь, а всех, хотя бы то были рабы, хотя бы бедные, хотя бы незнатные, хотя бы происходящие от незнатных. Он – Господь всех; Он не проходит мимо лежащих и не презирает колеблющихся. Так поступает Он со всею природою, так и с каждым порознь. Если же некоторые из лежащих не восстают, то не по вине Его, желающего восстановить всех, но по вине самих нехотящих встать. Так Господь хотел восстановить и падшего Иуду и для того сделал все с Своей стороны, но он сам не хотел этого. Так Он восстановил падшего Давида и сделал его крепким; восстановил и Петра, готового пасть; а как, послушай. "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лк.22:31,32). Далее Псалмопевец говорит о другом виде благодеяния, потому что разнообразно и многоразлично попечение Божие. "Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно" (ст. 15). Видишь ли, как он показал, что "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его"? Как в Евангелии сказано: "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5:45), так и здесь он выражает тоже словами: "и Ты даешь им пищу благовременно". Действительно, не дожди, земля и воздух, но повеление Божие всегда произрещает плоды.

Слово: "благовременно" означает, что все распределено по временам и производится в разные сроки. И это много доказывает премудрость Его, что Он производит не все вместе и вдруг, но разделяет пищу по временам целого года, так, чтобы и земледелец имел отдых, и произведения земли не портились. Итак слово: "благовременно" означает или то, что мы сказали выше, т.е., что все распределено по временам, или то, что Бог дает пищу нуждающимся и имеющим недостаток. Но, скажешь, как он говорит: "очи всех на Тебя уповают", когда есть много людей, живущих в нечестии, которые утверждают, что все существует само по себе? Он говорит здесь о сущности дела, подобно тому, как и в другом месте говорит: "и птенцам ворона, призывающим Его", хотя эти птенцы – животные бессловесные (Пс.146:9); и еще: "молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе", хотя и эти также бессловесны и сами просить не могут (Пс.103:21). Здесь он говорит о сущности дела; так надобно сказать, имея в виду не желание их, а сущность дела. "Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему)" (ст. 16). "Рукою" он называет деятельность и силу подающую, всеми способами внушая тебе, что произрастание плодов зависит не от стихий, а от промысла Божия; и вместе с тем показывает, как это легко для Бога: "открываешь", говорит, "руку Твою". Так как тогдашние люди, оставив Виновника всего, покланялись воздуху и солнцу и думали, что от этого происходят плоды, то Псалмопевец, желая возвести их к верховному началу, Виновнику и Владыке всего этого, часто говорит так, внушая, что все зависит от Его десницы, что все блага происходят от Его промысла.

5. "Насыщаешь", говорит здесь пророк, "по благоволению", т.е. благоугождения, так что каждое животное удовлетворяется, по желанию своему, потребным ему. Бог не просто дает пищу, но, сколько полезно каждому, сколько каждое желает, сколько нужно для удовлетворения. Смысл этих слов следующий: Ты даешь и бессловесным, и людям, и всем так, как приятно каждому, как угодно каждому, и удовлетворяешь так, что ни в чем не бывает недостатка. Поэтому он и говорит: "насыщаешь все живущее по благоволению". "Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих" (ст. 17). "Путями" он называет здесь распоряжения Божии, промышление, попечение, с каким Он благоустроил все. Все дела Его, говорит, достохвальны, исполнены чудес, не подают никому никакого повода к осуждению, хотя иные и беснуются и безумствуют. Дела Его в сущности своей таковы, что они сияют, блестят, проповедуют Создателя, Его промысл, попечение, человеколюбие, правду, святость. "Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его истинно" (ст. 18). Вот и другой вид промышления, главное из благ. Сказав о благах общих, подаваемых и неверным, о пище, о дождях, пророк говорит теперь о благах, подаваемых особенно верным. Какие же это блага? То, что Господь находится близ их, т.