1) о том, как возник мир:

а) мир не существует вечно, а появился во времени;

б) не сам собой образовался, а обязан воле Божией;

в) явился не в один миг, а создавался в последовательности от простейшего к более сложному;

г) сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию;

д) сотворен Словом Божиим с участием Животворящего Духа;

2) о том, какова природа мира:

а) мир по существу отличен от Бога: он не есть аа) ни часть Его существа, бб) ни Его эманация (исхождение), вв) ни Его тело; б) сотворен не из какого-нибудь вечно существовавшего материала, а приведен в бытие из полного небытия; в) все, что есть на земле, создано из земных стихий, «изведено» водой и землей, по велению Божию, кроме души человека, носящей в себе образ и подобие Божие; 3) о том, каковы следствия творения: а) Бог остается по Своей природе отличным от мира, и мир от Бога; б) Бог не потерпел никакой убыли и не приобрел для Себя никакого восполнения от создания мира; в) в мире нет ничего несотворенного, кроме Самого Бога; г) все сотворено добро зело, значит, зло не явилось вместе с творением мира. Только на тех основах, какие даны в Моисеевом сказании о происхождении мира, возможна истинная религия. Без признания Личного Бога мы не могли бы Его любить, Его прославлять, благодарить, искать у Него помощи, Ему молиться; мы были бы как сироты, не знающие ни отца, ни матери. Если бы мир был совечен Богу, это значило бы, что Он в каком-то отношении равен Богу, в каком-то отношении независим от Бога, а в таком случае сам был бы как бы полубог, со всей своей изменчивостью и существующим в нем злом, разложением и смертью. Это вело бы к мысли об ограниченности Божества, то есть к извращению самой идеи Божества, как Существа неограниченного; или же вело бы к двубожию. Если бы мир был рожден из существа Божия, по эманации, то он сам по достоинству был бы как Бог. Тогда не было бы Существа высшего над нами; если мир есть божество, то и мы сами в нем — божество,— и не было бы для нас Бога. Но мир имеет начало. Мир сотворен во времени. Есть Высшая Вечная, Премудрая, Всемогущая, Благая Сила над нами, к Которой радостно устремляется и прилепляется дух верующего человека, с любовью взывая: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; Земля полна произведений Твоих... Да будет Господу слава во веки (Пс. 103). С совершенною ясностью и определенностью проповедовалась в Церкви истина, что мир произошел не сам собою, а Творец его есть Бог, Который создал его не как художник из готовой материи, а как истинный Творец, сильный производить все одною силою Своего хотения и всемогущества, силою свойственною Ему одному, как Богу. Вместе с этим ясно и твердо высказывалась истина Троического действования в творении мира, в творении мира указывалось на участие Слова или Сына Божия, то есть та истина, которая вместе с утверждением на 1 Вселенском Соборе единосущия Сына Божий со Отцом была внесена в самый вселенский Символ и выражена словами: "Имже вся быша". Святая: Троица, во Отце, Сыне и Святом Духе познаваемая, есть "Троица", не имеющая в Себе ничего чуждого или пришедшего отвне, не из Зиждителя и твари составлена Она, но есть всецело творящая и зиждительная. Она подобна Самой Себе: нераздельна по естеству и едино Ее действие. Отец творил все Словом в Духе Святом... Ничто не приходит в бытие и не совершается иначе, как только чрез Сына в Духе. Св.Василий Великий, говоря об участии Духа Свягаго при творении мира, ссылается на слова Бытописателя: "Дух Божий ношашеся верху воды" (Быт. 1,2), - объясняет их в том смысле, что Дух согревал и оживотворял мировое естество, приуготовляя его к рождению живых тварей, подобно тому, как птица насиживает яйца, сообщая им чрез это некоторую живительную силу. Кроме того, ссылаясь на слова Писания: "Словом Господним..." (Пс.32,6), "Дух Божий сотворивый мя" (Иов.33,4), он объясняет их в смысле участия в творении и Святаго Духа, и Его наравне с Сыном уподобляет руке, чрез которую Бог производил Свое творение. В другом месте, объясняя слова Апостола: "Яко из Того и Тем и в Нем всяческая" (Рим. 11,36), он между прочим, говорит: "0дин Бог, от Которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все, один также Дух Святой, в Котором все".67 Мысль эту св.Григорий Богослов пополняет тем замечанием, что Бог Отец, пожелав создать существа, которые могли бы наслаждаться Его благостию, произвел в Себе мысль о них, мысль же Его стала делом от того, что была исполнена Сыном, а довершена Духом.68 Между тем, после подобного рода частных рассуждений о Святом Духе как Творце, это учение о Нем вместе с учением о Его Божестве было рассмотрено и окончательно утверждено на Втором Вселенском Соборе, которым, как известно, постановлено было вместе с словами, выражающими Божество Духа: "Господа... Иже от Отца исходящего", включить в Символ веры и термин: "Животворящего", чем обозначалось и Его творческое отношение к миру наравне со Отцом и Сыном. С этого времени позднейшие отцы и учители уже совершенно ясно и непрерывно учат о нераздельном участии всех Трех Лиц Божества, а, следовательно, и Святом Духе в творческом произведении мира.