Но этого мало. Архангел знает, какую великую честь он должен предложить от лица Божия святейшей Деве Марии, честь быть Матерью Сына Божия, и потому называет Ее Благодатной в высшем смысле сего слова, — по Предвечному Совету Божию Она удостаивается такой великой благодати, какой никто никогда не сподоблялся. Господь с Тобою, — продолжает он, — Господь столь близок к Тебе, столько возлюбил Он святые свойства души Твоей, что Он — Сын Божий, желает нарещи Тебя Своею Матерью. Благословенна Ты в женах! Ни одна жена, ни одна мать великих святых мужей не была столь счастливой Матерью, какой будешь Ты; ни одна жена не соединяла чистоты девства с радостью материнской, зачав, как ты, Единого Безгрешного, Всесвятаго: «Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя: тем же и Раждаемое будет свято и наречется Сын Божий».

Великое дело Божие совершалось тогда в бедном Назарете. Нет сомнения, что великий Посланник небесный предвидел, что воплощение Сына Божия будет источником величайших благ для всего рода человеческого. Он мог помышлять и о том, чем будет Богоизбранная Дева для всего человечества. Всего лучше изъясняют нам слова Архангела наши церковные песнопения, особенно Акафист во славу Матери Божией. Подражая Архангелу, Святая Церковь приветствует ее такими похвалами: Радуйся, Божие к смертным благоволение, радуйся, смертных к Богу дерзновение; радуйся, Еюже облекохомся славою, радуйся, всех родов веселие! Что означают эти и многие подобные приветствия Церкви, как не объяснение слов Архангела: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах? Она — благодатная для всего рода человеческого, чрез Нее во все человечество пришел неиссякаемый источник Благодати, явилось великое Божие к смертным благоволение. Господь с Тобою, — Он с Тобою, и без присутствия Его с Тобою никто из земнородных не имел бы блаженного дерзновения к Богу, люди не имели бы права сказать: Господь с нами! Размышляя о сем священнейшем таинстве, которое видел тогда пред собой Архангел, это было ни что иное, как воплощение лествицы Иаковлевой, которая соединяла небо с землей, Бога с человеками. Поэтому слова его: Господь с Тобою, — выражают то же благоговение, как и слова патриарха Иакова: «несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» (Быт. 28; 17). Благословенна Ты в женах! Жена первая навлекла на всех проклятие, — Ты первая приносишь всем спасение и благословение. В Тебе уничтожится действие смерти, Тобою введется в человечество истинная жизнь. Ты будешь честью и славой для природы человеческой, Ты будешь для всех истинной радостью! По учению Святой Церкви, Матерь Божия почтена благодатию пред всеми Ангелами. Она — высшая всех тварей небесных и земных, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, Она — Царица Небесная, пред Которой в благоговении склоняются самые высшие Силы Небесные. Господь с Нею, в самых Небесах нет, кроме Матери Божией, ближайшего духа к Его Престолу, нет высшего и надежнейшего ходатайства о нас. Она благословенна, препрославленна не только между всеми земными, но и между небесными обитателями.

Такова, братие, высота, на которую вознесена из среды нашей одна душа, любящая Господа, любящая и нас, хотя недостойных. Сколько радостного для нас в мысли об этом величии Матери Божией, Заступницы и Ходатаицы нашей и сколько вместе поучительного! Смотри, христианин, вот до какой высоты может возноситься природа человеческая, если будет совершенно покорна воле Божией! Вот как, смиряли себе, вознесется! Познай, сколь непостижимо велика к нам любовь Божия, которая открывает человекам путь к достоинствам Херувимов и Серафимов. Сын Божий приблизил к Себе Пренепорочную Матерь Свою. Он хочет и всякую душу ввести в подобное блаженное соединение с Собой: «Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже на небесех, той, — говорит Господь, — брат Мой, и сестра, и мати Ми есть» (Мф. 12; 49).

