(Выписки из Священного Писания)

225. Священная песнь Богоматери

Кто был первый песнотворец новозаветной Церкви? Кто прежде всех новозаветных песнописцев воспел славу и величие Господа, когда Он, Царь Небесный, благоволил приклонить небеса и сойти с небесного Своего престола на нашу грешную землю? Из чьих уст раздалась первая песнь хвалы и славословия Богу — Спасителю грешного рода нашего? Из уст Пречистой и Преблагословенной Его Матери! Она, как древняя оная Мариам, сестра Моисеева, предначала все наши новозаветные хвалебные песнопения в честь Своего Божественного Сына; Она воспела Его милость и правду, всемогущество и святость, еще в то время, когда Он, Господь и Творец неба и земли, восприяв от пречистых кровей Ее человеческое естество, яко младый младенец пребывал в Ее девственных ложеснах! И что это за чудная, поистине Божественная песнь! Как радуется сердце, когда поют ее в церкви Божией! А поют ее почти каждый день, на утрене, пред 9-ю песнию канона (исключая некоторые праздники), поют, предваряя торжественным возглашением: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» — поют с каждением всей церкви и припевают после каждого стиха в честь Самой Составительницы сей песни: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем!» — Неземною радостью радуется душа при этом пении; и так полна радости эта чудная песнь Матери Божией, что, как говорит один пастырь Церкви, и в самые горькие минуты забудешь свое горе, и возрадуешься духом, если только достанет у тебя сил воспеть эту дивную песнь. И это потому, что от великой радости воспета она Самою Матерью Божией, ибо подумайте только, какой радостью было преисполнено сердце Пресвятой Девы Богородицы, когда Она в первый раз воспела эту песнь? Не нашему грешному сердцу чувствовать эту радость: ее могут понимать только Ангелы Божий... Приникнем благоговейным вниманием к глубокому смыслу самой песни; а чтобы лучше уразуметь ее, раскроем Священное Евангелие и послушаем, что благовествует Богоглаголивый Лука о том, когда и по какому случаю Матерь Божия воспела Свою дивную песнь.

«Во дни тыя» — вскоре после благовещения Архангела Пресвятой Деве Марии о зачатии и рождении от Нее Сына Божия, — «воставши же Мариам... иде в горняя»— в нагорную страну Иудейскую, иде «со тщанием» (с поспешностью), ибо вся Она, Благодатная, была теперь преисполнена небесной радостью, а кто ж не знает, кто на себе не испытал, как сильное чувство радости побуждает нас поскорее поделиться им с людьми близкими? Ведь от избытка сердца глаголют уста! И с кем ближе всего было поделиться Благодатной Деве Своей радостью, если не с близкой Своей сродницей, праведной женой старца — священника Захарии — Елисаветою, о которой притом от того же Архангела узнала Она, что и ее, всеми поносимую за неплодство, посетил Бог Своею милостью, что и она, Елисавета, теперь зачала во чреве сына, и радуется великой радостью о Боге Спасителе? И вот идет Пресвятая Дева, идет со тщанием в горняя, «во град Иудов», лежавший к юго-западу от Иерусалима; «и вниде в дом Захариин и целова (приветствовала) Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино (лишь заслышала старица Елисавета знакомый голос возлюбленной своей сродницы), взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет...» И открылась тогда пред духовными очами матери Предтечевой тайна, никому из людей еще недоведомая; она познала, кто пришел посетить ее, и от избытка счастия «возопи» (воскликнула) она «гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего: и откуда мне сие (чем заслужила я грешная такую великую честь, такое счастье), да приидет Мати Господа моего ко мне; се бо (ибо вот), яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами (радостным трепетанием) во чреве моем: и блаженна Ты, веровавшая, яко будет (сбудется непременно) все, глаголанное Тебе от Господа!»

Глубоко тронула смиренную Деву Марию эта необыкновенная встреча; из уст Елисаветы Она услышала повторение благовестия Архангелова; и вот тогда-то из Ее пречистых уст излилась вдохновенная песнь во славу Бога Спасителя. «И рече Мариам: величит (славит) душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». В Нем едином все Мое счастие, вся радость, все блаженство; Сама Я — раба непотребная, Он — Мой Спаситель: «яко призре» (Он милостиво призрел) «на смирение рабы Своея» (на Мою бедность и ничтожество) «се бо отныне ублажат Мя» (будут благословлять и превозносить Меня как Матерь Божию) «вси роди» (все люди, все народы), все те, кто уверует в Моего Сына и Бога, «яко сотвори Мне величие Сильный» (Он Всемогущий сотворил со Мною великое дело), и да будет «свято имя Его» — слава Ему Всесвятому, творящему дивная чудеса! «И милость Его» — Его несказанное милосердие — изливается и переходит от отцов на детей, от предков к потомкам «в роды родов к боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею» — Он явил силу Своего всемогущества: расточи (рассеял, обезсилил, уничижил) «гордыя мыслию сердца их», надменных своим знанием и происхождением, «низложи сильныя со престол» — смирил гордыню самонадеянных язычников, избрав для совершения спасения уничиженный народ еврейский: «и вознесе смиренныя: алчущия» (сердечно желавших спасения) «исполни благ» — щедро оделил благами Царства Небесного — и богатящыяся (гордо хвалящихся своими мнимыми добродетелями) отпусти тщы (оставил ни с чем). «Восприят» — опять взял под Свое отеческое попечение народ еврейский — «Израиля отрока Своего, помянути милости», исполнив древние обетования, якоже глагола чрез пророков о грядущем Спасителе «ко отцем нашым, Аврааму и семени его» (его потомству); и эта милость Божия продлится ко всем людям отныне и до века!

