Творения, том 7, книга 2

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 21:33-46. Толкование притчи о винограднике. - Христос предрекает отвержение иудеев и принятие язычников. - Иудеи сами виновны в своей погибели. - Блага будущие должно предпочитать настоящим. - Жизнь монашеская вожделеннее мирской жизни. - Описание образа жизни монахов. - Сравнение удовольствий, даваемых театром и монастырем. - Увещание поучаться жизни среди монахов.

БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 22:1-14. Сходство и различие притчей о винограднике и о брачном пире. - Почему царство небесное называется браком. - Три вины иудеев. - Попечение Божие об иудеях и их непризнательность. - Отвержение иудеев и призвание язычников. - Призвание бывает по благодати; должно соответствовать благодати послушанием. - Должно заботиться об одеянии души, не тела. - Указание на пример пустынников. - Простота жилища и трапезы монахов. - Безмятежность их жизни. - Презрение земных достоинств и отличий.

БЕСЕДА СЕМИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 22:15-33. Намерение иудеев уличить Христа в возмутительстве против власти. - Как обличает их Христос. - Кто были саддукеи. - Вымышленность их рассказа о жене, имевшей семь мужей. - Свойства и действительность будущего воскресения. - Изображение брани, подвигов и побед пустынников над пьянством и чревоугодием. - Сравнение трапезы сластолюбцев и пустынников.

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 22:34-46. Связь заповедей о любви к Богу и ближнему. - За что Христос похвалял вопрошавшего законника. - Христос утверждает учение о Своем Божестве. - Тщеславие обращает в свою пищу и добрые и худые дела. - Против тщеславящихся раздаянием милостыни. - Милостыня должна быть тайной. - Ищущий славы чрез милостыню навлекает на себя осуждение и бесславие.

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 23:1-13. Согласие Христа с Отцом. - Должно слушать учителей, хотя бы развращенных. - Учитель, преступающий закон, заслуживает особенного осуждения. - Жестокость и тщеславие фарисеев. - Что такое хранилища и воскрылия. - Учитель во всем должен являться образцом. - Христос предохраняет от любоначалия и внушает смирение. - Пример смиренномудрия показывают отшельники. - Образ жизни пустынников удаляет их от гордости. - Общественная жизнь не может служить извинением гордости.

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 23:14-28. Прикрывающий злые дела личиной благочестия заслуживает сугубого наказания. - Фарисеи были губителями желавших спасения. - Цель ветхоз. предписаний о внешних очищениях. - Добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина. - Против не заботящихся о душевной чистоте. - Против высматривающих в храме красивых женщин. - Сравнение нравов апостольского времени с современными. - Против женских нарядов, женитьбы из-за денег, развращающих поговорок.

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 23:29 -39. Почему Христос осуждает фарисеев за устроение гробниц пророков. - Фарисеи притворно осуждали своих отцов и превосходили их нечестием. - Невразумляющиеся наказанием других несут тягчайшее наказание. - Любовь Христа к иудеям и казнь за отвержение ее. - Позднее раскаяние иудеев не принесет им пользы. - Увещание заботиться о душе и лечить душевные недуги - в частности сребролюбие - у врачей духовных.

БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 24:1-15. Исполнение пророчества о разрушении храма. - Пророчество о бедствиях иудеев и искушениях апостолов. - Христос исправляет мнение учеников о времени конца мира. - Почему разрушение Иерусалима совершилось после распространения проповеди Евангелия. - Доказательством силы Христовой служит то, при каких тяжких условиях совершилась победа проповеди. - Против учения о круговращении времен и влиянии звезд на судьбу человека. - Доброе неведение лучше худого знания. - Тяжесть греха уменьшается или увеличивается в зависимости от обстоятельств и лица согрешающего.БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 24:16-31. Тяжесть бедствий иудеев по пророчеству Христа и по свидетельству Иосифа (Флавия). - Причина бедствий. - О каких избранных говорит Христос. - Время и образ второго пришествия. - Для чего явится крест. - Должно добровольно ради Христа делать то, что бывает с нами по необходимости. - Во Христе удовлетворение всех наших желаний и нужд. - Суетность и гибельность житейских попечений. - Необходимость будущего суда и наказаний.БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 24:32-51. Для чего Христос приводит пример смоковницы. - В каком смысле употреблено выражение род сей. - Истинность пророчеств Христа. - Христос знал день кончины мира. - Внезапность второго пришествия. - Почему оставлен в неизвестности день суда и смерти каждого человека. - Примеры выражений Христа и Бога Отца, показывающих Их неведение. - Для чего Бог говорит таким образом. - Для надлежащего пользования даром потребны благоразумие и верность. - Польза неизвестности дня суда. - О надлежащем употреблении богатства. - Должно преимущественно заботиться о добродетелях, приносящих пользу ближним. - Молитва, пост и девство заимствуют силу от милостыни. - Забота о спасении ближних неразлучна от заботы о собственном спасении.БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 25:1-30. Отличие притчи о девах от других подобных притч. - Девство, лишенное дел милосердия, осуждается наравне с прелюбодейством. - Кроме собственных дел ничто не может спасти нас. - Исправление по смерти не приносит пользы. - Отличие притчи о талантах, излагаемой у Матфея, от излагаемой у Луки. - Изъяснение притчи. - Все дары Божии должно употреблять на пользу ближним. - О надлежащем употреблении языка. - Увещание подражать в пользовании языком примеру Христа.БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 25:31 - 26:5. Описание страшного суда. - Смерть Христа есть торжество и избавление вселенной от зол. - Сколько было первосвященников. - Человеколюбие Христа. - Увещание подражать Его примеру. - О прощении обид. - Памятозлобие запрещается в ветхом завете. - Человек добрый не может потерпеть никакого вреда от обид.БЕСЕДА ВОСЬМИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 26:6-16. Три евангелиста говорят об иной жене, чем Иоанн. - Для чего упоминается о проказе Симона и называется имя города. - Чего искала жена. - Почему Христос допустил помазание миром. - От людей немощных не должно требовать высоких дел с самого начала. - Истиннолюбие евангелистов. - Злоба Иуды. - Сребролюбие - ужаснейшая из страстей. - Изображение сребролюбца. - Добродетельному никто не может причинить зла. - Бедность обогащает душу, богатство делает бедною.БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 26:17-25. Что разумеется под первым днем опресночным. - Для чего Христос посылает к неизвестному человеку. - Образ и дело обличения Иуды. - Иуда не был служителем домостроительства спасения. - Для чего Бог попускает родиться злым. - Не рождение, а беспечность делает злым. - Сколь велико зло сребролюбия. - Иудино бегство. - Сребролюбцы причиняют себе и другим более вреда, чем бесноватые. - Не освободившийся от сребролюбия не может победить и других страстей. - В каждом возрасте должно подавлять соответствующие страсти.