(Из древней рукописи "Статир")

249. Преславное таинство Христова воплощения.

Таинство странное и поистине изумительное представляет мне торжество настоящего праздника! Слышу раздающиеся пения пастырей, которых звуки с пустынных полей возносятся к небу и смешиваются с хорами Ангельскими: Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы в радостных песнях прославляют Господа, и святая радость одушевляет их в сей день, в который Божество соединилось с человечеством. О, день высокого смотрения (воплощения)! О, день неизреченной благости! Бог, сущий превыше небес, нисходит даже до нашего ничтожества, а человек, столь глубоко низринувшийся чрез свое падение, возвышается даже до небес! Ныне Вифлеем есть истинный образ неба, не того, которое украшают звезды и освещают лучи солнца, но того, которое оглашают своим пением хоры Ангелов и где сияет вечное Солнце правды — Христос Бог наш. Не вопрошай меня: как совершилось это чудо? Ибо там, где повелевает Бог, природа только повинуется. Он восхотел и — возмог, пришел и спас нас! Все послушно воле Божией и — Сущий от вечности ныне воплощается! Изумленный величием таинства я трепещу и не знаю, как и на чем остановить мысль мою! Что сказать мне? К какому прибегнуть слову? Я вижу и Ту, Которая носила в недрах Своих Бога и Отроча, рожденное от Нее, но взор мой не постигает того, как совершилось это рождество: ибо, как я сказал, здесь побежден чин естества, и общий порядок изменен. Что Дева родила ныне — знаю, что Она родила Бога — верую; а образ рождения научился я чтить молчанием и не получил правила исследовать оное разумом. Ныне Ветхий денми соделался Младенцем; Сидящий на престоле высоком и превознесенном — во яслех полагается; неприкосновенный, простой и бестелесный — осязается руками человеческими; разрешающий узы греха связуется пеленами. Приемлет мое тело, чтобы меня сделать причастником Своей славы, и чтобы приявши мою плоть, даровать мне Свой Дух. Так, Он приемлет мою плоть, чтобы меня освятить, и дарует мне Своего Духа, чтобы меня спасти... Приидите же, вкупе все прославим святое торжество настоящего праздника: ибо ныне сокрушено иго древнего рабства, повержены в смятение демоны, разрушена смерть, отверст рай, уничтожена клятва, побежден грех, явилась истина для обитания между человеками и слово Божие начало быстро разливаться по миру. Небесная жизнь перенесена на землю: Ангелы дружески обращаются с людьми и люди бестрепетно собеседуют Ангелам, ибо Сам Бог явился на земле, а человек возвышен на небо. Все ныне сближено, все соединено: Бог соделался человеком, не преставая являть в Себе Бога; ясли вместили Того, Которого не может вмещать небо. Даяй пищу всякой плоти питается млеком Матери-Девы; Отец будущего века носится руками Девы, и почивает у персей Ее. — О! какая картина представляется здесь моему взору! Бедный древодел, ясли, Отроча новорожденное, пелены, беспомощная Мать, не имеющая самых необходимых вещей: — везде признаки крайнего убожества! Но сколько богатства в недрах этой бедности! — Только из любви к нам так обнищал Всеблаженный! Но из среды этих яслей Он потрясает вселенную; покрытый пеленами, Он расторгает узы греха. Еще язык Его едва провещавает невнятные звуки, но Он уже наставляет волхвов, — уже обращает их к вере в Себя! Ему, Который невозможное соделал возможным, Христу Господу воздадим славу купно со Отцем и Святым Духом. Аминь.

(Выписка из творений святителя Иоанна Златоуста)

Не унывай даже и ты, брат согрешающий!

«Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас».

