ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ

Протестанты учат русских православных, что молиться за упокоение наших отцов и предков не нужно.

Протестанты учат нас, что крестить наших детей ни к чему.

Жителей России они учат дружно скандировать: «Спасибо тебе, Америка, за то, что ты есть».

Протестанты способны лишь к заочной критике Православия. Оглушить прихожанку, действительно не знающую ни Библии, ни Православия, они еще могут. А вот оправдать свои нападки на Православие перед лицом действительно православного богословия – нет. А, значит, люди, которым дорого Православие, которым дорога Россия, должны освоить сокровище православной мысли, – не издалека знать о нем и отстраненно им любоваться, а самим войти в него.

Проблема «протестантизм и Православие» отнюдь не есть просто проблема соотношения двух групп граждан России. Это и не проблема взаимоотношений двух христианских конфессий.

Православие – это внутренняя проблема русского протестантизма. Это внутренняя боль (иногда осознаваемая, иногда лишь заглушаемая) практически каждого русского протестанта.

Самим фактом своей жизни в России он понуждается все время возвращаться к оправданию своего отказа от Православия. Для этого он должен возобновлять в своем уме некоторый образ Православия, достаточно негативный, чтобы внушать ему отталкивание. Но иногда в поле его зрения попадет некий осколочек православного мира, который не вполне вписывается в этот имидж: то глубокая мысль какого-нибудь святого Отца или православного богослова, с которой даже протестант не может не согласиться, то свидетельство о православном мученике, то глаза живого верующего человека, молящегося, однако, перед православными иконами. А то и просто вдруг взорвет внутренний мир острое ощущение того, что по своей родной стране ты теперь ходишь как чужой, и на ее вековые святыни смотришь холодным взглядом даже не иностранца, а – недруга… И человек начинает думать.

В этом труде мысли я и хотел бы помочь моим соотечественникам, предложив им некоторые сведения о Православии, которых не знают или не рассказывают иностранные проповедники и лекторы. Итак – действительно ли Православие хуже протестантизма? Действительно ли Православие держится лишь инерцией традиции и само не сознает своей жизни и своей практики? Действительно ли православные (как говорят протестанты) лишь целуют Евангелие, но не читают? Чтобы человек мог сделать действительно свободный выбор – он должен знать не только критику Православия сектами (от толстовцев и рериховцев до пятидесятников), но и обоснование православной мыслью (да, мыслью, мыслью, а не просто «традицией») особенностей православного мировоззрения и практики. В этой книге, собственно, нет критики протестантизма. Есть защита и объяснение Православия. Под «протестантами» в этой книге понимаются не наследники Реформации, не немецкие лютеране, не кальвинисты и не англикане.