После Символа веры на литургии диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом; вонмем Святое возношение в мире приносити», — то есть, станем, как прилично человеку предстать пред Бога, с трепетом, со страхом и в тоже время с мужественным дерзновеньем духа, славословящего Бога. И в ответ на призыв вся церковь, принося в жертву хваленье уст и сердец, повторяет вслед за хором певцов: «Милость мира, жертву хваления!» Иерей посылает из алтаря к народу апостольское приветствие: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!» И ответствуют ему на то все: «И со духом твоим!» Священник возглашает: «Горе имеим сердца!» И каждый из стоящих в храме, помышляя о том, что в эту минуту Божественный Агнец идет за него закалаться, божественная Кровь Самого Господа готова пролиться в чашу, в его очищение, и стремясь сердцем от земли к Нему, восклицает вслед за всеми: «Имамы ко Господу!» Напоминая о Спасителе, благодарившем Бога Отца пред преломлением хлеба на Тайной Вечери, возглашает иерей: «Благодарим Господа!» Лик ответствует: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней!» А священник молится втайне Богу, прославляя неизреченные милости Божия, явленные в сотворении мира и искуплении человека, и благодаря Его Благость наипаче за то, что благоволит Он принимать от нас безкровную жертву, аще и предстоят Ему Небесные воинства. При этом иерей возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...» Лик продолжает: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!» К серафимской песни, раздающейся на Небесах, присоединила Церковь песнь, несущуюся к ней навстречу от земли, — ту песнь, которой встретили Царя Небесного на земле еврейские отроки, когда совершал Он Свое вшествие во Иерусалим на принесение Себя в жертву: «Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне!» Этой песней и теперь вся Церковь встречает Его, невидимо грядущего с небес во храм, как в таинственный Иерусалим, для принесения Самого Себя в жертву в предстоящем таинстве.

Между тем, как во храме раздается торжествующее сладкопение серафимской песни, священник продолжает молиться тайно, вспоминая события Тайной Вечери, когда Господь Иисус Христос «прием хлеб даде святым Своим учеником и апостолом рек...» И затем возглашает иерей: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». А лик возглашает торжественно: «Аминь». И иерей, произнеся тихо: «подобие и чашу по вечери, глаголя», — громко возглашает сей глагол Самого Спасителя: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, ямсе за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов»; лик опять возглашает: Аминь. Наступает минута жертвоприношения. Священник опять молится тайно, а затем громко возглашает слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» В ту минуту, когда на клиросах возносится умиляющее и тихое сладкопение: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш», —в алтаре происходит страшнейшее и таинственнейшее во всей Литургии священнодействие, когда хлеб и вино, досель бывшие образами Тела и Крови, становится самым Телом и Кровию Христа... В алтаре происходит троекратное призывание Духа Святого: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися!» Вслед за третьим призываньем диакон преклоняет главу свою и, указуя орарем на святый хлеб, говорит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб!» Иерей знаменует Святый Хлеб, говоря: «И сотвори убо Хлеб сей честное Тело Христа Твоего». Диакон произносит: «Аминь». Благоговейно указует диакон орарем на Святую Чашу, произнося: «Благослови, владыко, Святую Чашу!» Благословляя ее, иерей произносит: «А еже в Чаши сей честную Кровь Христа Твоего». Диакон возглашает: «Аминь». И вновь указывая на Чашу и на дискос вместе, произносит диакон: «Благослови, владыко, обоя», — и благословляет обоя священник, глаголя: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон троекратно возглашает: «Аминь!» Пресуществление совершилось. То самое Тело, в которое облеклось Вечное Слово, быв на земле, Тело Самого Владыки, лежит теперь закланное на алтаре, и совершилось заклание глаголом, наместо меча; не иерей, но Сам Верховный Вечный Архиерей совершил сие заклание. На престоле лежит не образ, не вид тела, но то самое Тело Господне, которое страдало на земле, терпело заушения, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось на небеса и сидит одесную Отца! На колокольнях раздается звон, да возвестится повсюду страшная минута, чтобы, где ни услышал бы о том человек, находится ли он на ту пору путником в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своем или занят делом в ином месте, томится ли даже в тюремных стенах, или на одре тяжкой болезни, — чтобы отовсюду мог в эту минуту вознести моление к Господу о спасении своем и о том, да не в суд и во осуждение будет страшное таинство сие кому-либо из его братии. Все молящиеся во храме повергаются в эту минуту долу перед Господом, и священнослужители, повергнувшись ниц перед святым престолом, творят усердные поклоны. Каждый молящийся в Церкви в эту великую минуту возносит внутренний глас ко Господу, да помянет его в Царствии Своем. Священник же, помолившись втайне, дабы всем предлежащее Тело и Кровь Христа были в оставление грехов, в дерзновение ко Господу, а не в суд и осуждение, в виду самого Тела и самой Крови Его, поминает всех, от ветхозаветных патриархов и пророков до единого из ныне живущих христиан. Прежде всех других и особенно (изрядно) именует он Пресвятую Богородицу, и в ответ на то воспевает в честь Ее весь лик славословие, которое повторяет за ним вся церковь: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу...» Вслед за тем поминает иерей Иоанна Предтечу, апостолов, святого, которого память совершается в тот день, и всех святых и молится о всех усопших в надежде воскресения жизни вечной. Потом поминает иерей и всех живущих; молится о государе и, помышляя о всей святости его звания и о всей трудности его служения, усердно молит Бога, да укрепит его святой силою Своею, да покорит ему под ноги всякого врага и супостата. И молится иерей о палате и воинстве, да исполняют честно, твердо, святой долг свой; молится он о пастырях церкви и, помышляя, как свят их долг и страшен ответ, иерей не иначе, как в душевном сокрушении, возносит к Богу сии слова: «Даруй их святым Твоим церквам, в мире целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоя истины!» Затем возглашают певцы: И всех и вся!