Уподобляйся Матери Божией смирением, послушанием, любовию к Богу, тогда и твоя душа будет благодатной, будет Господь с нею, и она будет благословенна и прославленна во веки. Но не забудем, братие, и того, до какой степени может быть унижена грехами нашими природа человеческая. Какое ужасное расстояние! Быть в сообществе блаженнейших духов, быть вместе с честнейшею и славнейшею Херувимов и Серафимов Матерью Господа, и — быть осужденным вместе с диаволом, вместе с духами отверженными!

Братие возлюбленные! Пока мы живем на земле, двери благодати для нас отверсты. Благодать Божия изливается на верующих в святых Таинствах Церкви Православной. Она касается сердец человеческих в Слове Божием и благодатных писаниях мужей святых. Она исцеляет наши немощи по молитвам святых Божиих, наипаче же по ходатайству Богоблагодатной Матери Божией, Которая не отрекается быть Матерью и всех, верующих в Ее Сына и Бога. С материнской любовию Она призирает с Небес на скорбящий род человеческий. Потщимся же, братие, со всем усердием и ревностию потщимся воспользоваться еще продолжающимся для нас временем благодати, драгоценным временем, когда Господь с нами — до скончания века, и той благодатью к нам Отца Небесного, которой благословил Он нас всяким благословением во Христе Иисусе (Еф. 1; 3).

Будем возносить чаще Архангельский глас к Пресвятой Матери Божией, будем возносить с теми чувствами, какие должно иметь тем, которые искренно желают быть всегда под ее благодатным покровом, участвовать и в Ее небесной радости. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Умоли Господа, да пребудет Он благодатию Своею с нами во веки, да не удалимся мы от Него грехами своими невозвратно. Благословенна Ты в женах, как Матерь и Воспитательница Всесвятаго Сына. Даруй, Владычице, чтобы и мы достойно именовали Тебя нашей благодатной Матерью, чтобы и здесь, и в вечности Ты пребывала с нами, была нашей вечной радостию о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

("Воскресное чтение", 1838)