Слушатели благочестивые! Как же мы спасемся, как же нас помилует Господь? Мы все грешим, все оскорбляем Бога... После всякого греха и проступка мы раскаиваемся, скорбим, сокрушаемся, но едва только совесть успокоится, как опять принимаемся за то же, за те же грехи. — И сколько раз мы давали обещание всячески хранить себя от грехов, и не сдерживали его! Как же мы спасемся, как же Господь нас помилует? — Не унывай: спасет и помилует тебя Господь. Ты плачешь о грехах своих, сокрушаешься, скорбишь, что оскорбляешь Бога своими грехами: плачь больше, сокрушайся сильнее, но не унывай, а на Господа надейся и к Нему прибегай. Он для того и в мир пришел, чтобы спасти грешников. Грешников пришел Господь спасти. Что же тебе унывать, грешник? Ты первый из грешников: тебя первого Господь и спасет! Только не переставай плакать, не откладывай каяться во грехах своих. Тотчас, в ту же минуту, как согрешишь в чем, к Богу с раскаянием, со слезами обратись. Если согрешишь опять, опять кайся, прибегай к Нему. И если после этого согрешишь: опять к Нему же со слезами, с раскаянием. Долго ли же так? До того времени, когда ты от всего сердца, от всей души скажешь Господу: Господи, мне невозможно спастись без Твоей помощи, без Твоего помилования; Ты — мое спасение, Ты — мой Бог, Ты — мое радование. — Господь, когда увидит, что ты, при всем желании сохранить себя от грехов, все не можешь не грешить, грешишь и все раскаиваешься; поспешит к тебе тотчас на помощь. И мать, пока дитя ее, падая несколько раз, не плачет или не больно плачет, не торопится к нему; а как скоро дитя упадет и сильно заплачет, она тотчас к нему бежит. Так и Господь наш Иисус Христос не тотчас спешит нам на помощь, когда впадем в грех; но когда мы горько восплачем о грехах наших. — Не унывай же, слушатель благочестивый: Господь помилует и спасет тебя, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых, помилует и спасет. Аминь.