И безмолвным молением, соединяясь с молением тайным своего пастыря, молится весь народ о всех и за вся, присоединяя, каждый от себя, в эту минуту всех, поименно им знаемых: не только тех, которые его любят, но и тех, которые его не любят, — о всех вообще...

24. «Аще хочеши внити в живот, соблюди заповеди»

Весьма редкие ныне избирают тесный и прискорбный путь делания заповедей, который заповедал нам Господь Иисус Христос. Потому-то Он изрек святейшими Своими устнами по окончании притчи о человеке, вшедшем на брак сына царева не в брачной одежде: «Мнози суть звони, мало же избранных» (Мф. 22; 14). Мы, грешные, когда и приидет маленькое желание спастись, принимаемся за оное опять не так, как призывает святое Евангелие, но как сами желаем, и потому исполняем не волю Божию, но свою, и делаемся рабами самомнения. Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких; мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовью ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах... То есть мало таких, которые бы обращали свое внимание на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Священном Писании, что для спасения души необходимо носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги; между тем Евангелие говорит ясно, что именно за неимение любви к ближнему осудятся на Страшном Суде грешные, а праведные за исполнение ее будут оправданы. И когда юноша сказал Спасителю: «Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный? — Он отвечал: Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди. Глагола ему: "Кия"? Иисус же рече: еже, не убиеши; ...не лжесвидетельствуеши; чти отца и матерь; и: возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе» (Мф. 19; 16-19). И святой Апостол, разъясняя, говорит: «Аще, языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во все сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть» (1 Кор. 13; 1-3). И неоднократно повторял Господь слова Свои, сказанные прежде юноше. Так пред смертию Своею говорил ученикам: «аще любити Мя, заповеди Моя соблюдите, и: имеяй заповеди Моя, и соблюдай их, той есть любяй Мя, и опять: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин. 14; 15,21,23).

Видите ли, возлюбленные, что соблюдение заповедей рождает любовь, и желающий достигнуть ее не может идти иначе, как путем сохранения заповедей. Следовательно, не имеющий любви ничего не имеет, или, иначе сказать, — как любовь приобретается исполнением заповедей, то, кто не исполняет заповедей, как следует, — награды не получит, какие бы подвиги (мнимые) ни имел... И еще яснее скажу: не только обыкновенный мирской человек, к которому клонятся слова мои, никакой надежды ко спасению не имеет, когда он не исполняет, как должно, заповедей Христовых, то есть, когда смирение не полагает в основание своих подвигов и самочинно к ним приступает, но даже и пророк, и чудотворец, если не сохраняют всех заповедей, будут отвержены Христом Спасителем по сказанному: «мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем их: яко николиже знах вас, отъидите от Мене делающии беззаконие» (Мф. 7; 22,23). Видите, кто изгоняется за несохранение заповедей? Но за принесение должного покаяния даже мытарь, блудница, разбойник сделались наследниками блаженства нескончаемого. Может быть, спросит здесь кто, от чего же многие святые Отцы делали большие подвиги, как например, постились, безмолвствовали, носили вериги, хотя последнее и реже? — Отвечаем: всякому духовному возрасту прилична сообразная пища духовная. Святые Отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей, а когда очистились, сделались так духовны, что иногда забывали «аще в теле суть, или вне тела», — не ощущая его потребностей. И каково было их притом смиренномудрие, когда, и достигнув совершенного бесстрастия чрез непрерывное понуждение себя к добродетелям, — все еще почитали себя страстными; и, не преставая в этом подозревать себя, продолжали удручать тело свое подвигами! По этой-то причине и муж, в себе Христа имевший, говорил: «...умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам исключим буду» (1 Кор. 9; 27).

Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны, но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее "царским путем", и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Любите, братие, врагов ваших, благословите клянущих вас, добро творите ненавидящим и гонящим вас, побеждайте благим злое (то есть смирением) по заповеди: ударившему тебя в ланиту, обрати и другую; желающему взять твою ризу — отдай и срачицу (Мф. 5; 39. 40). Лобзайте милосердие, ибо Господь сказал: «Аминь глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25; 40). Когда с кем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? На сие Спаситель говорит: «от плод их (т.е. от дел их) познаете их».Поминайте сказанное: отпущающим ближним их согрешения, отпускает и им Бог собственные их грехи. — «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7; 7). В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но Царствия Божия, и остальное (то есть, нужное и потребное) все приложится вам. Возлюбите искушения, ибо блаженны поносимые, гонимые, оклеветанные Господа ради. Лобзайте терпение, потому что не взявшие Креста своего, то есть терпения и благодарения за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми. Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: "Боже, милостив буди мне грешному"! — а когда исполнишь оную, скажи себе: "Я раб неключимый, и сотворил только повеленное". Милосердый же Господь, милуя нашу немощь, успокоит нас в Своем Царствии, когда будем нудиться ко благому, и оправдает на Страшном Судищи, где, по сказанному в Евангелии, первые (то есть, желающие в сем мире первенствовать) будут последними, а последние (униженные и смиренные духом) первыми...(Из писем Оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва)25. Как лучше провести праздничный день? Худо делать худое в будни, еще хуже того — делать худое в праздник: как церковь есть дом, назначенный для служения Богу, так точно и праздник есть время, назначенное для служения Богу. И потому-то, например, грех — красть где бы то ни было, а украсть в церкви ещё грешнее, потому что она есть место Божие; грех — сквернословить везде, а выбраниться в церкви — спаси Господи, потому что она есть место Божие. Вот так-то надо смотреть и на праздники: грех, например, браниться, драться и во всякое время, еще грешнее все это делать в праздники, потому что праздник есть время Божие. Да уж что тут и говорить много? Если и работать в праздники грешно потому только, что работы наши мешают нам служить Господу Богу, то как же не грешно проводить время в пьянстве да в гулянье? Ты скажешь: что же делать в праздники, когда и работать грех, и гулять грех? Не уж-то все молиться? Ведь день-то большой, чем его наполнить? О, Господи! Чего-то леность нам не скажет?! Нам говорят: "Молись Богу в будни", — она тотчас с ответом: "В будни совсем мало времени для молитвы: все работа да работа!" Нам говорят: "Ну, молитесь же Богу по праздникам", — а леность как-тут с ответом: "В праздники уж очень много времени для молитвы; день длинный, одной молитвой его не наполнишь", — то очень мало, то очень много: все беда!Вот как велит нам проводить праздничное время Священное Писание и наши пастыри духовные: встанешь утром пораньше с благословением Божиим и, умывшись, тотчас стань на молитву: поблагодари Господа за все Его милости, какие получил от Него в прошедшую неделю, и в особенности моли его, чтобы Он сохранил тебя от соблазнов в настоящий праздничный день. Вместе с тобою пусть молится и семья твоя. Потом идите к утрени. Помолившись в храме Божием, по окончании утрени, возвратясь домой, читайте Священное Писание, либо какую-нибудь душеполезную книжку — ты читай, а дети пусть слушают; при этом случае потолкуйте да побеседуйте о чем-нибудь, что вычитали, и так у вас незаметно пройдет время до обедни. Когда настанет время обедни, опять идите в храм Божий и берите с собой по силе возможности деньжонок, например, на свечку, на просфору, на украшение храма Божия, на нищих. Возвратившись домой после обедни, спрашивайте детей своих, о чем в церкви было читано в Евангелии да в Апостоле. Когда они расскажут, с молитвою садитесь за обед. После обеда часок-другой не грешно отдохнуть, потом можете пройтись по своей деревне, и при этом, коли есть больные или сироты бездомные, навещайте их, и дайте кому лекарство, кому — совет, кому — утешение, кому — что Господь дать положит на сердце. Потом дома опять читайте с детьми жития святых, и особенно житие того угодника Божия, которого память празднует в этот день Церковь. Тут тоже кой о чем можно потолковать, что вспадет на мысль, при чтении жития угодника Божия; и таким образом незаметно пройдет у вас время до вечера, и наконец после ужина ложитесь спать опять с молитвою, и на душе-то у вас в ту пору будет весело-весело, потому что в этот день вы и Господу послужили, и бедным помогли, да и сами отдохнули от ежедневных житейских работ. Утром после праздника у тебя и голова свежа, и силы крепки, и душа весела, и совесть спокойна. Конечно, ты к этому не привык, и потому сначала для тебя будет трудно, но потом, при помощи Божией, так тебе это слюбится, что и сказать нельзя. Так смотри же, как полезно для нас почитать праздники святые! Почитай праздники, и здоровье-то твое сохранится, и Богу-то послужишь, и бедным-то поможешь, и в семье-то будет мир, и достаток во всем, и на сердце-то спокойно и весело...