Число сорок многократно встречается в Библии и символизирует полноту. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: четыре (символ пространственной законченности видимого мира) и десять (символ относительной завершенности). Последнее число в свою очередь может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: три и семь . В результате число сорок выражает собой совершенную полноту. Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп (Быт.7:17). По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт.8:6–7). Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жену Ревекку (Быт.25:20). Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет (Исх.16:35; Чис.14:33; Втор.8:2). Число сорок было значимо в жизни пророка Моисея. На три сорокалетия делится его жизнь, продолжавшаяся 120 лет. Сорок дней он провел на горе Синай: Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх.24:18; 34.28; Втор 9:9,18; 10:10). После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение (Лев 12:2,4). Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю (Иис. Нав.14:7). После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет (Суд.3:10–11). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (1Цар.17:16). Давид и Соломон правили по сорок лет (2Цар 5:4; 15:7; 3Цар 2:11; 3Цар.11:42). Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей (3Цар 6:17). Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива (3Цар.19:8). Это же число дней встречается в книге пророка Ионы. Этот срок был дан жителем Ниневии на покаяние: И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ! (Ион.3:4).

В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом сорок связаны два события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился сорок дней, ничего не вкушая (Мф.4:2; Лк.4:2). До Своего вознесения Воскресший Господь оставался на земле сорок дней (Деян.1:3).

Можно ли во время поста готовить пищу с уксусом?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Во все дни Апостольского (Петровского) поста разрешается елей. Нет также ограничения на уксус. Рыба и вино дозволяются только в субботу, воскресение и праздничные дни (кроме сред и пятниц): когда накануне совершается всенощное бдение или полиелейная утреня.

Проходя пост, надо всегда помнить, что это духовная школа. Бедственно состояние человека, не умеющего управлять своими желаниями. Цель поста — дать христианину определенную духовную настроенность и помочь стяжать чистоту сердца и победу над страстями.

Правда ли, что в следующем году и в двух последующих нельзя венчаться, так как это год Вдовы, и год Вдовца?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Вряд ли надо доказывать, что приведенные в вопросе слухи, являются суеверием, т. е. суетной, ложной верой. Более серьезный вопрос заключается в другом: как сохранить свое сознание от всяких человеческих выдумок, пустых мнений. Для этого надо стяжать чистый дух святой веры, жить в тысячелетнем духовном опыте Православия.Можно ли читать «Пастыря» Ерма?священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Автор «Пастыря» — Ерм (Hermas). Он принадлежал к Римской Церкви апостольского века. Имя это встречается в Послании к Римлянам (16:14). Книга эта не включена в новозаветный канон священных книг, но восточными отцами и учителями Церкви оценивалась как полезная и назидательная. Положительно о ней отзывались: Ориген, Климент Александрийский, святитель Афанасий Великий.Где я могу почерпнуть информацию об Иосифе Обручнике?священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Самые надежные сведения о св. праведном Иосифе Обручнике имеются в Евангелии. Их немного, но они драгоценны. Уже само избрание его Божественным Промыслом хранить девство Пресвятой Богородицы говорит о его высокой нравственной чистоте. Сколько духовного благородства открывает его желание тайно отпустить жену, которая была непраздна. С полным доверием к Богу и покорностью Его воле, 80-ти летний св. Иосиф покидает отчество и бежит в Египет, чтобы спасти Младенца. Он проявляет трогательную заботу об Отроке Иисусе: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк.2:48). В это время праведному Иосифу было более 90 лет. Исследователи предполагают, что св. Иосиф умер до начала общественного служения Иисуса Христа. Он ни в одном Евангелии он больше не упоминается.