662. О чем плакал Господь наш, входя в Иерусалим «И яко приближися, видев град, плакася о нем...» (Лк. 19; 41)За 700 лет до явления обетованного Спасителя пророк Исаия из глубины веков приветствовал град Иерусалим радостной вестью: «рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет» (Ис. 62; 11). Прошло 200 лет после этого, и другой пророк, Захария, повторил этот радостный привет: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасали, Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах. 9; 9). Настал час исполнения порочеств, явился давно желанный Царь-Избавитель; ликует Сион, торжествует град Давидов. Тысячи народа устремляются к высотам Елеона, на путь Вифании; все желают с нетерпением скорее узреть великого Пророка, Воскресителя Лазарева. Режут ветви древесные и усыпают ими путь, расстилают одежды по пыльной дороге, высоко поднимают пальмовые победные ветви и повсюду раздается торжествующий радостный привет грядущему Царю: Осанна, помоги, Господи, Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Благословенно царство отца нашего Давида! Мир на Небеси и слава в вышних! Осанна в вышних — помоги, Всевышний Боже!Но где же Сам Он, столь желанный, столь давно всеми ожидаемый? Где Он, чаяние всех народов мира и светлая слава Израиля? А вот Он, кроткий и смиренный, восседает на осляти. Вот Он спускается с возвышенности Елеона, сопровождаемый ликующими учениками. О, какой небесной любовью светит Его Божественный взор! Сколько благости в этих чистых, как само небо, очах! Недаром так любили Его все смиренные, все труждающиеся и обремененные... Но что это значит? Он плачет! И яко приближаяся, видев град, плакася о нем, — говорит святой Евангелист. Да, братие, Господь и Спаситель наш в эти торжественные минуты проливал горькие слезы! Ведал Он, Сердцеведец, что пройдет пять — только пять дней, и этот самый народ, который теперь так радостно приветствует его, грядущего во Иерусалим, будет неистово кричать Пилату: возми, возми, распни его! Знал Он, всеведущий, что этот несчастный народ сам напросится на беду лютую, когда закричит римскому правителю: "Кровь Его на нас и на детях наших!" Как же было Ему не плакать в виду такого легкомыслия и непостоянства, такого гибельного безрассудства избранного народа Божия? Знал Он, что придут дни, когда город этот, теперь столь величественный и царственный, будет разрушен до основания, что от этого, блистающего столь дивной красотой храма, не останется камня на камне, что сотни тысяч несчастных иудеев погибнут от голода и меча. Но прежде, чем все это совершится, неслыханные беды постигнут преступный город: его святыни будут осквернены и поруганы, храм обратится в действительный вертеп разбойников, ожесточенные люди превратятся в каких-то лютых зверей и будут зверски истреблять друг друга, а страшный голод заставит родную мать есть своих собственных детей... Все эти ужасы, грядущие на Иерусалим и богоотступный народ еврейский, проносились пред взором всеведущего Царя. И вот любвеобильное сердце Его исполняется скорбию, и Он плачет, как мать над несчастными погибшими детьми. "О, если бы, — взывает Он, — если бы ты, Иерусалим, хотя в сей день, для тебя столь радостный, уразумел, что служит к миру твоему, к твоему счастию! Если бы понял, что ждет тебя за твое неверие, за твое ожесточение против Меня! Но это сокрыто ныне от очей твоих!"Вот о чем, братие, плакал Господь наш, вступая во град Иерусалим на вольные страдания нашего ради спасения.Когда вспоминаешь это событие, эти слезы Христовы, то совесть невольно говорит: "Вот и мы сегодня встречали Его с ваийями и ветвями, и с песнями церковными, и мы взывали Ему громкое "Осанна", и мы ликовали с иерусалимлянами о Его пришествии. Ведь Он пришел спасти не одних только евреев, но и всех сынов Адамовых, и меня, и тебя, слушатель мой". Итак, об одних ли нераскаянных евреях Он плакал, смиренно восседая на осляти? Не плакал ли Он и о всех нас, братие мои?! О, конечно, плакал, если мы сегодня взываем Ему "Осанна", а завтра по-прежнему будем распинать Его своими грехами, если наша любовь к Нему ограничится только словами, а не будет оправдана нашими делами. Оглянись каждый на себя. Когда ты взываешь Христу: Благословен Грядый, — не слышится ли в твоей совести этот исполненный Божественной любви упрек кроткого, смиренного сердцем нашего Господа: "Иерусалиме, Иерусалиме, ты. как всякая душа христианская, Мною возлюбленная, Моею Кровью искупленная! Сколько раз Я призывал тебя под крыле Свои, как нежная кокошь зовет птенцов своих под свои крылья, сколько раз и словом Моим благодатным, и неисповедимыми путями Моего провидения, и скорбями, и радостями, и счастьем, и несчастиями касался Я сердца твоего, привлекая тебя к Себе, возбуждая к покаянию, к исправлению твоей порочной жизни! Но ты все остаешься нечувственной, тебе все не хочется расстаться с любимыми греховными привычками, с которыми так сжилось бедное сердце твое... Доколе же это будет? То приходишь ты к подножию алтаря Моего, каешься во грехах своих и получаешь прощение чрез служителя Церкви Моей, то паки изменяешь Мне, снова уклоняешься на путь погибельный, опять служишь своим идолам, своим устарелым греховным привычкам. Доколе же будешь хромать на оба колена? Служить то Мне, то мамоне, — своей грешной плоти и миру? Се дние грядут — идет время, наступает час, когда отовсюду окружат тебя, бедная грехолюбивая душа, скорби да напасти, когда постигнет тебя Суд Мой нелицеприятный, и погибнешь ты навеки, погибнешь за то, что не уразумела времени посещения Моего, когда Я звал тебя, а ты не внимала, предлагал тебе помощь Мою благодатную, а ты отвращала от Меня лице свое!"Но да не будет сего, Господи наш премилосердый! Се дние грядут — наступают великие, святые дни спасительных страстей Твоих.