(Из "Поучений " протоиерея Р. Путятина)250. С новым годом!Сегодня поздравляем мы друг друга с Новым годом. Но кто из нас, братие, знает, что его ожидает в этом Новом году? Жизнь или смерть? Счастье или несчастье? Честь или бесчестье? Сбудутся ли его желания, или все его труды, все его мечты вдруг обратятся в ничто? Ах, братие! Если бы мы сами себя не обманывали и твердо помнили, сколько добра или зла может ожидать нас в Новом году, тогда, может быть, мы не стали бы с такою лестью поздравлять друг друга с этим годом. — Всех людей, или лучше, всех Христиан можно разделить на две половины: одна — это люди добрые и честные, истинные Христиане, а другая — люди недобрые, Христиане только по имени. Посмотрим теперь, что принесет Новый год тем и другим. Апостол говорит: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8; 29). Это значит, что для любящих Бога все, что бы ни случилось с ними в этой жизни, и доброе и худое, счастье и несчастье, жизнь и смерть, все служит к получению вечного, единого истинного добра —спасения души. Если любящий Бога будет продолжать житие в мире сем, то, значит, он будет продолжать и добро творить, и чрез то приумножать для себя награду в будущей жизни; а если он умрет, то смерть — для него упокоение (Иов. 3; 23), такое упокоение, которое не только освободит его от трудов и забот, от бед и гонений, но и доставит ему отраду и утешение, по слову Пророка: «восхвалятся преподобный во славе и возрадуются на ложах своих» (Пс. 149; 5), во Царствии Небесном. Доведется ли любящему Бога получить откуда-нибудь богатство, или он разбогатеет от своих же трудов праведных: он будет всем делиться с бедными и для своих подчиненных будет вместе — и начальник и отец. Его подчиненные будут сыты и довольны, не будут на него жаловаться, а будут молиться за него Господу Богу. Он и на суд Божий явится с ними с дерзновением, и пред лицем страшного Судии может сказать: «се аз и дети, яже ми дал еси», Боже! (Евр. 2; 13). — А если бы довелось ему в этом году и прежде нажитое добро потерять по какому-нибудь несчастному случаю, он перенесет это несчастие благодушно: «Господь даде, Господь и отъят», — скажет он тогда с праведным Иовом: «буде имя Господне благословенно во веки» (Иов. 1; 21). Если получит любящий Бога какое-либо почетное звание или власть, он и то и другое употребит на пользу общую: он будет защищать обиженных и обуздывать злодеев, а через то еще большую честь и награду заслужит себе в будущей жизни: «побеждающему и соблюдающему дела Моя до конца, — говорит Спаситель и Судия всего мира, — дам ему власть на языцех, дам ему сести со Мною на престоле Моем» (Откр. 2; 26,3; 21). А если бы он и обойден был честию, если бы и той, какую имеет, был лишен, если бы в ссылку был со слан, и в тюрьме закончил свою горькую жизнь, и это все послужило бы во спасение его души: ибо «скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит» (Рим. 5; 4, 5). — Итак, о Новый год — новый гость наш! Принесешь ли ты любящим Бога жизнь или смерть, честь или бесчестье, богатство или нищету, — я без лести поздравляю таковых с Новым годом, так как, по слову Апостола, «любящим Бога» все, решительно все «поспешествует во благое!»— Что до грешных людей, то — не «тако нечестивий, не тако!» (Пс. 1; 4). Если Новый год принесет им смерть, то они пойдут, чтобы получить воздаяние за свои злодеяния; если принесет им жизнь — они будут по-прежнему беззаконновать. Если достанется на их долю честь и власть, они подчиненных своих донага оберут, если умножится их богатство — они еще развратнее или еще скупее станут и засохнут над своим идолом золотым или серебряным... А случись с ними какое несчастие: лишись они чести или имения, или постигни их болезнь, — они не задумаются отверсть свои хульные уста на Бога Самого, они проклянут день своего рождения и наконец, если не самоубийством, то пьянством закончат дни свои... Вот обычная участь тех, кто Бога не любит и беззаконно живет! Все им поспешествует не во благое, а в злое, все ведет их к погибели! А потому и в Новый год им нет причины радоваться, и друзьям их нет основания и не с чем их поздравлять. — Но так как в их воле — все, что ни принесет им Новый год, и приятное, и неприятное, и здоровье и болезнь, и жизнь и самую смерть, в их воле, говорю, все это обратить на пользу себе, чрез покаяние во грехах, — то и сих несчастных собратий наших можно поздравить с Новым годом, хотя и не так, как поздравляем мы людей добрых и благочестивых. Итак, поздравляю вас, братие, с Новым годом, который Бог дает вам для обновления вашей жизни! Очувствуйся, сухое дерево, что еще не коснулась тебя секира гнева Божия, и ты не предан еще огню вечному! Очувствуйся, земля многократно пившая сходящий на тебя дождь милостей Божиих, а произращающая только терние и волчцы, земля негодная и близкая к проклятию, однако еще совсем не проклятая, достойная сожжения (Евр. 6; 7, 8), но еще не сожженная, — очувствуйся, устрашись грозного приговора, принеси плоды, достойные милостей к тебе Божиих и Божия долготерпения! Поздравляю вас с Новым годом, все грешники, доселе о покаянии не подумавшие, — поздравляю только потому, что еще дает вам Господь время на покаяние, что в прошедшем году, то есть еще вчера, не истреблены вы гневом Божиим; поздравляю потому, что меч Божий не коснулся вас, и стрелы Его, поразившие других братий ваших, пока миновали вас... Летят они, стрелы Божий, скорее молнии, и одна поражает целый город, не щадя ни пола, ни возраста: и юноша и дева, и младенец и муж совершенный, и старец — равно падают, ею пораженные... Итак, радуйтесь Новому году, радуйтесь, но так, чтобы эта радость тут же и слезы источала из очей ваших, — слезы покаяния, омывающие скверны греховные и угашающие разжженные на нас стрелы гнева Божия! Пусть этот Новый год будет для нас залогом счастья, или, лучше сказать, благости Божией к нам, недостойным, обновляя нас чрез покаяние в жизнь Богоугодную. — А вы, живущие для Бога и любящие Его, вы, говорю, еще более веселитесь и радуйтесь наступлению Нового года. Вы ничего не потеряли с окончанием старого года. Он прошел, а ваши добродетели остались целы в сокровищах небесных, «идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не крадут» (Мф. 6; 20). Наступил Новый год, а для вас открылось новое поле для трудов добродетели; ваши новые посевы принесут вам и новую жатву нетленную, собираемую в житницы небесные. Послужит ли вам в этом году ваше здоровье и благополучие, тогда и сами вы послужите немощным и несчастным собратиям вашим и чрез то умножите себе награду в жизни будущей. Случится ли вам какое несчастие, или болезнь, или самая смерть: эти несчастия и болезни, случающиеся по воле Божией, будут для вас огнем, который очистит вас как серебро и золото (Мал. 3; 3), и вы еще светлее воссияете, пред целым светом, в день второго пришествия Христова; а смерть — принесет вам только покой от трудов и подвигов ваших. Вы можете говорить то же, что и Апостол Павел говорит: «мне еже жити Христос, и еже умрети приобретение есть» (Флп. 1; 21), и вы, приближаясь к смерти, не с воздыханием, а с радостью воспоете с тем же Апостолом: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия» (2 Тим. 4; 7, 8). — Начнем же, братие, начнем все, и праведные и грешные, и станем проводить Новый год по-Божии; праведные — приумножая добродетели, грешные — принося покаяние в прежних грехах, так чтобы последние поравнялись с первыми на пути к Царствию Божию, и все вместе дождались того Нового года, который вовеки не стареется, и в котором не будет ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти, потому что старое все пройдет и будет все новое! (2 Кор. 5; 17). Аминь.(Из сочинений святителя Георгия Конисского, архиепископа Белорусского)