(Изложение Святого Евангелия от Луки (1; 39-56))

226. Рождество Предтечи Господня Иоанна.

Когда незаходимое Солнце — Христос Спаситель наш благоволил воссиять миру и, приклонив небеса, сошел в святейшее самого неба девическое чрево, надлежало явиться пред Ним деннице — от неплодной старицы Святому Предтече Иоанну, дабы он предвозвестил людям пришествие Господне. И вот, когда исполнилось время чревоношения святой Елисавете, жене священника Захарии, она родила сына в старости своей, подобно тому, как некогда Сарра родила Исаака. Так чудо предшествовало чуду: прежде нежели Пресвятая Дева Мария родила Христа, престарелая Елисавета родила Предтечу Христова, дабы видевшие необычайное по законам природы рождение от неплодной старицы, уверовали потом превышеестественному рождению от безмужной Девы: ибо всемогущая сила Божия, разрешившая неплодство старицы Елисаветы, конечно могла и нетленную отроковицу Марию соделать Матерью, ибо Создателю послушно всякое естество.Когда же Елисавета родила сына, и узнали о том ее соседи и сродники, то все радовались милости Божией, какую явил ей Господь, сняв с нее поношение безчадства. И исполнились тогда слова благовестника Гавриила, который говорил Захарии: жена твоя родит тебе сына, и многие о рождестве его возрадуются.В восьмой день по рождении собрались в дом Захарии священники и другие сродники, чтобы обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца — Захариею, но мать не соглашалась на сие. Будучи супругою пророка и матерью величайшего из пророков, Елисавета и сама была исполнена дара пророческого, и как пророчица желала, чтобы ее сына нарекли Иоанном. Тогда обратились к отцу младенца и знаками стали спрашивать его: как бы он желал назвать сына? Немотствующий Захария попросил дощечку и написал: «Иоанн будет имя ему». И тотчас отверзлись уста Захарии, и разрешился язык его, и он стал говорить, прославляя Бога. И дивились все таким чудесам: дивились тому, что старица неплодная родила сына, и что отец и мать избрали для сына необыкновенное имя, и что по написании сего имени немой отец стал говорить. И был страх на всех живущих вокруг их; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.И все, слышавшие о сем, говорили: что будет младенец сей?И рука Господня была с младенцем, умножая в нем благодать Божию, и охраняя жизнь его. Дошел слух о чудесном рождении Иоанна и до царя Ирода.Между тем, Елисавета, укрываясь в горах, усердно молила Господа защитить ее с младенцем. Раз она увидела издалека воинов, которые искали ее; и воскликнула она к горе каменной, которая была пред нею: "Гора Божия! Сокрой мать и дитя!" И расступилась пред нею гора, и скрылась там святая Елисавета со своим сыном. А воины возвратились к Ироду ни с чем. Тогда Ирод послал к Захарии в церковь сказать: "Отдай мне твоего сына Иоанна!" — Святой Захария отвечал: "Я теперь служу Господу Богу Израилеву, а где мой сын — не знаю". И разгневался Ирод; и послал к Захарии в другой раз с приказанием: если не отдаст он сына своего, убить его самого. И пришли свирепые убийцы, как звери лютые, и говорили со гневом священнику Божию: "Где ты скрыл своего сына? Отдай нам его — так царь повелевает! А если не отдашь, то сам сейчас же умрешь!" — И отвечал им святой Захария: "Вы убьете тело мое, а Господь приимет душу мою!" — и бросились на него беззаконные, и убили его между алтарем и храмом. И застыла его святая кровь на мраморном помосте подобно камню, на вечное обличение Ироду.А Елисавета пребывала в пещере горы той, покрываемая Богом вместе с Иоанном; и появился там для них повелением Божиим источник ключевой воды, и выросла финиковая пальма с плодами, которыми и питались они. Спустя сорок дней после убиения Захарии преставилась и святая матерь Предтечи. А святой Иоанн, питаемый Ангелом, возрастал и хранимый Богом пребывал в пустыне той до дня явления своего Израилю.