е. охраняет их, печется о них и промышляет гораздо больше, нежели о других, благоволит к ним, милостив и благосклонен к ним, открывает им блага по преимуществу. "Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их" (ст. 19). Но, скажешь, Павел хотел, чтобы отступил от него ангел сатанин, т.е. искушения, скорби, гонения, и, однако, Бог не сделал этого. Нет, сделал, потому что когда Павел узнал, что он просил не полезного для себя, то по действию Божию стал снова желать и сильно желать скорбей, и потому говорил: "благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях" (2Кор.12:10). Если же прежде он желал противного, то желал по неведению; а когда узнал, что этого хочет Бог, то и сам стал находить в том удовольствие. Не иного желает воля Божия, и иного воля боящихся Его; если же иногда они сами, как люди, желают чего-нибудь несогласного с волею Божиею, то после исправляются. "Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит" (ст. 20). И то не малое дело промысла – охранять, доставлять безопасность, проявлять Свое промышление. "Грешниками" пророк называет людей неизлечимо больных, не желающих исправиться. Если же кому-нибудь и из любящих Его Он попускает подвергаться смерти, то и это для сохранения их, как случилось с Авелем, потому что хотя тела их разрушаются, но по душе они делаются более светлыми, а после получат и тела нетленные. Таким образом, изобразив разные виды промышления Божия, сколько можно было изобразить словом, общие, частные и особенные о святых, попечение о колеблющихся, промышление о лежащих, долготерпение, исправление грешников, хранение святых, Псалмопевец заключает, свою речь опять славословием, призывает всю вселенную к общению в славословии и говорит: "хвалу Господу изрекут уста мои, и да благословит всякая плоть имя святое Его во век и в век века" (ст. 21), Видишь, как он, движимый благоговейным расположением, призывает не только получающих благодеяния, но и подвергающихся наказаниям, – ведь и это знак промышления, – не только людей, но и бессловесных животных, и стихий, и все бездушные твари, – потому что все исполнено благости Божией. Не перестанем же и мы словами и делами постоянно прославлять Бога столь благого, столь человеколюбивого, везде распространяющего Свои благодеяния, чтобы нам получить и настоящие и будущие блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 145

1 Аллилуиа, аггеа и захарии. Хвали, душе моя, Господа: 1 Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвали, душа моя, Господа. 2 восхвалю Господа в животe моем, пою Богу моему, дондеже есмь. 2 Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую. 3 Не надeйтеся на князи, на сыны человeческия, в нихже нeсть спасeния. 3 Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения. 4 Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. 4 Выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все замыслы его. 5 Блажен, емуже Бог иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, 5 Блажен, кому Бог Иакова - помощник, и у кого упование - на Господа Бога Своего, 6 сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в вeк, 6 Который сотворил небо и землю, море и все, что в них, хранит истину во век, 7 творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь рeшит окованныя: 7 Совершает (правый) суд для обижаемых, дает пищу алчущим. Господь разрешает окованных; 8 Господь умудряет слeпцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. 8 Господь умудряет слепых, Господь поднимает низверженных, Господь любит праведников. 9 Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грeшных погубит. 9 Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет и путь грешных погубит. 10 Воцарится Господь во вeк, Бог твой, сионе, в род и род. 10 Господь во век будет царствовать. Бог Твой, Сион, в род и род!

1. Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, – хвалою и славословием. Это не мало способствует очищению души. "Хвалою" же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: "да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16); также и Павел: "прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших" (1Кор.6: 20). И как в предыдущем псалме пророк говорил: "всякий день буду благословлять Тебя" (Пс.144:2), так и здесь: "буду петь Богу моему, пока существую". Потом, опять желая сделать других людей участниками в славословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. "Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения" (ст. 3). Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: на того, кто не может спасти (τω̃ μὴ έχοντι σω̃σαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что значит: "в коих нет спасения"? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней. Это означают последующие слова: "выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все замыслы его" (ст. 4). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): предположения его (προθέσις). Смысл этих слов следующий: кто не может защитить самого себя, тот, как может спасать других? Нет ничего слабее и ненадежнее такой надежды. Это показывают сами дела. Павел, беседуя о надежде на Бога, сказал: "а надежда не постыжает" (Рим.5:3).Не таковы дела человеческие, они слабее тени. Не говори мне, что такой-то человек – начальник. И начальник в этом отношении не имеет никакого преимущества пред обыкновенным человеком; он подлежит такой же неизвестности. Даже, если можно сказать нечто удивительное, потому особенно и не должно надеяться на него, что он – начальник. Такая власть весьма непрочна.Впрочем, пророк, оставив все это, – потому что многие избегали подобных случаев, – указывает на то, что не подлежит сомнению, на смерть. Если даже, говорит, все будет у тебя идти благополучно, если он будет доброжелателен к тебе, благосклонен и готов на воздаяния, то, окончив жизнь среди обещаний, он оставляет тебя с пустыми надеждами, потому что ему не достало жизни для исполнения обещания. Если же он даже не имеет достаточно жизни для исполнения обещания, но жизнь его прерывается прежде исполнения, то ты прибегаешь к ненадежной помощи. Или вы не знаете, что так случилось со многими, и когда падал покровитель их, они, лишившись помощника, терпели от этого большее падение? Но что я говорю о непрочности и неисполнении обещаний, когда недолго остается и сам виновник их? "И возвратится", говорит пророк, "в землю свою". Если он погибает, то тем более обещания его. Потому пророк и прибавляет: "в тот день погибнут все замыслы его", выражая, что не только обещания его не достигнут исполнения, но погибнет и сам обещающий. Что же затем он делает? Отклонив надежды человеческие, он указывает безопасную пристань и несокрушимую крепость и предлагает совет. Это и есть превосходнейший способ увещания – отклонять от слабого и приводить к твердому, уничтожать ложное и представлять истинное, обличать вредное и показывать полезное. "Блажен, кому Бог Иакова - помощник, и у кого упование - на Господа Бога Своего" (ст. 5). Видишь ли важность совета и увещания? Под именем блаженства он разумеет все блага и показывает безопасность этой надежды. Назвав блаженным надеющегося на Бога, он говорит потом о силе Помощника, объясняя, каков человек, и каков Бог; тот погибает, а Этот пребывает, и не только Сам пребывает, но и дела Его. Потому он и присовокупляет: "Который сотворил небо и землю, море и все, что в них, хранит истину во век" (ст. 6).2. Если же дела Его постоянны, то тем более Сам Он неизменяем и всемогущ; сами дела Его доказывают Его силу и то, что Он таков. Но если Он, при неизменяемости и всемогуществе, не желает? Многие неразумные говорят это. Но, смотри, как пророк уничтожает такое сомнение. Сказав: "Который сотворил небо и землю, море и все, что в них, хранит истину во век", он присовокупляет: "совершает (правый) суд для обижаемых, дает пищу алчущим. Господь разрешает окованных" (ст. 7). Смысл слов его следующий: в том и состоит дело Божие, обыкновенное и особенно Ему свойственное, чтобы не оставлять без внимания обижаемых, не проходит мимо притесняемых, подавать руку помощи тем, кому строятся козни; и это постоянно. Поэтому он говорит: "во век", указывая на это, и не только на это, но и на то, что следует далее. "Дает пищу алчущим. Господь разрешает окованных. Господь умудряет слепых" Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): просвещает (φωτιζει). "Господь умудряет слепых, Господь поднимает низверженных, Господь любит праведников. Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет и путь грешных погубит" (ст. 8, 9). Видишь ли, как он всяким образом доказывает, что промышление Божие простирается на все, что Его дело – избавлять от бедствий, утолять голод, освобождать от уз? Впрочем, это отчасти могут делать и люди; но следующее – нет. Он исцеляет, говорит, слепоту, восстановляет падших, прославляет сияющих добродетелью, спасает беззащитных, утешает и ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдовства. Потом, сказав: "любит праведников", показывает, что Бог многим помогает даже за одно только несчастье. Так, алчущих Он питает потому, что они алчут, хотя в этом нет добродетели; связанных разрешает потому, что они связаны, хотя и это не добродетель, а несчастье; слепым дает зрение по причине слепоты, хотя и это не заслуга, а несчастье, – равно как и расслабление, и странничество, и сиротство, и вдовство. Если же Он помогает находящимся в несчастьях, то тем более подвизающимся в добродетели. Итак, если Он и может и хочет, и все дела Его постоянны, если Он и принимает добродетель и милует за несчастья, то почему ты не оставляешь защитника ненадежного, слабого, тленного, и не прибегаешь к сильному и непобедимому, Который не укоряет за несчастья, но избавляет от них, и может сделать все, чего хочет? Посмотри, с какой точностью выразился пророк и в последних словах. Он не сказал: грешников погубит, но "путь" их, т.е. дела их. Бог не отвращается от существа, но ненавидит пороки. "Господь во век будет царствовать. Бог Твой, Сион, в род и род!" (ст. 10). Если же Он царствует постоянно и пребывает вечно, то не должно сомневаться; но если Он не сделал воздаяния здесь, то отлагает его до большего воздаяния. Итак, не будем смущаться и беспокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу; и когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас же требовать воздаяния, но также будем полагаться на Его волю, потому что, если Он откладывает, то после делает большее воздаяние. Будем же благодарить Его за все и постоянно воссылать Ему хвалу. Таким образом и настоящую жизнь мы проведем в великой безопасности, и достигнем неизреченных благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, со безначальным Его Отцем и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 146 1 Аллилуиа. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. 1 Аллилуия. Хвалите Господа! Ибо псалмопение - благо, да будет приятным Богу нашему хваление! 2 Зиждай иерусалима Господь: разсeяния Израилева соберет: 2 Господь, зиждущий Иерусалим, соберет рассеянный народ Израиля. 3 изцeляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их: 3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их, 4 изчитаяй множество звeзд, и всeм им имена нарицаяй. 4 Исчисляет множество звезд и всем им имена нарекает, 5 Велий Господь наш, и велия крeпость его, и разума его нeсть числа. 5 Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его непостижим. 6 Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грeшники до земли. 6 Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли. 7 Начните Господеви во исповeдании, пойте Богови нашему в гуслех: 7 Начинайте Господа прославлять, пойте Богу нашему на гуслях, 8 одeвающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человeком: 8 Одевающему небо облаками, приготовляющему для земли дождь, произращающему на горах траву и злак на службу людям, 9 дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым его. 9 Дающему скотам пищу их и птенцам ворона, призывающим Его. 10 Не в силe констeй восхощет, ниже в лыстeх мужеских благоволит: 10 Не силу коня Он любит и не к (быстрому) бегу мужа благоволит, 11 благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его. 11 Благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его. 1. Выше, в сто сорок четвертом псалме, пророк говорил: "Велик Господь и весьма славен" (Пс.144:3), и много беседовал о славе Его, а здесь показывает, что и самое славословие есть "благо", и само псалмопение бывает источником бесчисленных благ. Оно отрешает ум от земли, окрыляет душу, облегчает и возвышает нас. Поэтому и Павел говорит: "исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Ефес.5:19). "Да будет приятным Богу нашему хваление!". Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз) говорит: аллилуиа, потому что благо – песнь Богу (αλληλούια, δτι καλὸν ωδὴ τω Θεω̃). Что значит: "да будет приятным Богу нашему хваление"? Да будет, говорит, благоприятно. Для того, чтобы хвала была приятна Богу, недостаточно только петь, а нужны и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Мне кажется, что этот псалом относится к возвращению из плена вавилонского, как видно из дальнейших слов. Псалмопевец продолжает: "Господь, зиждущий Иерусалим, соберет рассеянный народ Израиля" (ст. 2). Хотя отпустил их Кир, но все это совершилось не по его рассуждению, а по мановению Божию. Другой переводчик (Симмах), вместо: "зиждущий", сказал: созиждет, а вместо: рассеяния – изгнанных (οικοδομήσει… τοὺς εζωσμένους). Почему же пророк говорит так? Потому, что они не все вдруг возвратились, но собирались после отпуска мало-помалу.