Слово «богословие» (греч. ????????, от ??т? – Бог и ?у??? – слово) в различные эпохи могло употребляться в различных значениях. Так, свв.отцы Православной Церкви понимали под «богословием» учение о Боге в Самом Себе, о Пресв. Троице. А все остальные разделы вероучения (о Боге Творце Мира. О Боге Промыслителе, о Воплощении Сына Божия, О Втором Пришествии Христовом и т.д.) относили к области Божественного домостроительства или икономии.9 Позднее богословием стали называть все христианское вероучение, включая учение о Боге, так и о Его домостроительстве. В настоящее время под богословием понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое, нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. В корпусе богословских дисциплин особое место принадлежит догматическому богословию.

«Православное догматическое богословие – наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви»10

По определению арх. Макария (Булгакова), догматы11 суть

«откровенные» (т.е. открываемые нам Самим Богом – О.Д.) истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.

Вероучение, освоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо:

а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя: «Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта…, если бы не стояла задача научить ближнего».

Лишенный догматического сознания, в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, такой человек подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он, в принципе, не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле устроения спасения принадлежит собственно человеческой активности.

б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие. Догматическое сознание и ересь Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование «ереси». По своей сущности ересь (от греч. ??????? - выбор, предпочтение) представляет собой части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка. Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все вообще неправославные. Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако, будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп.Силуан предупреждает: