1. Божие всемогущество и мудрость. Без Бога свет не стоит. — У Бога-Света с начала света все доспето. — Божеское не от человека, а человек от Бога. — Божия вода по Божией земле бежит. — Божия роса Божию землю кропит. — Все в мире творится не нашим умом, а Божиим Судом. Бог дунет — все будет. — Бог делает что хочет, а человек что может. — Никто, как Бог! — Бог все строит, а что Бог не строит, все к лучшему. — Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же, кроме Его. — Не сохранит Господь града, не сохранит ни стража, ни ограда. — Бог даст день, Бог даст пищу, дал живот, даст и здоровье. — Бог лучше знает, что дать и чего не дать. Чужая тайна — Богу явна. Умная голова, разбирай Божии дела!

2. Промышление Божие о людях. Все мы под Богом ходим. — А что ж наша доля, как не Божия воля! — Человек ходит, Бог водит. — Не конь везет, Бог несет. (Потому-то и спрашивают на дороге: куда Бог несет?) Иди с Богом. — За Христом пойдешь, добрый путь найдешь. — Грозную тучу Бог пронесет. — Никто не может, так Бог поможет. — Кабы не Бог, кто бы нам помог? — Кто к Богу, к тому и Бог. — С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога. — Как Бог напитал — никто не видал. — Дает Бог с неба довольно хлеба. — Дает Бог и жиду, и цыгану, Господь и жидов манной кормил. — Плывем по реке, а живот в Божией руке. — Пущен корабль на воду — сдан Богу на руки. — Быть бы худу, да Бог не велел. — Силен враг, да милостив Бог. — Человек нагрешил, а Бог заступил.

3. Милосердие Божие. Богат Бог милостию. — Бог не убог, у Бога милости много. — Божия любовь безгранична. — Божия любовь не чета человеческой. Всяк про себя, а Господь — про всех. Любовь человеческая себя любит, а Божеская — друга. — Люди с лихостью, а Бог с милостью. На всякую долю Бог посьшает. — За вдовою и Бог с сумою (в иных местах поселяне по воскресеньям, после обедни, ходят на поля вдов работать). За сиротою — Бог с калитою. — Ни отец до детей, как Бог до людей. (У пророка Исаии есть выражение еще сильнее: "Забудет ли женщина грудное дитя свое? Но если бы и она забыла, то Я не забуду"). Где голь берет? Бог ей дает. — Голенький — ох! А за голеньким Бог! — Дитя падает — Бог перинку подстилает. Оно Бога не знает, а Бог его любит. — Простачкам Бог опекун. — Бог найдет и в люди выведет. — Кого чем Господь поищет — вознесет. — Бог полюбит, так не погубит.— Твори Бог волю Свою!

4. Душа человека. Душа— Божия. — Душа дороже всего. — Руку, ногу переломишь, сживется, а душу переломишь, не сживется. — Не криви душой: кривобок на тот свет уйдешь. — Душа душу знает, сердце сердцу весть подает. Душа — вера, совесть — порука. — Хоть мошна пуста, да душа чиста. Хоть изба елова, да душа здорова! — Бог души не возьмет, сама не выйдет. — Чужая душа — потемки.

5. Вера. С верой нигде не пропадешь. — Хороша вера, да у деда. — Веру к делу применяй, а дело к вере. — Без веры Господь не избавит, без правды не исправит. — Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь. — Кто без крестов (без нательного креста или без скорбей), тот не Христов. — От Бога отказаться — к сатане пристать. — Отпал бес веры, не познавши своей меры. -Беден бес, что у него Бога нет!

6. Молитва. К вечерни в колокол — всю работу об угол! — Не хлебом живи, а молитвою. — Молитва — полпути к Богу. — Коротка молитва "Отче наш ", да спасает. — Не для Бога молитва, а для нашего убожества. — Богу молиться — всегда пригодиться. — Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы. — Чтобы ни пришло, все молись. — Одно трости: Господи, прости! За Богом пойтить — Божие и творить. — Бог один, да молельщики не одинаковы. Всяк крестится, да не всяк молится. — Молитва без любви не бывает услышана. — Молись, а злых дел берегись. -Дома спасайся, а в церковь ходи. Молитва места не ищет (то есть в церкви не теснись вперед). Церковное стяжание — Божие. — На балалайку станет, на кабак станет, а не свечку не станет? — День свят — и дела спят. Всяка душа празднику рада. — Дурак Божиих дней не разбирает. Кто Богу угоден, тот и людям приятен. — То не спасенье, кто пьян в воскресенье. — Проси Николу, а Он Спасу скажет. Призывай Бога на помощь, а святого Николу в путь. — Когда придет тревога, поневоле ухватишься за Бога. — Нужда научит Богу молиться. — Кто на море не бывал, тот досыта Богу не молился. — Нет труднее: Богу молиться, родителей кормить, да долги платить. — Послушание паче поста и молитвы.

7. Милостыня. Милостыня — сухари на дальнюю дорогу. — Приготовь домашним пищу, а потом подай и нищу. — Просит убогий, а подаешь Богу. — Милостыня пред Богом оправдает. — Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их. — Подавая милостыню в окно, отворачивайся и молись иконам (не гляди, кому подаешь). Подай, Господи, пищу на братию нищу! — Дай Бог подать, не дай Бог брать! — Дающего рука не оскудеет.

8. Жизнь. Труд. Терпение. Все по-новому, да по-новому, — а когда же будет по-доброму? — Жить — Богу служить. — Не так живи, как хочется, а так, как Бог велит. — Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая! — На человеческую дурость есть Божия премудрость. — Верь Богу, а не верь себе. Будьте живы и Богу милы. — Жизнь дана на добрые дела. — Божия тварь Богу и работает. — Пораньше просыпайся, да за Бога хватайся. Бог тому подает, кто рано встает. — Не торопись, сперва Богу помолись. — Кто перекрестясь работает, тому Бог в помощь! — С Бога начинай и Господом кончай. — На Бога положишься, не обложишься. — Ты к худшему, а Бог к лучшему. — Бог труды любит. На Бога уповай, а без дела не бывай. — Без дела жить — только небо коптить. — Скучен день до вечера, когда делать нечего. — Делу — день, веселью — час. — Ты от дела на шаг, а оно от тебя на десять. — Сам будешь плох, так не подаст и Бог. — Дал Бог руки, а веревки сам вей. — Работай — сыт будешь; молись — спасешься; терпи — взмилуются. — Трудовая копейка два века живет. Доброе начало — половина дела. — С молитвой в устах, с работой в руках. — Сей, рассевай, да на небо взирай. — В небо приходящим отказу не бывает. — Что худо, того бегай, что добро, тому следуй. — Боже поможи, но и сам ты не лежи. — На Бога надейся, а сам не плошай. — Христос терпел, да и нам велел. — Не гневи Бога ропотом, а молись Ему шепотом. — Не потерпев, не спасешься. — За терпенье Бог даст спасенье. — Во времени подождать, у Бога есть что подать. — На этом свете помучимся, на том порадуемся. — Дай Бог пожить, а то нечего тужить! — А и в горе жить — не кручину быть. — Подумаешь — горе, а раздумаешь — власть Господня! — В беде не унывай, а на Бога уповай. — В печали не унывай, в радости не ослабевай. — Здесь радость не вечна и печаль не бесконечна. — Бог по силе крест налагает. — Что будет, то будет, а будет то, что Бог даст. — Чего Бог не дал, того и не домогайся. — Бедность учит, а счастье портит. — Кто малым доволен, тот у Бога не забыт. — Напитай, Господи, душу малым кусом! —Лучше "Слава Богу", нежели "Подай, Боже?"9. Отношение к людям. Где любовь, там и Бог, там тишь да гладь, да Божия благодать. — Где просто, там Ангелов со сто, а где хитро, там ни одного. — В простых сердцах Сам Бог почивает. — Живи смирнее, так всем будешь милее. — Смирение — девушке (и молодцу) ожерелье. — Гордым Бог противится, смиренным дает благодать. — Диавол гордился, да с неба свалился. — Не бойся никого, кроме Бога одного. — Делай добро и никого не бойся. — Сей добро, посыпай добрым, жни добро, оделяй добром. — Доброму Бог помогает. — Кто добро творит, того Бог благословит. — Час в добре пробудешь, все горе забудешь. — Добро творить — себя веселить. — С добрым жить хорошо. — Торопись делать добро, — не равно не успеешь. — Доброму человеку Бог прибавит веку. — Доброе дело на два века: на тот и на этот. — Кто добро творит, тому Бог оплатит. — За неблагодарных Бог благодарит. — Человек не для себя родится. — Всякий мирянин своему брату семьянин. — Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви! — Худо тому, кто добра не делает никому. — Не рой другому ямы, сам попадешь. — Торгуй правдою, больше барыша будет. — Ищи себе прибыли, и другому не желай гибели. — Другу дружи, а недругу не вреди. — Дружбу помни, а зло забывай. — Своего "спасибо" не жалей, а на чужое не напрашивайся. — Денежка чужая твой рубль сожжет. — Неправедное собранье — прах. — Честный человек дороже каменного моста. — Не обижай голяка: у голяка такая же душа. — Бедного обижать — себе добра не желать. — Болезному милость творить — с Господом Богом говорить. — Не строй церкви — пристрой сироту. — Из-за сирот и солнце сияет. — Сиротская слеза даром на грудь не канет. — Бойся не богатого грозы, бойся убогаго слезы. — Чужой бедой сыт не будешь. — Не сбывай с рук постылого, отберет Бог милого. — Злой человек Бога не боится и людей не стыдится.480. Без священноначалия нет и ЦерквиЧто не всяк может быть пастырем и учителем церковным, а только избранный, призванный самим Богом, о сем Апостол прямо говорит: «никтоже сам себе приемлет честь (власть церковную), но званный от Бога, как и Аарон» (Евр. 5; 4). Правило святых Апостолов то же утверждает: «восхищающие недарованное им раздражают Бога, такоже сынове Кореовы, и Озия царь...» (Правило святых Апостол 2). Пусть сему внимают у называющих себя "старообрядцами" все самозванные их учители, уставщики: «развращающий чин свещеннический, яко дерзну вый таковая, не с Апостолами борется, но с Великим архиереем Христом (там же). Еда ecu Апостоли, еда ecu Пророцы, еда ecu учители» (1 Кор. 12; 29). Нет, но те только, «овых убо положи Бог в Церкви...» (1 Кор. 12; 28), то есть кого призвал и призывать будет Бог. Так, например, по изволению Духа Святаго, Апостолы отделили самого апостола Павла с апостолом Варнавою на служение Церкви (Деян. 13; 2). Варнава и Павел по городам, где устроили церкви, рукополагали для них пресвитеров (Деян. 14; 2). Апостол Павел, как видно из Посланий его, имел многих сотрудников в проповеди Евангельской, кои и оставались епископами разных устроенных им Церквей. Ученика своего, апостола Тимофея, он поставил епископом Церкви Ефесской (1 Тим. 1; 3). Другого ученика, апостола Тита — епископом Церкви Критской, заповедав ему: «оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши (в благоустроении Церкви, благообразии и по чину), и устроиши (рукоположишь, как епископ) по всем градом пресвитеры» (Тит. 1; 5). Преподал епископам Тимофею и Титу и руководства: каких для Церкви Святой избирать и рукополагать служителей и строителей Таин Божиих (1 Тим. 2; 8, 3. Тит. 1; 5-9), внушал святому Тимофею: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины»(1 Тим. 3; 15). Также точно поступали святой апостол Иоанн Богослов в малоазиатских церквах (Откр. 1,4 и др.), святой апостол Петр в Антиохии ("История Церкви" Евсевия. Гл. 2, 1, 3, 23), святой апостол Андрей Первозванный в Византии, откуда чрез его преемников, патриархов Царьградских, священноначалие сообщено было и Святой Церкви нашей Российской.Следуя чину Христову и апостольскому, в Православной Церкви Российской Святейший Синод, как постоянный поместный Собор пастырей, избирает и поставляет, согласно правилу Первого Вселенского Собора и правилу Седьмого Собора, на места епископов лиц, истинно достойных высокого звания священноначальственного. Избираются всегда три лица. Вместо жребия из трех лиц одного утверждает благочестивейший государь, егоже сердце, как и жребий, в руце Божией, по учению Слова Божия (Притч. 21; 1). Утвержденный торжественно нарекается, потом торжественно рукополагается в церкви епископами... В своей епархии таковой епископ не точию преемник апостольский, но и, по слову святого Амвросия Медиоланского, «представляет лице Христа и есть наместник Господа» (Святой Амвросий. Послание 25). Ничего подобного у называющих себя "старообрядцами" не было и нет, да и впредь быть не может, ибо нет у них епископов, значит, нет и Церкви. "Егда несть у них архиерея, таковым не дается Дух Святый", — по словам Отцов Церкви. «Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов» (Рим. 8; 9). Значит, все они, величающии себя "староверами древляго благочестия", не Христовы, не Его святого стада, а чьи-то другие.Скажут: "У нас митрополит Амвросий произвел нам австрийских архиереев". У Амвросия, запрещенного, изверженного из сана своим патриархом и его Синодом, может ли что добро быти? Более тяжкого греха и попрания всех Правил святых Апостолов и Соборных нельзя и найти нигде, как в истории лжемитрополита Амвросия и раскольников буковинских. Они учинили дело "горше самых нечистых бесов. Таковии велие и неисчетное томление (казнь) подымут: ниже бо глас Божественный от них (от Амвросия, ставленника его Кирилла и других), ниже Божественные дела: понеже благодати рукоположения не имут, рукоположенные же от них (зрите все вы, самозванцы австрийского измышления) не хиротописаны, и Крещением не крещены". (Номоканон. Потребник Иосифа). Святой Игнатий Богоносец писал: "Без епископов и Церковь не может назваться Церковью. Им должно повиноваться, как Самому Христу (Послание в Траллианам. 2, 4, 7, 12). Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери, ни Таинства Причащения. Что он одобрит, то и благоугодно Богу. Делающий что-либо скрытно от епископа, повинуется диаволу (Послание к Филадел. гл. 52). "Епископ Бога Отца всех образ есть: пресвитеры яко сонм Божий и союз Апостолов Христовых: без них Церковь несть избрана, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных". (Он же. Посл. Траллианам. 10). "Подобает вам повиноватися епископу вашему и ни в чем ему не прекословити, страшно бо есть таковому пререкати... Аще нецыи епископа убо нарицают, а без него вся творят, таковым речет Той, иже истинный и первый Епископ и един по естеству Архиерей: что Мя зовете: Господи, Господи, — и не творите, яже глаголю, таковии бо недобросовестнии, но лицемери и прелестницы быти". (Он же. Послание к Магнез. 2; 3). Святой Ириней: "Мы можем перечислить тех, которые поставлены Апостолами в епископов Церквей и преемников их до нас". (О ересях. Кн. 3, гл. 3). Святой Киприан: "Преемственно продолжается поставление епископов... так что Церковь устрояется епископами и всякое действие церковное управляется теми предстоятелями". (Послание 27). "Церковь есть стадо, прилепляющееся пастырю, а посему знай, что епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот не в Церкви". (Он же. Из письма к Флорецию Папиану).Что же скажут против таких свидетельств называющие себя "живущими по Писанию и по Отцам", то есть старообрядцы? Вовсе они не Церковь, а безпастырные стада, у них нет никакого священноначалия: ни епископов, ни пресвитеров — уже более двухсот лет, что они сами хорошо знают. Значит, они, не слушая законных пастырей Святой Православной Церкви Русской, не слушают прежде бывших святых Отцов и Апостолов, а потому и Самого Главу Церкви, Христа. Они явным упорством одержимы, говорят вопиющую неправду, что живут по Писанию и по святым Отцам! Вожаки их—богоборные самозванцы, идущие против великого богоучрежденного порядка в Церкви, учение их — ложь богопротивная... Богоносный Игнатий учит: "Повинующийся епископам и священникам, служителям церковным (а не вожакам раскольничьим, самозванцам), с теми и участь им будет о Бозе. Послух ми есть (свидетель мне) Бог, егоже ради узы приях, яко от уст человечих не разумех (не от людей узнал): Дух бо (Святый) поведает мне, сице глаголя: без епископа не творити ничтоже: идеже бо явится епископ, ту множество благих будет... Не идеже хотят и пасутся овчая стада, но идеже я пастуси снабдят (в Святой Церкви); кроме же стада и пастуха оставшия овцы расхитят зверие". Не слушают и Богоносца Игнатия вожаки-начетчики глаголемых "старообрядцев", хотя он священномученик, узник ради Бога и Его приводит во свидетели, уверяя, что Духом Святым внушено ему, чтоб никто ничего не делал церковного без благословения епископа.