Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений, устремленности к небесному. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Последствия ее — духовная смерть. Цели и устремления иудеев остались на земле. Земное благополучие, богатство, успех, власть стали основными ценностями, однако в отличие от социально-политических идеологий, в иудаизме эти мирские ценности сакрализуются, им придается религиозный характер. Формировалось это сознание постепенно. Еще до начала благовествования нашим Спасителем Небесного Царствия евреи стали представлять Мессию как могущественного земного царя, который возвысит над всеми народами евреев и сделает их богатыми и сильными.

Однако пророки предвозвестили приход другого Мессии — Страждущего. Об этом с впечатляющей яркостью и точностью говорит пророк Исаия, которого из-за множества пророчеств и точности исполнения их на Иисусе Христе со святоотеческих времен называют «ветхозаветным евангелистом» (Иероним , блаженный. Послание к Павлину). По словам святителя Кирилла Александрийского, «Исаия есть вместе пророк и апостол, его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди» (Толкование на Исаию. Предисловие).

Каков же истинный Мессия?

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…

Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.

…Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.…За преступления народа Моего претерпел казнь.Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10).Знакомы ли евреи с этой главой великого пророка? Не все. Обычно во время еженедельных чтений в синагоге эта глава опускается. Как объясняют ее книжники, которые многие места ветхозаветной Библии знают наизусть? Раввины периода формирования Талмуда признавали, что 53-я глава является пророчеством о приходе Мессии. Однако начиная с известного иудаистского экзегета Раши (рабби Шломо Ицхаки; 1040–1105), раввины утверждают, что 53-я глава говорит о еврейском народе. Опровергнуть это совершенно ложное мнение можно простым обращением к тексту.«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53: 4). Чьи немощи взял на себя еврейский народ и чьи болезни понес?«…ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5). Кто исцелился ранами еврейского народа?