Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное различаются еще следующие виды откровения: внешнее и внутреннее. Это подразделение имеет для себя основание в самом понятии откровения, которым предполагается две стороны: внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная) - сообщение чего-нибудь и усвоение сообщаемого. Откровение должно быть не только воспринято, но и понято, и притом понято безусловно верно тем лицом, которому оно сообщено. А для этого необходима не только высшая степень естественной (психологической) восприемлимости, но требуется особое внутреннее озарение, которое означается словом "божественное" или "сверхъестественное вдохновение". В богословском словоупотреблении божественное вдохновение называется словом "богодухновенность", которым означается сверхъестественное воздействие Духа Божия на пророков и апостолов, под наитием которого они правильно изъясняли сообщавшиеся им откровения и верно излагали их в своих священных книгах.

Естественный и сверхъестественный пути богопознания

Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы посредством наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются путем изучения исторических памятников и документов. Каким образом возможно для человека иметь знание о Боге? Материалистические учения объясняют возникновение веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в сознании человека окружающей действительности. Однако, такого рода теории не выдерживают критики. В самом деле, человек может воспринимать действительность искаженно, например, принять канат за змею, но только при условии, что ему предварительно известно, что такое змея. Житель крайнего Севера никогда не имевший дело с этими теплолюбивыми рептилиями, такой ошибки никогда не совершит. Следовательно, для того, чтобы увидеть в том или ином природном явлении нечто сверхъестественное, необходимо уже предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Потому источником нашего знания о Боге сможет быть только Сам Бог. Однако, объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» (Еф. 4,6) Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру.14 Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенных в мире. В сущности это есть не что иное как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (2-3в.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

Два пути естественного богопознания

Различают два пути естественного богопознания.

а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет творца и Промыслителя. В Свщ. Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения:

«подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем.13,1-2), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1,20) По сравнению свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира – значит ничего не видеть в ясный полдень. б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (8 в.), мысль о том, что "Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого",15 «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно".16 Поэтому «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя», – говорит свт. Василий Великий.